Спектакль Cantus Arcticus, Вариации Сальери, Консерватория
Одноактные балеты на музыку Эйноюхани Раутаваары и Антонио Сальери «26 вариаций на тему испанской фолии».
На создание балета «Cantus Arcticus» («Арктические песни») Вячеслава Самодурова вдохновила музыка современного финского композитора Эйноюхани Раутаваары, использующего в постимпрессионистской партитуре запись птичьего пения. Она проникнута стихийным величием северной природы, клекот и зовы неведомых птиц придают ей мистическую ирреальность. Прозрачный, как лед, задник постоянно меняет свою цветовую тональность и внутренние очертания. На этом фоне танцовщики в обычной балетной униформе, но невероятно ярких изысканных оттенков, выглядят, как экзотические птицы. Ломкость и хрупкость пластики, причудливые позировки диктуют не только привычные балету ассоциации с прекрасными пернатыми, но и со всполохами северного сияния, с завораживающей красотой арктических пейзажей. Свой балет хореограф обрамляет прологом и эпилогом на музыку клавирного Генделя, где появляются почти реальные персонажи, несколько пар влюбленных, чей удел – найти взаимопонимание и путь друг к другу.
Лариса Барыкина
«Вариации Сальери» – мое представление о том, какие изменения переживает классический балет и как он воспринимается в современном мире. «26 вариаций на тему испанской фолии» Антонио Сальери – это настоящая придворная музыка, величественная, помпезная и… бессмысленная. Кроме красоты формы, вы ничего больше в ней не найдете. Тем не менее, это сочинение действительно великолепно! Порой музыка захватывает меня настолько, что хочется раствориться в ней, следовать с ней в унисон. Но тут же она рождает во мне волну сарказма, и я пытаюсь разыграть ее, одержать над ней верх, пуская в ход приемы современного хореографического арсенала: необычность поддержек и раскрепощенность движений. Это вечный спор красоты и разума, в котором не бывает победителей и побежденных, но который неизменно вызывает восхищение.
Вячеслав Самодуров