Спектакль Электра

Оценка редакции
Дата премьеры: 14 января 2012

Жестокий спектакль по мотивам древнегреческой трагедии про дочь, убившую мать. Действие перенесено в современность. Зрителям, не терпящим вида крови, смотреть не рекомендуется.

Электра — персонаж одного из популярнейших греческих мифов о мести и одна из главных героинь античных трагедий. Дочь микенского царя Агамемнона она не смогла простить своей матери Клитемнестре убийство отца и вместе с братом Орестом совершила акт возмездия. Первым о судьбе Электры написал в своей трилогии «Орестея» Эсхил. Затем Электра стала заглавной героиней произведений Софокла и Еврипида и одним из персонажей трагедии Сенеки «Агамемнон». В дальнейшем к мифу об Электре обращались многие авторы нового времени, включая драматургов двадцатого и двадцать первого веков, в том числе Юджин О'Нил, Жан Жироду, Жан-Поль Сартр.

Молодой, но уже известный режиссер Тимофей Кулябин  (номинант Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа режиссера») обратился к версии Еврипида. Как говорит сам постановщик, ему было интересно разобраться в грандиозных по накалу, всепоглощающих страстях, невозможных в сегодняшнем мире, интересно посмотреть на них с позиции современного человека.

Для режиссера очень важна внутренняя мотивация поступков героев. Постановка Кулябина сближает античную трагедию с традицией психологического театра, лишая миф схематичности и однозначности. На основе текста Еврипида Кулябин вместе с актерами выстраивает свою историю. Режиссеру важно, чтобы герои его спектакля стали живыми, мучающимися, страдающими людьми. В его понимании Электра и Орест, совершив «справедливое» убийство, перестают быть героями и становятся обыкновенными преступниками. Потрясение, которое переживают персонажи Еврипида, совершившие беспрецедентное злодеяние, становится центральным событие спектакля. Решительной стилистической модернизации в спектакле не будет, хотя все действие и разворачивается в аэропорту, который создатели спектакля условно называют «древнегреческим». Режиссер обходится без конкретных примет сегодняшнего дня — джинсов, мобильных телефонов и кофе-автоматов, но, по сути, история будет абсолютно современной и лишенной старомодного пафоса.

Вместе с Тимофеем Кулябиным над спектаклем работают талантливый и успешный художник Олег Головко (ученик знаменитого Эдуарда Кочергина) и актерская команда во главе с исполнительницей заглавной роли Юлией Пересильд. Это — первая трагическая роль молодой актрисы, чьи работы на сцене Театра Наций в спектаклях «Шведская спичка», «Рассказы Шукшина», «Киллер Джо», «Фрекен Жюли» стали яркими событиями столичной театральной жизни. В начале сезона Юлия Пересильд блеснула в ведущей женской партии в оперетте Дунаевского «Женихи».

В роли Ореста — артист МХТ Олег Савцов, также с блеском сыгравший в «Женихах» Маркёра (дебют на сцене Театра Наций). В спектакле заняты актеры, хорошо знакомые зрителю по другим спектаклям Театра Наций: Елена Николаева («Шведская спичка», «Шоша», «Женихи»), Юрий Нифонтов («Калигула»), Дмитрий Журавлев («Рассказы Шукшина», «Шведская спичка», «Калигула», «Триумф любви») и актриса Лидия Байрашевская, в недавнем прошлом актриса знаменитого новосибирского «Красного факела» и Санкт-Петербургского ТЮЗа имени А. А. Брянцева, ныне успешно работающая в столичном театре «Практика».

Отзывы о «Электра»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 0)

Рецензии

«Электра»: о чем молчит Бог

Театр Наций открыл Малую сцену кровавым блокбастером по трагедии Еврипида.

16 января 2013, Наталья Витвицкая

Читайте про другие
события

Статьи по теме

Актеры «Электра»

Смотреть всех актёров

Другие спектакли / трагедия