Отзывы о "Книга судеб"
В камерном театре «МОСТ» на Садово-Кудринской прошёл эксклюзивный юбилейный показ спектакля «Книга судеб» в постановке художественного руководителя и бессменного лидера театрального коллектива Евгения Славутина. 20-лет спектаклю! Эта цифра говорит сама за себя!
Спектакль состоит из двух частей, в каждой из которых возрастная героиня как бы листает страницы книги своей, уже прошедшей жизни, соединяя подлинные события молодости с фантазиями и прошлыми мечтательными сентенциями.
Сценография постановки минималистична, на сцене располагается лишь небольшой туалетный столик с чайной парой на нём, альбомом фотографий в плюшевом переплёте и связкой конвертов старых писем. Да ещё во второй части муж героини, Розочки, дамский закройщик и жизнелюб Эммануил Соловей, сидит за своей машинкой.
Такое режиссёрское решение вполне оправдано, потому что в происходящем действии главное внимание зрителя сосредоточено на монологах-рассказах героини, мимике, жестах, на её внезапно загорающихся глазах в моменты ключевых переживаний, которые блистательно исполняет заслуженная артистка России Людмила Давыдова.
В первой части героиня пьесы, Александра Эрнестовна (или «милая Шурочка», как к ней обращался пылкий поклонник в письмах давно ушедших лет), мысленно в подробных деталях вспоминает и переживает свои отношения с тремя ранее своими бывшими мужьями, последний из которых по её словам « он был ну как-то не очень», но главный накал эмоциональных откровений связан с четвёртым мужчиной, с котором у неё похоже была настоящая, истинная, страстная, романтическая и взаимная любовь.Но теперь Александра Эрнестовна со светлой грустью сожалеет о своей упущенной возможности, потому что тогда она, после некоторых колебаний, всё же отказалась выйти за него замуж, так как «он, к сожалению, был малообеспечен и беден».
Сценическое действие периодически оживляется и ностальгически окрашивается романсами начала прошлого века, исполняемыми вживую очаровательной Марианной Лемешко.
Вторая часть спектакля как бы продолжает эмоционально сущностную основу «милой Шурочки», но уже в юмористической форме о трогательных и бесхитростных отношениях пожилой семейной пары- постоянно работающего за зингеровской машинкой портного Эммануила Соловья и его любимой жены, Розочки.
Соловей, конечно по роду своего ремесла имеющий дело с различными заказчиками его ремесла, при снятии мерок с фигуры очередной заказчицы внезапно романтически влюбляется в неё, молодую, красивую и источающую неукротимую энергию популярную актрису нового послереволюционного кинематографа. Несмотря на возникающие в этом треугольнике драматические коллизии, семейная лодка Соловья и его нежно любимой жены выдерживает все перепетии и теперь продолжает свой путь по волнам памяти Розочки.
«Книга судеб»-один из лучших спектаклей театра, живущий в репертуаре двадцать лет, потому что *********** и философски осмысливает основные человеческие чувства, любовь, нежность, страсть, доброту, верность.
Театральный зал был полон, окончание спектакля зрители отметили продолжительной восторженной овацией актёрам и вышедшим на сцену основателям и руководителям театра- главному режиссёру Евгению Славутину и директору Ирине Большаковой.
Посещайте театр «МОСТ», там обширный репертуар, в том числе и детские спектакли на новой сцене, они заряжают удовольствием, оптимизмом и молодёжной энергией!
Спектакль «Книга судеб», немного необычен. В каждом акте, своё произведение - «Милая Шура» и «Соловей и Роза», и в первое, по сути – моноспектакль. А главные роли (и не только) исполняет, покорившая абсолютно всех присутствующих в зале, Людмила Давыдова.
Говорят, каждому из нас в жизни даётся всего пара-тройка шансов, которые мы, либо реализуем, либо нет. Трагедия в том, что после, мы всё ярче осознаём цену упущения, и несбывшаяся мечта напоминает нам об этом весь наш оставшийся путь, заставляя, разве что только рефлексировать, сокрушаться и… мечтать.
Бабушка Шуре без малого век, но старости не сдаётся - всё ещё кокетка и следит за собой насколько это можно себе позволить в этом возрасте и, одиночестве. Жизнь пролетела, словно мгновенье. На стене фотографии трёх мужей. Нет, с ними она не была несчастна, хотя… и счастлива тоже не была. Но на шаг навстречу к любимому, который мог БЫ изменить всю её жизнь, она так и не решилась…
Пытаюсь разобраться в своих эмоциях и путаюсь – не понимаю, что так сильно погрузило меня и позволило заглянуть в самую глубину души и богатство внутреннего мира этого «божьего одуванчика». То ли схожесть образа, оставшегося один на один со своей глубокой старостью женщины, что в малейших движениях, голосе и поведении. Или её искренняя радость случайной гостье, с угрозами не отпустить, пока та не выпьет чаю с вкуснейшим вареньем? Именно так «угрожала» и моя любимая бабушка, ушедшая от нас за день, до своего 98-летия. А может, воскресшая на мгновенье душа при воспоминании любви всей её жизни, и загадочный искромётный прищур, озаривший вслед её «морщинистое» лицо?
Воспитание, грация, осанка, в конце концов, насколько это возможно в таком возрасте, всё - до единой мелочи передано с таким пиететом, а главное на одном дыхании, что ловишь каждое слово, движение и выдох, боясь сделать его самой. И, честно говоря, диву даёшься, оценивая градиент мгновенных перевоплощений в бабушку Шуру, да и в целом всю работу и мастерство Людмилы Давыдовой.
Когда говорят: «Сейчас нет хороших актеров», я всегда спрашиваю: «А вы в театры ходите?». Ибо не знаю что там с сериалами, я их почти не смотрю. Но в театрах регулярно вижу одаренных актеров, причем разного возраста. Вот, к примеру, постановка «Книга судеб» театра «Мост». Евгений Славутин 20 лет назад (как раз в марте юбилей был, на котором зрителей шампанским угощали!) поставил спектакль, взяв в качестве литературной основы два крошечных рассказика Татьяны Толстой и Веры Инбер. Время чтения – десять минут, пишет сайт «Некрасовка». Десять плюс десять будет двадцать. Как можно из этого сделать полноценный спектакль?
Можно. Причем очень хороший спектакль. Хотя в нем говорится о событиях XX века, зрители, наши современники, приняли его близко к сердцу и устроили долгую овацию. Ибо здесь собралось сразу несколько плюсов.
1. Литературная основа. Инбер я давно знаю, хотя больше как поэтессу. И в ее таланте никогда не сомневалась. А вот с Толстой раньше особо не сталкивалась, тем более, что рассказы – не мой формат, я что-то пообъемнее люблю. Роман-эпопею, к примеру. Поэтому я была удивлена и ошарашена, насколько у Татьяны Никитичны отличный слог.
2. Хорошая режиссура. Евгений Иосифович Славутин – основатель, художественный руководитель и режиссер театра «Мост». Он заслуженный деятель культуры РФ. Так что тут все понятно, да.
3. Великолепнейшая игра актеров. Слушайте, я в театры хожу каждую неделю. Меня сложно удивить. Но театру «Мост» удалось это сделать. В главной роли (точнее, в главных ролях) можно увидеть Л. А. Давыдову. Она гениально перевоплощается на сцене, причем может сыграть и молодую женщину и 90-летнюю даму. И это чудесно, прелестно и потрясающе. Молодые актеры мастерски создают образ москвичей вековой давности. Вот прекрасная актриса, в снегах и мехах, пришедшая заказать костюм для киносъемок (либо Ю. Вергун, либо А. Голотова). Ах, она прилетела в этот мир, на эту землю лишь чтобы осчастливить нас своей красотой. Вот муж Александры Эрнестовны. Точнее, вот ТРИ мужа (адвокат, врач, чиновник). И все три роли мастерски исполнил Евгений Панферов. «Звезду пленительного счастья» играет Марианна Лемешко. Она не говорит ни слова, но ее песни становятся как бы рамой для спектакля, его составной частью. Ей вторит «Орфей прошедшей эпохи», Роман Зуев, также исполняющий шлягеры прошедших лет. Кстати, вот как можно проверить возраст зрителей. Половину песен я знаю. Анатолий Сафронихин в роли Эммануила Соловья - вот пример актерского мастерства: на сцене это был действительно портной-еврей, робкий, забавный и искренний.
4. Продуманная работа художника. Каждая вещь стоит на сцене не случайно, лишнего ничего нет. Вот трехрогая вешалка. На нее мужья Шурочки будут вешать головные уборы, поэтому рожка три, не больше, не меньше. Вот флакончик, из которого будет душиться Александра Эрнестовна, вот фотокарточка, портрет ее давнего возлюбленного…
Сначала я удивилась, почему в первое действие поставили спектакль по Толстой, а во втором – по Инбер. «Милая Шурочка» все же сильнее. Эта история заставляет нас вспомнить о своих родных, о своем прошлом, пожалеть об упущенных возможностях, подумать о своей жизни. Тогда как «Соловей и роза» - всего лишь милая безделушка. Очаровательная, ароматная, но безделушка. Потом, подумав, оценила чувство такта режиссера. После «Милой Шурочки» зрители ушли бы, погруженные в печаль. Но постановка «Соловей и роза» немного нивелировала это чувство и люди отправились по домам, чувствуя светлую грусть и немного ностальгии, но не тоску.
Искренне рекомендую спектакль. Он исключительно гармоничен.
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.