Спектакль Каприччио в черном и белом
В этом спектакле две контрастные притчи: о жестокости и красоте, о страхе жизни и величии вечного бытия.
«Черное» каприччио — музыкальная притча о силе и беспощадности власти на основе знаменитой "испанской" драмы Мишеля де Гельдерода «Эскориал». «Белое» каприччио — трогательная притча о богатстве и чистоте души по рассказу Оскара Уайльда.
В них все полярно, как черное и белое. С одной стороны натуралистичная, нарочито грубая пьеса Мишеля де Гельдерода, одного их основоположников театра жестокости с его беспощадностью к людям, к любви, к светлой стороне земного мира. С другой — тонкая, эстетская и аллегоричная сказка Оскара Уайльда, в которой редкое для писателя единство красоты и морали рождает хрупкий образ душевной красоты и милосердия.
Удивительно, как композитор смог найти в столь разных, никак не связанных между собой произведениях важные контрастные переклички, которые возникают на всех уровнях сюжета. Эскориал — мрачный испанский замок-монастырь. Сам Гельдерод, описывая его, подчеркивает, что любви и свету нет входа в его двери. Напротив, Уайльд рассказывает, что прекрасный дворец, в котором рос принц, был наполнен любовью и радостью, и за его высокие стены был запрещен вход печалям и бедам. Да и сами герои полярны: немолодой жестокий Король и юный Счастливый Принц. Один жив, но сердце его мертво и глухо к любви и людским страданиям. Второй — мертв, но его оловянное сердце бьется горячее всех других сердец и до краев наполнено любовью и состраданием.
Музыка Владимира Кобекина поражает идеальным соответствием каждому сюжету и силой своего воздействия. Мощная диссонансная партитура «Шута и Короля» сменяется тонкой акварельной звукописью «Счастливого принца», после жуткого «пира во время чумы» в первой опере наступает катарсис во второй. И кажется, что композитор, а вместе с ним и слушатели, за два часа проживают две разные жизни.
Владимир Кобекин — один из самых востребованных среди ныне живущих отечественных композиторов. Он — автор двадцати опер, из которых только три на сегодняшний день не были поставлены. Кобекин — уникальная фигура в российской культуре, человек, который своим творчеством доказывает, что современная опера не только не умерла, но что она жива, актуальна и способна привлечь в театр самую разнообразную аудиторию, удовлетворить вкусы эстетов и меломанов и, в то же время, быть понятной простому зрителю. Композитор трижды номинировался на Национальную театральную премию «Золотая маска» и дважды становился ее лауреатом. Его оперы шли и идут в Екатеринбурге, Новосибирске, Якутске и Саратове, многократно ставились на европейских фестивалях.
Камерный музыкальный театр ранее неоднократно обращался в музыке Кобекина, здесь были поставлены три оперы: «Лебединая песня», «Дневник сумасшедшего» и «Игра про Макса-Емельяна, Алену и Ивана».
На правах рекламы
Одноактные оперы «Шут и король» и «Счастливый принц» прежде ставились лишь однажды: в 1991 году в Свердловском (ныне Екатеринбургском) театре оперы и балета в режиссуре самого композитора.
В спектаклях заняты молодые артисты Камерного театра: Борислав Молчанов и Роман Шевчук («Шут и король»), Екатерина Ферзба, Василий Гафнер и Михаил Гейне («Счастливый принц»). Они уже полюбились зрителям красивыми крепкими голосами и блестящим актерским темпераментом и в спектакле «Каприччио в черном и белом» с полной отдачей вживаются в новые яркие образы.