Отзывы о "Записки покойника"

Оценка редакции
katusha2002 17 января 2019, 08:44

"Записки покойника" в Студии театрального искусства это еще один спектакль в мою коллекцию спектаклей "от Женовача". Мне любопытен этот театр. Но в то же время это "не мой " театр. Я понимаю и чувствую, что все СТИ-шные спектакли необычайно психологичны, обстоятельны в плане изучение исходного материала(пьес, биографии драматургов..). И каждый раз пытаюсь понять, нащупать тот нерв, который влюбляет и привораживает зрителя. Тем более, что поклонников у СТИ немало, что радует, так как спектакли ориентированы на вдумчивого и образованного зрителя.

В моем случае просмотр спектаклей Сергея Женовача напоминает мне прочтение хорошей классики, даже очень хорошей, но не затрагивающей мою душу. Читаешь и чувствуешь, что и слог отличный, и мысли возникают любопытные, читаешь долго, обстоятельно, а после прочтения с облегчением закрываешь последнюю страницу, уфф, ознакомилась.. И все-таки, я думаю, тут "вина" не театра, а меня, такой несколько другой, неспособной в силу разных причин расслабиться и впитывать безоговорочно и навсегда этот "дух сцены". Все-таки подход очень уж серьезный, а хочется отдохнуть. Может в выходные сходить?)

Итак, "Записки покойника". Спекталь являет собой театральные этюды по "Театральному роману" М.А.Булгакова. После просмотра, несмотря на усталось, хочется говорить о хорошем, чего в спектакле немало. Это по сути фантасмагория на тему отношения автора и мира театра. Молодой драматург пишет пьесу, которую берется ставить Независимый театр. И тут начинается котовасия- нелепый договор("автор не имеет права"), притязания на роль актеров(основателей и примадон), ну и над всем эти стоит фигура основателя театра Ивана Васильевича со своей системой актерского мастерства. Идиллические взгляды Максудова(автора) гибнут от столкновения с театральным миром. Сумасшествие, не иначе!

Оно передано не столько игрой актера( Иван Янковский)-он-то как раз пытается сохранить статус кво, а любопытной сценографией. Это "говорящие портреты", и возникающие отовсюду герои пьесы "Дни Турбиных", выдвигающиеся ящики письменного стола. И что самое невероятное-действие практически происходит на кровати. На ней герой пытается схорониться от этой всей бутафории, но и тут практически все герои окружают ее и даже норовят сесть и даже лечь, или залезть/вылезти из под нее. В конце спектакля сам "покойник" исчезает под кроватью..Отличная игра актеров. Каждая роль это яркий мазок. Особенно хотелось бы отметить игру "секретарши" - Торопецкой Поликсены Васильевны. Очень интересное решение сделать одну секретаршу в трех лицах, подчеркивая этим ее вездесущность. Чудесна тетушка Ивана Васильевича, Настасья Ивановна, в исполнении Анастасии Имамовой. Ну а сам Иван Васильевич со своим "не верю!", добиваясь настоящих эмоции и правды на сцене. Сергей Качанов играет классика, уже почившего в своем таланте, блаженного, всезнающего. На ним смеешься, но в тоже время и жалеешь, ибо "чист" он в своем стремлении добиться "правды жизни". Сцена, когда она в который раз "прогоняет" сцену между героями пьесы, мучая актеров и драматурга, самая смешная. Но в ней не только желание посмеяться на "системой" и его автором, сколько попытка показать как далеко может увести театральные искания режиссера от замысла автора. И тут уже бессилие охватывает Максудова и остается только один выход.. самоубийство. Спектакли Женовача еще мне б хотелось сравнить с хорошо прорисованными гравюрами, очень точно и технично показывающими пьесу. Тут надо думать. Долго рассматривать, а глаз уже устает..Это не яркая картина, написанная красками, когда восприятие идет более образное и эмоциональное.

velomasik 16 января 2019, 02:49

Театр начинается с … выстрела.
У нас после первого звонка стреляют, - мило предупредила нас девушка-капельдинер, заботясь, чтобы нас не хватил от неожиданности удар.
И, правда, стреляли: человек в черном пальто убегал от группки военных, которая, видимо, в результате все-таки не позволила ему уйти. Так театр под руководством Сергея Женовача еще до спектакля создает загадочную атмосферу.
Выстрел, собственно, основной лейтмотив спектакля, основное действующее лицо. Вернее, конечно, не так. Автор, пьеса, театр, жизнь - это главное в спектакле «Записки покойника» по произведениям Булгакова. И спектакль действительно поставлен не только по «Театральному роману» Булгакова, но и по «Белой гвардии» и «Дням Турбиных», что, в общем, вполне логично, а также по книге «Работа актера над собой» и по впечатлениям от репетиций Станиславского. Ведь и сам «Театральный роман» был основан на конфликте Булгакова со Станиславским по поводу постановки «Кабалы святош» во МХАТе. Конечно, образованные и любящие театр люди узнают в спектакле многих актеров и писателей булгаковских времен, я же, к таковым не относящаяся, просто сидела и получала наслаждение от постановки. «Театральный роман» читала я очень давно, а моя счастливая память «удачливо» помогает мне воспринимать каждую – читанную или нет – книгу, как новую) Поэтому все перипетии сюжета и переживания персонажей были для меня новы и интересны. Поначалу, да и потом иногда, вообще не понимаешь: наяву все происходит или во сне или в бреду главного героя. Абсурдность некоторых жизненных ситуаций больше похожа на мистику, а происходящее во сне – на реальность. Гомерический хохот в зале чередуется со звенящей тишиной. Игра актеров великолепна, причем даже не могу выделить кого-то особенно. Декорации, и то, как вообще решено все пространство сцены – восхитительны. Меня можно подозревать в субъективизме, но надо сказать, что прошлый мой опыт общения с этим театром был неудачным, в этот раз я шла с боязнью, что это театр – не мой, но все прошло великолепно.
И, пожалуй, не часто я могу такое написать: мне очень не хотелось, чтобы спектакль закончился.

prosto-krys 25 октября 2018, 02:09

Символично то, что первую постановку "Театрального романа" Булгакова я посмотрела в Театре Фоменко и тоже была совершенно сражена. Сергей Женовач как раз является выпускником курса П. Фоменко! Который поставил "Театральный роман" в своем театре. И, возможно, это была одна из последних его постановок, ибо он умер спустя полгода. Так вот, эти спектакли "из одной оперы", в одной стилистике. У них разное решение, Фоменко больше следует тексту, Женовач более мистичен, кошмарен и абсурден. Но я все равно узнаю почерк мастеров одной школы.
Сейчас многие театры прибегают к стилистике абсурда, если можно так выразиться. Вероятно, это веяние жизни современной, в которой этот абсурд обосновался очень прочно. Классические произведения переигрывают в такой манере. Но тут, извините, в самом романе автор пишет о театре абсурда, так что режиссерам просто ничего не оставалось делать, кроме как следовать за автором и довести его незаконченный роман до феерии. И как же мастерски это проделано! Хотелось бы отметить виртуозную работу с текстом, когда он играет наравне с актерами. Например, Рудольфи, отзываясь о пьесе Максудова, говорит: "...затем: надо будет вычеркнуть три слова - на странице первой, семьдесят первой и триста второй". Так вот, концовку произносит уже сам Максудов: "...на странице первой, семьдесят первой и триста второй". И это дает нам совершенно новый, более глубокий и ироничный смысл! А Княжевич свои слова: "А вы, пока суд да дело, погуляйте по театру, полюбуйтесь, повеселитесь, попейте чаю в буфете да бутербродов-то, бутербродов-то не жалейте, не обижайте нашего буфетчика..." - говорит зрителям перед антрактом. И таких словесных игр в спектакле множество.
Второй пласт, конечно, - работа со смыслами, метафорами и образами. Тут столько вкусных находок, что сложно их все пересказать.
Фантасмагории, вторгающиеся в жизнь и квартирку литератора Максудова через балкон и пропадающие под кроватью. А может, живущие у него в голове?..
Растроившаяся (от слова трое) секретарша - что трехглавый дракон, огнедышащий, как видно на фото. Ох, сильная метафора. И как феерично распределены слова между тремя головами!
Совершенно потрясающий Иван Васильевич (Сергей Качанов), звезда спектакля и король абсурда, слушающий пьесу, лежа на кровати Максудова же... или своей, как там было в книге? Так все смешалось, жизнь и театр! Кто там разберет.
Сначала со сцены отъезжает балкон. Рушится квартирка Максудова, не выдержав сумасшествия, свалившегося на хозяина. Потом со стен пропадают портреты, оставляя амбразуры - новые лазейки для снов и кошмаров. Под конец улепетывают кровать и письменный стол. И апофеоз - сползает наземь вся декорация, доведенная до обморока актерскими этюдами приснопамятного Ивана Васильевича. Ох, какой финал, простите, не могла не проспойлерить. Но все равно это надо видеть.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 10)

Рецензии

«Записки покойника»: ода кулисам

Сергей Женовач взялся за Булгакова.

4 февраля 2014, Наталья Витвицкая

Читайте про другие
события

Статьи по теме

Булгаков в театре: лучшее

Самые важные и необычные постановки по произведениям московского классика.
15 ноября 2017

Театральные хиты, на которые можно попасть недорого

Самые аншлаговые спектакли по ценам до 1000 рублей. Пока театралы не спохватились, есть все шансы успеть!
17 января 2019

Фестиваль «Золотая маска»: лучшее

Совсем скоро Москву ждет театральный нон-стоп. «ВД» выбрал самые интересные спектакли-номинанты, на которые стоит достать билеты во что бы то ни стало.
20 февраля 2015

8 спектаклей «Золотой маски», которые можно увидеть уже сейчас

В Москве объявили номинантов главной театральной премии страны. Конкурс начнется в марте, а ажиотаж вокруг билетов поднимется сразу после Нового года. Мы выбрали восемь важных спектаклей, на которые можно сходить уже сейчас.
24 ноября 2014

Топ 10 спектаклей 12.11 — 30.11

За окном промозглая осень? Не скучайте и идите в театр. Главные хиты театральной осени, — в обзоре «ВД».
5 ноября 2014

Успех у всех

Самые громкие спектакли, которые еще можно посмотреть летом.
30 мая 2014

Лучшие спектакли недорого

Да еще и на хитовую постановку культового режиссера со звездным составом... Звучит невероятно? VashDosug.ru доказывает, что это возможно. Главное — знать, где, когда и почем!
26 марта 2014

Сергей Женовач: «Хочется другой реальности»

В «Студии театрального искусства» вышли «Записки покойника» по «Театральному роману» и другим произведениям Михаила Булгакова. «ВД» встретился с Сергеем Женовачем, чтобы расспросить о спектакле и узнать, какой театр он считает идеальным.
24 февраля 2014

10 лучших спектаклей Москвы

Обзор постановок, на которые равняются и режиссеры, и актеры, и критики.
2 августа 2017

Любите ли вы театр?

Сергей Женовач выпускает спектакль по «Театральному роману» Михаила Булгакова.
13 января 2014

Другие спектакли / драма