Спектакль Пиковая дама
По словам историка музыки Арнольда Альшванга, опера Чайковского «Пиковая дама» «представляет очень сложное художественное явление: композитор достиг небывало полного сочетания двух сторон жизни — внешней и внутренней». Режиссер Юрий Александров развивает эту идею в постановке Новой оперы.
«Вершина творчества», «лучшая из всех опер», «шедевр» — такими эпитетами награждают «Пиковую даму» критики и слушатели. Опера написана во Флоренции зимой 1890 года, в исключительно короткий срок: сочинение клавира заняло 44 дня, партитуры — 3 месяца. Автор либретто, брат композитора Модест Ильич Чайковский изменил многие детали сюжета одноименной повести А.С. Пушкина. Действие перенесено из эпохи Александра I в эпоху Екатерины II, Лиза из бедной приживалки превратилась во внучку и наследницу Графини. Пушкинский Германн — сын обрусевшего немца — по мысли автора, «скрытен и честолюбив». Он одержим лишь мыслью о богатстве. «Он расчетлив, вот и все» — говорит о нем Томский. Ради мечты Германн готов даже стать любовником 87-летней Графини. В опере Герман — не фамилия, а имя, причем с одной буквой «н». В переводе с латинского оно означает «истинный», «единородный», «верный». Глубоко символичное изменение, — ибо в «Пиковой даме» Чайковского Герман наделен искренним чувством к Лизе и столь же страстной любовью к карточной игре. Узнав три карты, которые обеспечат ему крупный выигрыш, Герман обретет счастье с возлюбленной. Возможно, именно автор либретто свободным обращением с первоисточником подал пример режиссерам: оперу ставили в совершенно разных, подчас неожиданных, интерпретациях.
Юрий Любимов, режиссер: «Спектакль представляет собой историю нашей страны последнего столетия. Глубинная тема постановки — 400-летие дома Романовых, особая дата для каждого русского человека... Мне показалось, что Германа нужно лишить «сахарной упаковки» сладкого тенора. Это архетип русского человека — страдающего, рвущегося вверх по социальной лестнице, и, в конечном итоге, разрушителя, гибнущего, чтобы возродиться вновь».
Дирижеры: Александр Самоилэ, Валерий Крицков
Режиссер Юрий Александров
Художник Виктор Герасименко
Хормейстер Наталья Попович
На основе пресс-релиза