Отзывы о "Спасти камер-юнкера Пушкина"
Спасти камер-юнкера Пушкина.
Перед нами биография советского человека через призму его отношений с Пушкиным.
Да, с наши Солнцем русской поэзии. У нас у всех есть связь с Александром Сергеевичем, сейчас поймете о чем я.
Вот возьмем нашего главного героя - Михаила Питунина. Мальчик родился в обычной советской семье. Как все люди начал свое вхождение в советский социум с первой ступени -детского сада. Здесь он первый раз испытал лишения из-за этого Пушкина! Стихи для маленького Миши звучат как "бу-бу-бу" и не больше, он увлечен игрой. А воспитатель припечатывает фразой "Ты, что Пушкина не любишь?" и отправляет в угол за неуважение к поэту. Миша крепко усвоил, что поэта надо любить. С тех пор вся его жизнь-сплошная "любовь" к Пушкину.
Школа им. Пушкина и судьба ученика с последней парты. И здесь поэт - невольник(зачеркнуто) негодник немало насолил Михаилу. Очень смешной эпизод с конкурсом рисунков по сказкам Пушкина. Питунин нарисовал креативную картину про сказку "О попе и работнике его Балде", но учитель не оценила и отправила к заучу. В общем Пушкин не давал жизни нашему герою. И была у него мечта, чтобы он вообще бы не родился, чтобы не пришлось столько его учить и столько негатива через поэта получать.
Один раз, правда, Пушкин помогает герою. Михаил влюбляется в Леру. Их общение строится на раскрытии идеи, как бы можно было спасти Пушкина. Не допустить дуэль или закрыть Пушкина своим телом.
Параллельно истории жизни Миши Питунина показаны подробности жизни поэта, которые могли привести в дуэли. История его женитьбы на Наталье, пристрастие к поединкам, предсказание гадалки о смерти в 38 лет.
Представление идет на очень необычной сцене. По центру зала расположена большая песочница, в которой накрошен черный субстрат. Это земля, почва на Черной речке. Место где погиб Пушкин на дуэли. По это земле ходит Миша Питунин, его друзья и недруги, здесь он встречает свою первую любовь. Вся его жизнь по сути проходит на этом пяточке и все значительные эпизоды его судьбы вытекают из этой связи с Пушкиным.
Главную роль играет Александр Овчинников. Смотришь на этого мужчину с сединой на висках, а видишь троечника с последней парты или военнослужащего на губе. Невероятные преображения! Браво!
Спектакль очень смешной! Правда. Несмотря на литературоведческую тему - про Пушкина, в пьесе много юмора, забавных деталей советской действительности, армейский юмор, есть и крепкие словечки. На такой спектакль можно брать своего мужчину. Скучно ему не будет.
И еще. Спектакль шел 26 января накануне дня дуэли и смерти Пушкина. Красиво.
Спасибо театр!
27 января 1837 по старому стилю, состоялся роковой поединок Пушкина с Дантесом, а через 2 дня поэта не стало. Как сложилась бы его судьба, если бы не было этой дуэли? Если бы ей что-то, или кто-то помешал, предотвратил? Думали об этом?
В Школе современной пьесы, на время спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина» открывается временной портал и с героями можно не только пережить ностальгию своего детства, юности, лихие 90-е, но и переместиться в 19 век, рискнуть поменять ход исторических событий и посмотреть стоит ли это делать.
В основе сюжета пьесы драматурга Михаила Хейфеца - жизнь обычного человека Миши Питунина, с детсадовских времен до момента, когда большая часть жизни за плечами и который попадает в разные передряги, благодаря «нашему все» Александру Сергеевичу. Понятное дело, не сам поэт лично в этом виноват, а опосредованно, как значимое и не всегда понятное и желаемое явление. Опять же, очень удобно переложить ответственность за свои промахи и неудачи в жизни на кого-то другого. Знакомо?
Признавайтесь, были у вас случаи в школе, когда вы проходили творчество Пушкина и за невыученное стихотворение, непрочитанный отрывок из поэмы, или ненаписанное сочинение, схлопотали двойку? Тогда вы поймете чувства главного героя.
Еще при входе в зал, обратила внимание на то, как необычно выглядит сцена в спектакле, это - оригинально воплощенная идея художника Алексея Трегубова.
В центре – деревянная площадка, заполненная черными, полиэтиленовыми «опилками», она становится по ходу действия детской песочницей, где зарыты сокровища, местом дуэли и преступления. А сверху нависает черная «грозовая туча». Это как с пистолетом, если он есть в спектакле, то в финале должен выстрелить, так и с этой, смотрящей за героями темной сущностью, не все так просто.
Зрители располагаются по обе стороны от площадки, что дает ощущение погружения в действие.
За время спектакля узнаем о событиях, что предшествовали дуэли, посмеемся, где-то узнав себя, взгрустнем и поразмышляем о смысле жизни и бытия. 5 актеров на сцене, за 2 часа перевоплощений и отличной игры помогут все это и рассказать и пережить. Грамотно обыгранные переходы от прошлого к настоящему, костюмы, реквизит все мастерски раскрывает эпоху и время.
Я не барышня кисейная, но немного покоробили крепкие выражения.
Несмотря на кажущуюся легкость, спектакль все же философский, еще какое-то время спустя, мысленно возвращалась к некоторым эпизодам. Знаете, это даже не период жизни одного, отдельно взятого человека, а период из жизни нашей страны.
Спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» - настоящая визитная карточка «Школы современной пьесы», в 2013 г. он даже вошел в лонг-лист «Золотой маски». И он настолько необычный и оригинальный, что я бы порекомендовала начать с него знакомство с этим театром.
Тем более, что тема близкая каждому русскому человеку: взаимоотношения с Александром Сергеевичем Пушкиным. Все мы знакомимся с Пушкиным еще в раннем детстве: слушаем его сказки, смотрим мультфильмы и фильмы по ним, каждый год проходим в школе лирику, далее – «Евгения Онегина», «Капитанскую дочку», и так далее – список бесконечен. А уж тех, кто живет в Санкт-Петербурге, Пушкин точно просто «преследует».
А вот у ленинградского школьника Миши Питунина (Александр Овчинников) отношения с Пушкиным не заладились с детского садика: когда воспитательница, желая наказать его за то, что он единственный не слушал стихов великого поэта, поставила его в угол и отобрала игрушечный самосвал. Дальше было только хуже: мучительная учеба в гимназии имени А.С.Пушкина с двойками, вызовами матери в школу и постоянными скандалами с учительницей. А все тоже из-за Пушкина: рисунок с мертвым, побежденным Балдой, попом учительница не оценила, пять глав из «Евгения Онегина» упорно не запоминаются, а в музее скучно. Только в техникуме Миша начинает понимать, что любовная лирика Пушкина может оказать на девушек поистине волшебное действие, а когда он знакомится с Лерой (Татьяна Циренина), то они так увлекаются, что даже придумывают игру, как бы спасти Пушкина от роковой дуэли, если перенестись в прошлое. Художница-Лера даже рисует картину, где Миша ценой своей жизни спасает поэта. А потом – девяностые, перестройка и совсем иная жизнь, в которой Пушкину места не будет…
Очень понравилось, что все артисты, кроме исполнителя главной роли Александра Овчинникова, играют по несколько ролей. Так, Николай Голубев играет лучшего друга Миши – Дубасова и хулигана Витька; прекрасная Валерия Ланская – воспитательницу, девочку из техникума и Идалию Полетику; Татьяна Циренина – учительницу, Леру и Наталью Гончарову, а Иван Мамонов – тупого Секу и Дантеса.
Да-да, в спектакле причудливым образом переплетаются советская действительность и выдержки из биографии Пушкина: знакомство поэта с Натальей Гончаровой, теории, кому могла быть полезна смерть Пушкина, скандал с Идалией Полетикой, подготовка к дуэли и сама дуэль. Это очень разбавляет сюжет: постоянное переключение между историей и современностью заставляет смотреть очень внимательно на протяжении всего действия.
А еще, жирный плюс за небанальный конец: да, это совсем не хэппи-энд, но он оставляет чувство какой-то светлой грусти и того, что все завершилось совершенно правильно.
Если хотите узнать, удалось ли Мише Питунину спасти Пушкина и как, а заодно освежить школьные воспоминания – обязательно посмотрите этот спектакль!
10 из 10.
Рецензии
«Спасти камер-юнкера Пушкина»: в черной песочнице
Иосиф Райхельгауз поставил искрометный спектакль про «наше всё».
28 апреля 2014, Наталья Витвицкая
Читайте про другие
события
Статьи по теме
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.