Спектакль Дидона и Эней
Английская опера времен барокко о трагической любви царицы Карфагена сложна и актуальна по своему театральному языку. По замыслу Г. Перселла, в ней, в отличие от характерных для того времени музыкальных постановок, от вокалистов требовалась полноценная драматическая игра. «Дидона и Эней» стала дипломной работой выпускников курса Бертмана в РАТИ-ГИТИС, в которой им удалось реализовать замысел автора и впервые в России поставить эту оперу как драматический спектакль.
Признанная явной удачей работа молодых артистов вошла в репертуар Дирекции проекта «Открытая сцена», что на Поварской.
«Ваш Досуг», 30.06.06: Три века про любовь
Художественный руководитель Геликон-оперы Дмитрий Бертман прекрасно чувствует моду и не отказывает себе в удовольствии смахнуть с нее гламурный налет.
На наших просторах наконец-то прижилась мода на барочную музыку. То есть поклонники не изменяли ей никогда, но теперь «музЫка с завитками» вдруг понравилась среднестатистическому меломану. Бертман реагировал достойно: в Москве впервые исполнят «Дидону и Энея» Генри Перселла как драматическую оперу. Однако никакой свойственной барокко помпезности не предвидится. Оперу исполнят выпускники курса Бертмана в РАТИ (ГИТИСе) с поддержкой солистов Геликон-оперы. А за пристойный музыкальный уровень ответит профессор Московской консерватории Игорь Дронов, который дирижирует камерным ансамблем «Студии новой музыки».
Принимая во внимание студенческий напор и ироничное отношение Бертмана к священным коровам, можно надеяться, что опус Перселла все-таки не будет капустником. Да, шуршание времени вокруг «Дидоны…» преисполнено миленьких подробностей, вроде того, что ее автор – «его Величество хранитель и изготовитель органа английского Двора», а опус он написал к открытию пансиона Благородных девиц в Лондоне. Тем не менее, «Дидона…» овеяна славой первой национальной оперы Королевства Великобритания, и особо зубоскалить тут вряд ли уместно.
В отличие от других музыкальных зрелищ своего времени, по затее Перселла, эта опера ориентирована на драматическую игру певцов. Страсти на сцене прямо кипят. Царица Карфагена и ее возлюбленный Эней охвачены чувствами, но перед волей богов человеческие страсти бессильны, и ослушаться небес никак нельзя. Эней покидает Дидону, а она, не выдержав разлуки, гибнет в морской пучине, подарив вокалисткам последующих веков замечательную предсмертную арию. Мир горек и люди грустны. Зато прекрасные партитуры вдруг оживают на сцене как нечто модное, несмотря на дату рождения – 1689 год.