Отзывы о "Последний ацтек"
"Последний ацтек", идущий в московском театре "Школа Современной Пьесы", необычайно приятный и душевный спектакль. Он окутывает зал теплым покрывалом, сотканным из добра и сердечности.
Казалось бы что нам за дело до старого и одинокого еврея-эмигранта с Брайтон Бич и молодой, красивой, успешной американки, волею судеб вынужденных встречаться дважды в неделю. Но зал, затаив дыхание, два часа сопереживает, наблюдая, как между столь разными людьми протягиваются паутинки понимания и симпатии.
Пьесу "Потерпевший Гольдинер" написал наш знаменитый сатирик Виктор Шендерович. Он прославился в начале 90-х лаконичными, но блестящими абсурдистскими диалогами. Его гениальное "В деревне Гадюкино дожди" давно воспринимается как народное творчество, сродни анекдотам про Штирлица и Чапаева. Так ведь и у анекдотов тоже наверняка есть авторы.
Так вот: сатирик Виктор Шендерович написал за свою творческую карьеру немало достойных произведений и среди них - пьеса "Потерпевший Гольдинер". Режиссер Иосиф Райхельгауз изменил название на "Последний ацтек", что придало спектаклю больше романтики и тепла.
Это сама по себе очень интересная история о взаимоотношениях двух людей, которых неожиданно свела судьба, но в значительной мере успех спектаклю приносят актеры. Потерпевшего Гольдинера играет Владимир Качан, а мисс Уотсон - Татьяна Веденеева. Знаменитая тетя Таня из "Спокойной ночи малыши". Конечно у Веденеевой еще есть множество творческих заслуг, но тетя Таня это нечто волшебное и незабываемое. Наблюдать за игрой этих двух прекрасных актеров можно бесконечно. Два часа пролетают незаметно.
В этом спектакле интересна и работа сценографов Иосифа Райхельгауза и Алексея Трегубова: меняются отношения между героями и, вслед на ними, меняются декорации. Из запущенной и захламленной квартирки мы переносимся на морской берег, насыщенный запахами водорослей бриз приносит ощущение надежды.
Судьба сводит героев спектакля, она же их и разводит. Судьба не разбирается, кто хороший, а кто плохой, кто прав, и кто, в конечном итоге, виноват. Она просто сталкивает нужных людей лицом к лицу, а дальше уже им решать.
Мой путь к этому спектаклю начался аж три года назад, когда я, уверенно собравшись его увидеть, неожиданно попала на замену спектакля и посмотрела замечательный, но уже тогда знакомый "А чой-то ты во фраке?". Потом я еще пару раз примеривалась к Ацтеку, но звезды не сходились никак - мое свободное время упорно не совпадало с афишей театра. И вот наконец тот самый день настал: (хоть и не без небольших накладок) я попала в театр и именно на "Последний ацтек"! Ура, товарищи :)
Спектакль поставлен Иосифом Райхельгаузом по пьесе Шендеровича "Потерпевший Гольдинер". Мне кажется, смена названия произошла очень удачно и даже естественно: именно название "Последний ацтек" наиболее полно передает и суть, и настроение спектакля.
История нам показана совершенно простая, житейская, бытовая даже. Единственное событие, которое можно было бы посчитать "завязкой", "поворотом сюжета" или чем-то в этом роде, происходит за кадром, хоть и в недавнем, но прошлом, и выясняем мы, что случилось, по ходу пьесы, из диалогов главных героев. Собственно, случилось дорожное происшествие: сравнительно молодая еще миссис Уотсон (Татьяна Веденеева) наехала на своем форде на весьма пожилого мистера Гольдинера (Владимир Качан). Наезд произошел на Манхэттене, а мы смотрим на развитие событий исключительно в квартирке Гольдинера на Брайтон-Бич. Замечательное правосудие Америки каким-то необъяснимым образом постановило принудительные работы для миссис Уотсон - и вот она обречена помогать мистеру Гольдинеру по хозяйству аж 80 часов: по четыре часа каждую среду и субботу. И вот этот-то процесс мы наблюдаем: как эти двое встречаются, бранятся, знакомятся, постепенно притираются и привязываются друг к другу, узнают лучше и собеседника, и себя самого.
Постепенно маленькая захламленная квартирка Гольдинера превращается во что-то более-менее приличное, а мы узнаем историю этих двоих: эмигранты, хоть и по разным причинам и в разном возрасте оказавшиеся в Америке: бывший парторг завода «Энерготяжмаш» Семенов Владимир Михайлович и бывшая маленькая девочка Женя Ровинская.
В этом спектакле столько ностальгии, тоски по ушедшему безвозвратно прошлому и горечи по упущенному будущему! Удивительно, что Гольдинер оказывается из тех людей, которым всегда плохо "здесь и сейчас" и всегда присутствует зависть к неизвестному далекому, несбыточному раю. Будучи советским гражданином он явно считал, что достоин лучшего и где-то это самое лучшее его, несомненно, ждет. А оказавшись в свободной стране Америке, на берегу океана, начинает с тем же упорством считать себя снова обманутым и тосковать по несбывшемуся светлому будущему, параллельно ненавидя окружающее настоящее. В общем, зрелище печальное, конечно же. Однако миссис Уотсон сумеет повлиять на эту ситуацию. Как? Идите и смотрите!
Хочу сказать, что я совсем не зря ждала три года встречи с этим спектаклем. Из простенькой, в общем-то, пьесы получился очень трогательный, глубокий спектакль, дающий возможность и улыбнуться, и погрустить, и отдаться волнам ностальгии, и долго еще обсуждать...
Огромное спасибо театру Школа Современной Пьесы, Иосифу Райхельгаузу и, конечно, гениальным актерам за это чудо!
Очень душевный и приятный спектакль "Последний ацтек" в Театре Школа Современной пьесы. Поставлен по пьесе Виктора Шендеровича "Потерпевший Гольдинер" режиссером и руководителем театра Иосифом Райхельгаузом. Это история о любви, одиночестве и человеческих взаимоотношениях.
Итак история начинается с того что некая американка - миссис Уотсон сбивает на своей машине переходившего на красный свет мистера Гольдинера. Он получает несколько переломов, а ей судом назначается ухаживать за ним. Сначала они не нравятся друг другу, ругаются и спорят, но постепенно, узнают друг друга лучше и проникаются взаимной симпатией. Мистер Гольдинер - эмигрант из бывшего СССР, так и не выучивший английский язык, ругающий власть в Америке и недовольный всем и вся. Мисис Уотсон - американка, родившаяся у бывших эмигрантов также из СССР, но довольная своей жизнью и статусом в Америке. Они очень по разному смотрят на многие вещи, но все же им удается найти точки соприкосновения. Постепенно, с каждым последующим приходом к нему миссис Уотсон, мистер Гольдинер все больше привязывается к ней и начинает скучать и ждать ее следующего посещения. Он хвастается перед соседями (бывшими выходцами из СССР) о том, что у него появилась спутница, умалчивая о истинных причинах ее появления в его жизни. Ему очень льстит то как ему завидуют и что он еще ого-го и может привлечь внимание женщин. В его одинокой жизни появляется самый настоящий друг и искренний собеседник.
Спектакль наполнен множеством шуток и юмора, хотя тема все таки грустная. Одиночество в чужом мире и стране, когда не с кем поговорить и не куда сходить. Так и живет наш герой. Его привез в Америку сын, но женившись и построив свою семью он редко заглядывает к отцу. Жена главного героя давно умерла и все его общение с внешним миром сводится к общению с соседями. Конечно, появление главной героини меняет весь его привычный уклад жизни и привносит в нее новый смысл. Поэтому так жадно он цепляется за эти встречи, ждет их, ему очень не хватает эмоций и простого человеческого внимания. Мне кажется в этом и есть главный смысл и посыл спектакля - не забывать своих родных и близких, стараться как можно чаще дарить им внимание и общение. А оказавшись на месте главной героини, не отталкивать тех кому необходимо внимание, а помочь и постараться скрасить одиночество пожилым людям.
В спектакле задействованы два главных персонажа, соответственно актеров тоже двое - Татьяна Веденеева и Владимир Качан. У них получился замечательный дует. Никто из них не перетягивал одеяло на себя. Они оба были очень гармоничны в своих ролях и игре.
Очень советую сходить на спектакль, получить заряд положительных и добрых эмоций.
Рецензии
«Последний ацтек»: любовь и политика
Альберт Филозов и Татьяна Веденеева сыграли в спектакле по пьесе Виктора Шендеровича.
1 апреля 2014, Наталья Витвицкая
Читайте про другие
события
Статьи по теме
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.