Отзывы о "Четвероногая ворона"
Очаровательный и легкий комедийный спектакль по произведениям Д.Хармса «Четвероногая ворона» посмотрела я в МТЮЗ. Я знаю только стихи Хармса, а вот с прозой как-то столкнуться не доводилось. Тем интереснее было посмотреть саму постановку.
Хармс – это, конечно, абсурд и фантасмагория. И абсурдом проникнуто все действие: когда, кажется, герои попадают в самые обычные жизненные ситуации, но с какими-то странностями, чувствуется что-то «не то». Ключевая локация сюжета – закрытая дверь в продуктовый магазин, на которой написано «учет». Именно на лавочке у магазина и встречаются хорошенькая Галя (Марина Ворожищева), агрессивный и хамоватый Мужик (Олег Ребров), изящный «американец» Петя (Арсений Кудряшов) и типичный представитель нации киргизов (Искандер Шайхутдинов).
Эта лавочка – словно «перекресток», в котором сходятся и расходятся все сюжетные линии. А страсти кипят нешуточные: Галя убежит в гости к Пете, только что с ним познакомившись, а ревнующий Мужик будет задирать несчастного Киргиза. Ситуации, впрочем, складываются совершенно абсурдные – и вот изящные Галя и Петя хлещут из горла водку на узкой кровати в крошечной комнатке, а Мужик приходит домой к Жене (София Сливина), и пытается починить дверь, которая никуда не ведет, а жена-швея строчит бессмысленный и бесконечный кусок черной материи…
Не могу не отметить невероятную органичность и живость всех артистов в своих амплуа. Понравилась режиссерская задумка (если я верно ее считала) гипертрофированно отражать мысли героев на их лицах – добавило много забавных штрихов. В целом, спектакль полон юмора самого разного рода, смеялся весь зал.
А апофеозом реалистичного абсурда для меня стала фраза Мужика: «Бог здесь, за этой дверью. И его нет. Если бы был, то открыл бы». Кстати, дверь магазина все же открылась. А за ней… А что было за ней, вы узнаете, тоже посетив спектакль.
В МТюзе на Тверской посмотрела чудесный спектакль Четвероногая ворона по произведениям Даниила Хармса. Весь спектакль, это сплошной розыгрыш с изрядной примесью театра абсурда. Историки пишут, что Даниил Хармс любил розыгрыши. Однажды он пришёл в гости и начал при всех снимать брюки, чем поверг в шок присутствующих дам. Оказалось, что под этими брюками на нём были надеты ещё одни.
Спектакль имеет два уровня, как эти брюки с д****** дном ))
Текстовой уровень и уровень, невероятной мимике и гримас актеров. Кажется, что нет такого оттенка эмоции, которую они не могут сыграть лицом или телом. Это делает действо невероятно смешным.
Режиссер спектакля Павел Артемьем видимо наделен очень тонким чувством юмора, которое проскальзывает в массе деталей. Многие шутки начинают искрится на контрасте, апофеоз которого происходит в финале: Полтора часа зритель наблюдает сцены у закрытого на учет магазина в не очень богатом и не очень чистом районе какого-то городка. Смешные герои, часто нелепо одетые вступают в перепалки. Полтора часа вы чествуете всю глубину разочарования и отчаяния от невозможности купить хлеба.
А в финале за несуществующей дверью магазина открывается подиум с уставленном яствами столом с теми же героями, но уже во фраках и вечерних платьях. Фантасмагорический финал служит достойным завершением!
Пошла я на спектакль «Четвероногая ворона» в МТЮЗ, прежде всего, чтобы увидеть в нем Олега Реброва, совершенно потрясшего меня своей игрой в «Коллекционере». И что вы думаете? Если бы я не знала, что роль хамоватого и туповатого Мужика играет он – спорила бы с кем угодно и на что угодно, что это другой актер!!!
Ну, ничего общего – ни во внешнем облике, ни в мимике, ни в жестах, не говоря уже об абсолютно иных интонациях в голосе. Потрясающе!!!
Помните, у В. Гафта была эпиграмма «Во всех ролях ты одинакова, артистка Лия Ахетжакова». Да чего уж греха таить – сколько наших прославленных артистов нещадно эксплуатируют одни и те же свои наработки. Тем ценнее видеть на сцене актера, который мастерски может сыграть, казалось бы, диаметрально противоположные образы. Браво, Олег!!!
МТЮЗ – удивительный театр. Я не такой уж и редкий гость в нем, но каждый раз, приходя сюда, делаю для себя все новые актерские открытия! Вот и в «Четвероногой вороне» увидела еще двух потрясающих актеров - Софию Сливину, игравшую жену того самого Мужика – с каким непередаваемым упоением измывалась она над ним, это надо было видеть и Арсения Кудряшова (Петя), появляющегося перед обшарпанной дверью магазина, все пространство перед которым усыпано шелухой от семечек в белоснежной рубашке с бабочкой и с тростью в руке. Кстати, он еще каким-то образом умудрялся использовать эту трость, чтобы сидеть на ней – прямо цирковой трюк!
Сам спектакль родился когда-то в РАТИ-ГИТИСе, в мастерской Л. Хейфеца и перекочевал оттуда уже в МТЮЗ. Несмотря на то, что идет он уже порядка десяти лет, актеры, а многие из них играют в нем чуть ли не со дня премьеры, явно получают удовольствие от своих ролей.
Павел Артемьев использовал в своей постановке рассказы Даниила Хармса, основными чертами произведений которого являются гротеск и абсурд. Да уж, и того, и другого, в спектакле было предостаточно.
Название спектаклю «Четвероногая ворона» дал малюсенький рассказик, который Мужик преподносит просидевшим весь день в ожидании перед закрытой дверью магазина персонажам, как притчу.
А в программке приведено детское стихотворение Хармса «Удивительная кошка» - вещи, казалось бы, несовместимые…
Идет спектакль на Малой сцене, расположенной за Главной сценой. Я смотрю на ней уже второй спектакль, мне она ужасно не нравится, хотя многие ее хвалят.
По времени это очень живое и отлично сыгранное действо занимает полтора часа. Скучать зрителям уж точно не придется, особенно тем, кто не будет искать в увиденном какого-то уж очень глубинного смысла, а станет просто наслаждаться разыгрываемыми талантливыми актерами абсурдистскими зарисовками, в которых много и смешного, и трогательного. Тогда и послевкусие останется очень приятное!!!
Рецензии
Читайте про другие
события
Статьи по теме
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.