Отзывы о "Ма-Мурэ"

Оценка редакции
gr28081959 16 апреля 2019, 11:03

Жан Сарман написал пьесу «Ма-Мурэ» в 1941 году, в осажденном фашистами Париже.
А нашла и перевела ее на русский язык дочь писателя Александра Куприна - Ксения, которая вопреки советам отца вернулась в СССР и прожила в Москве не самые свои лучшие годы. Игравшая в кино и театре Франции, она в России числилась в театре Пушкина, но не играла. Говорили, что для нее нет ролей. Вот она и искала пьесы и переводила их.
Благодаря ей появился и шедевральный спектакль Малого театра «Мамуре», где когда-то блистала Елена Гоголева (его запись есть в сети), и спектакль ЦАТРА «Ма-Мурэ», где вот уже пять лет блещет Лариса Голубкина (премьера состоялась 22 апреля 2014 года).
«Ма-Мурэ» не назовешь образцом высокой драматургии, это комедия с элементами мелодрамы, а порой и водевиля. Но по части ролей она — просто находка для театра с большой труппой, с большим возрастным диапазоном актерского состава, каким является ЦАТРА.
Красивые декорации, создающие вид и настроение доброй французской провинции (художник-постановщик — Анастасия Глебова), шикарные костюмы (художник по костюмам — Андрей Климов), правда, не всегда отвечающие действию (Мари-Жозеф идет на речку стирать в изящных туфлях на высоченных каблуках), хорошее музыкальное оформление (композитор – Лариса Казакова), не подводил и свет (художник по свету – Тарас Михалевский).
А еще на сцене – ЦИРК!!! Очень красивый цирк! Такой, каким мы его обычно представляем (режиссер-консультант по цирку – народный артист России Евгений Майхровский).
Одним словом - сценография спектакля заслуживает самых высоких похвал!!!
Начало спектакля, первые минут пятнадцать, поставлено неудачно (режиссер-постановщик – народный артист России, лауреат Премии Москвы Борис Морозов) – затянутые, статичные разговоры мужской половины клана Мурэ о предстоящем торжестве – 106-летии бабушки Селины (вот ее-то и играет Лариса Голубкина).
Почтенная дама— достопримечательность маленького города, в котором многие посты занимают ее дети и внуки. Живет она в доме одного из внуков — жадного трактирщика Антуана Муре (Виталий Стремовский), при ней неотлучно находятся ее 80-летний сын Эспри (Александр Разин) и 75-летняя дочь Элоиза (Елена Анисимова).
Юбилей обещает стать большим городским праздником, и ушлый трактирщик Антуан надеется заработать на нем как можно больше денег. Все думают, что бабушка Селина уже ничего не соображает, что ее можно использовать как марионетку, а в первом действии она, действительно, на нее похожа – сидит в кресле и талдычит фразы из речи, которую должна произнести на своем юбилее.
Но…приезд внука ее бывшего возлюбленного - красивого и мужественного Франкера (Андрей Егоров) всколыхнул почтенную даму и вот уже Ма-Мурэ (таково семейное прозвище Селины Мурэ) решает праздновать юбилей по-своему, а попутно еще помогает правнучке Мари-Жозеф (Ольга Герасимова), выйти замуж за любимого человека, а не за кузина Гильома (Сергей Федюшкин), как положено по традициям этой семьи.
Когда смотришь во втором действии на лукавую, жизнелюбивую, своенравную Ма-Мурэ, то забываешь не только о ее возрасте, но и о возрасте самой Ларисы Голубкиной, которая, как всегда, была просто прелестна!
У Бориса Морозова получился легкий, веселый и изящный спектакль, гимн жизнелюбию и способности рисковать.
Послевкусие от него очень хорошее!!!

Ия 14 ноября 2018, 01:03

Ма-Мурэ, и ее мемауры, амуры, и мемуары.
Итак, что же мы увидели в этой пьесе?
Конфликт в одной французской провинциальной семье. Ресторан «Белый баран», мэрия и церковь.
С одной стороны – буржуа Мурэ, которые как известно ле кошон, и этот факт никто оспаривать не собирается, ни зрители, ни автор пьесы, ни актеры. Скучная семейка скупидомов, которую ловко и довольно неожиданно обставляет как нечего делать член той же самой семьи, и местный бунтарь против системы – старушка преклонных годов.
На самом деле, старая ситуация, и кто только так не делает. Раз! И старичок осьмидесяти лет женится на юной особе, и вся прошлая семья спешно сушит сухари, и шьет котомки в путь-дорожку. Оп! И маразматическая бабушка оставляет состояние собачке, ибо дети и внуки неправильно выглядят, ведут себя, и так далее. Право имеет, и все тут.
В этом сюжете вместо собачки у нас - правнучка, одна из трех, по имени Мария Жозефа (Ольга Герсимова), весьма древней старушки. Эта правнучка лучше других тем, что скромна, тупит глазки, поджимает губки, в общем, «не лает, не кусается, на прохожих не бросается», в отличие, наверное, от других, Жизель и Эстель. Но завоевать сердце бабушки Марии Жозефе помогают не личные достоинства и перчатки в тон платью, а то, что она не хочет замуж за предложенного ей семьей представителя рода Мурэ (Сергей Федюшкин), а ее выдают почти насильно. Девушка – скромна, но ей это не интересно. Жених – туповат, на нем длинный фартук (видимо, проводит свои дни, обслуживая клиентов ресторана), и ему нечем привлечь невесту кроме традиций и семейных обязательств.
И когда в городок, для празднования сверхъестественного юбилея бабушки Мурэ прибывает цирк, сердце Мари Жозефы покоряет заезжий красавчик - дрессировщик зверей Франкер (Николай Лазарев), который и выглядит, и ведет себя поинтереснее жениха. А поскольку в личной истории именинницы как раз фигурирует работник цирка, силач и лучший разрыватель цепей в давнюю эпоху, бабушка личным авторитетом отдает правнучку Франкеру, но не бесприданницей, что волне невинно, а отдав ей все деньги.
Вуаля! и тигры у ног моих сели? Серьезно?
Именно. Так, во имя давней любви и приятных воспоминаний бабушки, Добро – в лице скромницы-правнучки и воистину белой овечки с циркачом на пару –получает все состояние, поборов Зло – скучных лавочников, которые должны будут опять зарабатывать на жизнь и предприятие. Хахаха, так им и надо, гнусным торгашам. В будущем колесо судьбы наверняка вернется к этому волнующему моменту – один из потомков снова отдаст деньги людям повеселее да поинтереснее.
Бабушку играет Лариса Голубкина, известнейшая актриса, и не старая совсем.
Особенно в черно-зеленом платье и шляпке ну просто звезда. Она умеренно весела, и не так уж галопирует, как того требует роль. Не особо безумна, и как-то устало мудра даже.
Может ей жаль все же отдавать деньги правнучке? В цирк-то ладно – там искусство, общественная польза от веселья, раз на театры и прочее банки вообще капиталисты денег добровольно не дают, то вон он способ привлечь капитал. Но Мари Жозефа-то явно дура совсем, хоть и милая, а бестолковая, прям как ее старый жених. Хорошая пара была бы. Не срослось, и все из-за того что бабушка любила в молодости циркача, овечка двинула в цирковое стойло, не имея к этому никакого призвания, только блеять. Так кажется мне, потому что внезапно вспыхнувшая любовь, страсть даже, то, что может подвигнуть на поступки, это все не сыграли актеры. Даже Франкеру не верю, хотя фамилия и означает Искреннее сердце.
Лавочники Мурэ, то есть и Антуан, и Армандина, и Фердинанд, и Орас, действительно были скучные, и не тянули на злодеев. Хотя Армандина (Наталья Аристова) и вела себя в пошлом ключе, (что непредставимо для французской буржуазии, кстати)но понятно, что надо было чернить бедняжку как бы то ни было. И противоположностью Мари Жозефе казаться. Она шею клонит, а Аамандина, напротив, зад отклячивает. И все ясно, кто лучше.
Короче, деньги – на добродетель и искреннее сердце, а зарабатывать – это пусть вон те люди, без сердца и идеалов, с подносом бегают.

Ирина 16 мая 2018, 12:02

В тёплый, практически летний вечер мы с мужем посетили Центральный Академический Театр Российской Армии.
В этом Театре мы не были уже оооочень давно... он тогда ещё носил название СОВЕТСКОЙ армии:)
Здание Театра - прекрасно сохранившийся артефакт сталинского ампира:)
Уже только ради экскурсии по этому монументальному сооружению стОит сходить в ЦАТРА!

И сегодня мы смотрели комедию Жана Сармана "Ма-Мурэ" в переводе Ксении Куприной и в постановке н.а.России, лауреата Премии Москвы Бориса Морозова.
На сцене - сонный маленький городок, затерявшийся где-то на просторах Франции(декорации прекрасные! Художник-постановщик - Анастасия Глебова).
Время действия, судя по костюмам - где-то 50-60-е годы прошлого века (художник по костюмам - Андрей Климов).
В городке, живущем по своим патриархальным законам, всеми делами заправляет буржуазный клан Мурэ.
ПРАродительница рода Мурэ, 106-летняя Селина - настоящая достопримечательность городка, и креативные родственники решают с помпой отпраздновать день рождения старейшей жительницы Франции, заодно и набив свои собственные карманы:)
Бабушку они считают безмозглым овощем в анабиозе, а сама старушка усиленно поддерживает их в этом заблуждении:)
Очень кстати в городок приезжает развесёлый цирк с аккробатами, жонглёрами, клоунами, дрессировщиками и наездниками (консультант по цирку - н.а.России Евгений Майхровский)
И наша достопочтенная бабушка, "семейное имущество Мурэ", вдруг стряхивает с себя сонное оцепенение, выходит из под контроля "заботливых" родственничков и берёт правление кланом в свои руки, открывая всем интересные семейные тайны...

В-общем, забавная французская комедия с "горькими нотками" - старость никому не нужна:(
А ведь ежели она, старость, "не в маразме" - то долгий жизненный путь как правило поучителен, загадочен и очень, ОЧЕНЬ интересен! Надо только пошире открыть свои глаза, уши и сердца!
"Старейшины" могут вас очень сильно удивить:)

Постановка очень красивая, нарядная такая:)
У меня вот только есть два вопроса...

Один касается самого театра.
- Большой зал действительно БОЛЬШОЙ, сцена - ОГРОМНАЯ!
Актёрам приходится громко кричать весь текст. И тем не менее, стоит только актёру чуть повернуться не в твою сторону - всё! Ни-че-го не слышно даже со второго ряда партера, где мы сидели:(
Технологии давно шагнули вперёд, во многих театрах, где есть большие пространства залов, актёры уже давно используют небольшие микрофоны, и им не приходится всё время держать свои голосовые связки в таком нечеловеческом напряжении.
Что ж ЦАТРА не использует эти технологии?!?

Второй вопрос касается исполнительницы главной роли - блистательной Ларисы Ивановны Голубкиной.
- Ну совсем она не выглядит как бабуля 106 лет... она и на свои-то 78 лет никак не тянет!:) Даже в седом парике и в инвалидном кресле:)
А уж когда она в конце постановки величественно ходит в ослепительном вечернем наряде... ну тут только слепо-глухо-немой зритель способен поверить, что перед ним - 106 летняя СТАРЕЙШАЯ жительница страны!:)))
Я, конечно, понимаю "задумку" Ларисы Ивановны - показать всем, что Женщина в любом возрасте - прекрасна!:)
Но... "из песни слова не выкинешь". Нам постоянно, на протяжении всего спектакля говорят про СТО ШЕСТЬ ЛЕТ, а у зрителя перед глазами - МОЛОДАЯ, озорная, обворожительная женщина!

Я очень рада, что мы наконец-то сходили и заново "поздоровались" с Театром - нашим старым хорошим другом!

LTG111 14 мая 2018, 11:38

Посмотрела на большой сцене Центрального академического театра Российской Армии еще одну комедию - спектакль «Ма-Мурэ» французского драматурга XX века Жана Сармана. В главной роли – сама знаменитая Лариса Голубкина!
Этот спектакль о том, как жители маленького французского городка собрались праздновать день рождения старейшины города, 106-летней Ма-Мурэ, и что из этого вышло. Это пьеса о вечных ценностях, о том, что любовь – важнее всего на свете в жизни человека. Но эта проповедь вечных ценностей преподносится в спектакле в весёлой, озорной форме, в виде праздника с музыкой, цирковыми артистами и неожиданными поворотами сюжета.
В спектакле зритель видит всю жизнь маленького провинциального городка. Очень хороши декорации. Здесь и здание муниципалитета, и харчевня «Белый баран» - место встречи всех видных людей города, и даже школа с целым классом школьников в форме (воспитанники Детской художественной студии ЦАТРА под руководством Натальи Аристовой).
Но декорации – декорациями, самое главное, зрители видят всех жителей городка от мала до велика. В спектакле задействовано несколько десятков артистов. Признаюсь, мне всегда приятно, когда в спектакле участвует большое число актёров – это делает постановку более живой и интересной. И всегда приятно, когда история имеет счастливый конец.
Что касается игры актёров, то помимо Ларисы Ивановны Глубкиной, играющей Ма-Мурэ, и Виталия Лазаревича Стремовского, играющего ее внука Антуана, хочется отметить Александра Владимировича Разина, играющего ее сына Эспри. Вроде и не самая большая у него роль, но в заключительной сцене он так прочувственно играл! Плакал настоящими слезами!
В общем, это прекрасная лёгкая комедия, которая создаёт у зрителя замечательное настроение!

анжелика 27 апреля 2016, 02:36

Мы здорово провели вечер на спектакле «Ма-муре».Актерский состав просто супер. Но не ими одними богат спектакль - красивые костюмы, великолепная музыка так же являются преимуществом постановки. Из минусов разве что буфет у театра небольшой. Точнее их должно быть несколько, но нам не повезло и работал только один, а людей пришло много и сесть за столик было невозможно. Но это все ерунда, мы же пришли не поесть, а проникнуться искусством.

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 8)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма