Спектакль Господин Пунтила и его слуга Матти
Брехтовская история о социальных противоречиях в постановке Миндаугаса Карбаускиса. В главной роли Михаил Филиппов.
Известно, что Брехт видел целью своих произведений высмеивание зажравшейся верхушки и демонстрацию достоинств угнетенного рабочего класса. Главный герой пьесы, выбранной Карбаускисом — отвратительный помещик Пунтила, самодур и тиран.
Но Карбаускис не оправдал ожиданий адептов политического театра — он поставил Брехта, как ставят сегодня Мольера или Бомарше. Пунтила в гениальном исполнении Михаила Филиппова получился обаятельнейшим пьяницей. А его слуга Матти (замечательная работа Анатолия Лобоцкого) не классовым антагонистом, а обыкновенным работником, вынужденным крутиться, чтобы не остаться без зарплаты. Ни плохих, ни хороших здесь нет. Карбаускис исключил однозначность характеров, оставшись верным однажды выбранной манере — концентрироваться на мелочах, разглядывать своих героев как ближайших родственников. Всё понимать и всех жалеть.
Любителям жанра «комедия положений» рекомендуем.
Отзывы о «Господин Пунтила и его слуга Матти»
Ещё 3 отзываВ филиале "На Сретенке" театра имени Маяковского недавно мы посмотрели совсем небрехтовский спектакль по пьесе Бертольда Брехта «Господин Пунтила и его слуга Матти». В этой пьесе не поднимаются остросоциальные темы, нет призывов к классовой борьбе, это скорее народная байка о слуге и хозяине типа "Сказки о попе". Пьеса написана на финской почве, а потому в ней, как и в спектакле много финского колорита. Просто наслаждение наблюдать за взаимодействием на сцене заглавного дуэта: хозяина имения Пунтила (Михаил Филиппов) и его шофера Матти (Анатолий Лобоцкий) - они как бы Дон Кихот и Санчо Панса, только поменявшиеся местами: кругленький, жадный, хитрый Кихот и длинный, грустный, аскетичный Санчо. Спектакль состоит как бы из отдельных скетчей и миниатюр в которорых принимают участие как ветераны сцены, так и новое поколение актеров. Очень смешны переполненный чувством собственной значимости Атташе (Евгений Парамонов) и хозяйственная зануда Пасторша (Анна-Анастасия Романова). Перезревшая дочка Пунтиллы Ева (Зоя Кайдановская) недалеко упала от яблони своего папочки: извалованная, взбаломашная, меняющая свои желания как флюгер под порывами ветра. Очень трогательны обманутые невесты Пунтиллы (Оксана Киселева, Ольга Ергина, Мария Фортунатова, Юлия Самойленко), понимающие что им ничего не светит, но пришедшие в имение в надежде хоть погулять на чужой свадьбе. Даже крохотные образы официанта (Максим Разумец) и пианиста (Александр Браже) запоминаются своей трогательностью и безропотным терпением, а что уж говорить о горничной Фине (Наталья Палагушкина) в весьма юные годы мудро существующей в сложном мире имения Пунтиллы. Пространство спектакля создано замечательным театральным художником Сергеем Бархиным: крохотная деревушка прилепленная в белой безграничности хвойных лесов. Именно в таком уединении особо разгуливается самодурство хозяина, чувствуещего себя удельным князьком. Господин Пунтилла подобен двуликому Янусу: будучи пьяным он душка и либерал, а в трезвости - свирепый самодур. Но о своей выгоде он не забывае в любом случае и ничего не сделает себе в убыток. Режиссер спектакля Миндаугас Карбаускис поставил филигранно смешной спектакль, скрывающий в своей сущности грустную картину жизни.
Бертольд Брехт на сцене театр Маяковского.
Сцена на Сретенке – такая вдохновительная.
Коллекция куколок актеров, пахнет деревом, и закоулки – темные-претемные.
Итак, комедия.
Предыстория которой такова.
Приехал как-то драматург в Финляндию, по приглашению Хеллы Марии Вулийоки.
Она, дама весьма левых взглядов, хлопотала о виде на жительство для Б.Брехта и его семьи.
А также сделала наброски пьесы-фарса «Хозяин поместья Исо-Хейккиля и его слуга Калле», которую Бертольд Брехт прочел, переработал, и поставил уже как свою в рабочем театре в Финляндии.
И, кстати, в качестве автора, писательницу указал. Пока в Финляндии было дело.
А вот в Цюрихе, через 2 года, под названием «Господин Пунтила и его слуга Матти», с указанием авторства Б.Брехта пьеса была поставлена в «Шпильхаузе»
Некогда она шла и в ЦАТРА, вот ведь как.
Однако сейчас замолвим об актуальном, свежем и волнующем.
То есть о постановке в театре Маяковского.
Во-первых, она получилась длинная и очень веселая. Оказывается, это сочетается.
Никогда-никогда нам не надоест смотреть на пьяниц в постановке Миндаугаса Карбаускаса.
Вот лежит судья (Дмитрий Прокофьев), ему составляет компанию добрейший человек, богатый деньгами, коровами и дочерью. Господин Пунтила, которого феерически представляет Михаил Филиппов. Очень крутой актер. Энергия, обаяние плюс много чего еще, о чем не знаю.
Но вот и Матти-шофер (Анатолий Лобоцкий), по всему ничуть не хуже. К ним прибавить финских женщин нужно.
Смешная, гордая, неловкая и капризная Ева, дочь Пунтилы. Ее играет Зоя Кайдановская – глаз не оторвать. Ну и женский финский ансамбль – чумовые «невесты» Пунтилы
Фармацевтка (Ольга Ергина, аутентичная, я так о финках думаю, что все должны быть как она, а когда в бусах красных - огонь), коровница (Мария Фортунатова, куда там, с такими нежными руками, шпионка советская, а не коровница), Эмма-самогонщица (тут все при ней, брюнетка знойная Оксана Киселева, поет и наливает), телефонистка (Юлия Самойленко, манерная девица)
Смешное кроется в том, что Ева выходит замуж за дипломата. (дочь Хеллы Марии Вулийоки, по имени Ваппу была замужем как раз за финским политиком и дипломатом Сакари Туомийя, так что тёща этого злосчастного Сакари явно жжет по поводу атташе вчерную, и Брехт это не выкинул из пьесы). Атташе играет Константин Константинов, ему трудно, никто не любит. Ни невеста, ни тесть (еще и мерзкой рожей называет), и все завидуют. .
В тот время как за пианино сидит Александр Браже, худой до крайности и без волос (для жалостливости?)
В общем, все страшно интересно. Даже когда Бертольд Брехт ни к селу ни к городу втыкает персонажа – учителя-коммуниста с детьми. Детишки-то очень милы, особенно когда пляшут отдельно. Но чувствуется – лишние люди, хоть и симпатичные.
Весь анекдот творится на фоне инсталляции из 115 бутылок прозрачного стекла. Красиво!
Рецензии
«Господин Пунтила и его слуга Матти»: ни слова о политике
В Маяковке Карбаускис поставил «беззубого» Брехта.
20 ноября 2012, Наталья Витвицкая
Читайте про другие
события
Статьи по теме
Актеры «Господин Пунтила и его слуга Матти»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.