Режиссер Влдаимир Агеев, ученик Анатолия Васильева, не так давно отважившийся на постановку «Серсо» (пьеса Виктора Славкина, вошедшая в театральные легенды благодаря спектаклю Васильева 1986 года), выпустил спектакль в Театре Пушкина. Это пока еще неизвестная у нас пьеса молодого, но увенчанного драматургическими премиями француза Пьера Нотта. В ней всего две героини — Аннетта (Наталия Николаева) и Бернадетта (Вера Алентова). Однажды стареющие сестры, по очереди дежурящие в больнице у постели матери, решают пойти в театр. Постановка как назло оказывается из больничной жизни: младшая Бернадетта жалуется на скуку, требует сигарету и боится описаться — все, разумеется, громким шепотом, а старшая Аннетта привычно пытается ее урезонить. В следующей сцене сестры доругиваются уже в лифте, застрявшем по дороге в морг, где их ждет тело матери. Потом они ссорятся в кафе, и одна грозится накормить другую прахом мамочки. А затем угоняют автобус — маму непременно надо похоронить с папой, который покоится где-то в Амьене, на севере Франции.
Движение в сторону севера сопровождается бесконечной веселой перебранкой, за которой зритель мало-помалу начинает различать горькую суть: на самом деле две дамочки не так уж грубы и совсем не глупы, они просто очень хорошо понимают, куда катятся, — в сторону севера, то есть в сторону старости, одиночества и смерти. А встретить ее, разумеется, нужно с честью и при полном параде. Словом, у «Двух дамочек» есть все шансы потягаться с тремя стариками из пьесы «Тополя и ветер», написанной соотечественником Нотта Жеральдом Сиблейрасом. Тем более Наталия Николаева и Вера Алентова — белый и рыжий клоун — играют очень смешно и абсолютно бесстрашно. Ведь главное, как говорят французы, — это кураж.
А. Шендерова