Спектакль Электра
Жестокий спектакль по мотивам древнегреческой трагедии про дочь, убившую мать. Действие перенесено в современность. Зрителям, не терпящим вида крови, смотреть не рекомендуется.
Электра — персонаж одного из популярнейших греческих мифов о мести и одна из главных героинь античных трагедий. Дочь микенского царя Агамемнона она не смогла простить своей матери Клитемнестре убийство отца и вместе с братом Орестом совершила акт возмездия. Первым о судьбе Электры написал в своей трилогии «Орестея» Эсхил. Затем Электра стала заглавной героиней произведений Софокла и Еврипида и одним из персонажей трагедии Сенеки «Агамемнон». В дальнейшем к мифу об Электре обращались многие авторы нового времени, включая драматургов двадцатого и двадцать первого веков, в том числе Юджин О'Нил, Жан Жироду, Жан-Поль Сартр.
Молодой, но уже известный режиссер Тимофей Кулябин (номинант Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа режиссера») обратился к версии Еврипида. Как говорит сам постановщик, ему было интересно разобраться в грандиозных по накалу, всепоглощающих страстях, невозможных в сегодняшнем мире, интересно посмотреть на них с позиции современного человека.
Для режиссера очень важна внутренняя мотивация поступков героев. Постановка Кулябина сближает античную трагедию с традицией психологического театра, лишая миф схематичности и однозначности. На основе текста Еврипида Кулябин вместе с актерами выстраивает свою историю. Режиссеру важно, чтобы герои его спектакля стали живыми, мучающимися, страдающими людьми. В его понимании Электра и Орест, совершив «справедливое» убийство, перестают быть героями и становятся обыкновенными преступниками. Потрясение, которое переживают персонажи Еврипида, совершившие беспрецедентное злодеяние, становится центральным событие спектакля. Решительной стилистической модернизации в спектакле не будет, хотя все действие и разворачивается в аэропорту, который создатели спектакля условно называют «древнегреческим». Режиссер обходится без конкретных примет сегодняшнего дня — джинсов, мобильных телефонов и кофе-автоматов, но, по сути, история будет абсолютно современной и лишенной старомодного пафоса.
Вместе с Тимофеем Кулябиным над спектаклем работают талантливый и успешный художник Олег Головко (ученик знаменитого Эдуарда Кочергина) и актерская команда во главе с исполнительницей заглавной роли Юлией Пересильд. Это — первая трагическая роль молодой актрисы, чьи работы на сцене Театра Наций в спектаклях «Шведская спичка», «Рассказы Шукшина», «Киллер Джо», «Фрекен Жюли» стали яркими событиями столичной театральной жизни. В начале сезона Юлия Пересильд блеснула в ведущей женской партии в оперетте Дунаевского «Женихи».
В роли Ореста — артист МХТ Олег Савцов, также с блеском сыгравший в «Женихах» Маркёра (дебют на сцене Театра Наций). В спектакле заняты актеры, хорошо знакомые зрителю по другим спектаклям Театра Наций: Елена Николаева («Шведская спичка», «Шоша», «Женихи»), Юрий Нифонтов («Калигула»), Дмитрий Журавлев («Рассказы Шукшина», «Шведская спичка», «Калигула», «Триумф любви») и актриса Лидия Байрашевская, в недавнем прошлом актриса знаменитого новосибирского «Красного факела» и Санкт-Петербургского ТЮЗа имени А. А. Брянцева, ныне успешно работающая в столичном театре «Практика».
Отзывы о «Электра»
Рецензии
«Электра»: о чем молчит Бог
Театр Наций открыл Малую сцену кровавым блокбастером по трагедии Еврипида.
16 января 2013, Наталья Витвицкая