Спектакль Рыбак и его душа
Пьеса Оскара Уайльда в постановке Игоря Яцко замыкает «трилогию» режиссёрских работ по английскому автору.
Оскар Уайльд с его безупречным вкусом и культом красоты, похоже, становится одним из главных авторов «Школы драматического искусства». После элегантной комедии «Как важно быть серьезным», недавно участвовавшей в конкурсе «Золотая маска», худрук ШДИ, ученик Анатолия Васильева Игорь Яцко взялся за одну из самых печальных его сказок — «Рыбак и его душа». История Рыбака, решившего пожертвовать собственной душой ради любви к Морской Деве, для Уайльда была символом той жертвы, которую приносит Художник, служа искусству.
«Культ красоты и эстетика Уайльда мне очень близки. Этот стиль сам по себе возвышает сегодня человека. В нем нет никакого нафталина, тем более что сам Оскар Уайльд всегда балансировал на лезвии современности», — говорит Яцко.
Нафталина в спектакле действительно не будет, поскольку тема цены, которую нужно платить за служение муз, и рассуждение о том, должно ли искусство чему-то учить, или оно, как настаивал Оскар Уайльд, «совершенно бесполезно», — актуальна в любое время. Так же, как смокинги, вечерние платья и фраки, которые в «Школе драматического искусства» умеют носить как ни в одном другом театре.
Остается добавить, что действие пьесы режиссер переносит в салон уайльдовской поры, а текст перемежает живой музыкой, в которой фортепиано чередуется с экзотическими восточными инструментами.
Текст: Алла Шендерова
Отзывы о «Рыбак и его душа»
В Англии есть театры, где до сих пор считается, что за кулисами появляется тень Оскара Уайльда, который следит за исполнением своих пьес. А чего еще можно ждать от человека, устроившего из своей жизни спектакль, за которым, затаив дыхание, следила вся страна. В результате загадочный гений серебряного века был непонят у себя на родине и отвергнут ею. Но удивительно тонкие и красивые произведения Оскара Уайльда, благодаря невероятной магии его слова царят и поныне, доставляя читателям и зрителям наслаждение, схожее с наслаждением от музыки.
Именно эта магия слова царит в Тау зале театра "Школа драматического искусства" на спектакле "Рыбак и его душа" поставленном Игорем Яцко. Художник-постановщик Ольга Левенок создала на сцене пространство, напоминающее салон серебряного века. В подобной обстановке, наполненной восхитительными мелочами, Оскар Уайльд мог разыгрывать с друзьями Саломею, лишь чуточку украсив фраки цепями и каменьями. Платья, придуманные для актрис художником Вадимом Андреевым, магически превращаются из салонного наряда в чешую морской царевны и рубище колдуньи.
"Рыбак и его душа" самая странная, самая грустная длинная и непонятная из уайльдовских сказок. Это печальная импровизация, сочиненная Уайльдом для собственных детей, но предназначенная, конечно, для взрослых. Вслед за отринутой душой рыбака мы путешествуем в поисках богатства, мудрости и красоты по волшебным стилизациям арабского Востока, с его неизменными караванами, странствующими купцами, воинственными татарами, россыпями сверкающих камней, опахалами и роскошью пиров. И в путешествии нас сопровождает музыка, придуманная Андреем Емельяновым. Разнообразные стучалки, гремелки и дуделки, громадный бараний рог и фортепиано создают неповторимую ауру морского прибоя, шабаша ведьм и шума восточных рынков.
Актеры театра "Школа драматического искусства" играют в сказку, легко меняя маски. Только что Регина Чадова блистала чешуей морской царевны, но тут же превратилась в лесную колдунью. Галина Селякова отплясав на шабаше, преобразилась в самую коварную сторону души Рыбака (Роман Долгушин). А каждый иной оттенок его души, еще только набирающейся опыта, достался Евгению Полякову и Олегу Малахову. А как неожиданно, естественно и достоверно Ольга Баландина предстала в ролях рыжей ведьмы, светской дамы и восточной принцессы. Каждый актер, участвующий в спектакле "Рыбак и его душа", незабываемо ярок.
Смех сквозь слезы и над действительностью, и над мифом делает произведения Оскара Уайльда удивительно тонкими и красивыми. Перенося прозу Уайльда на сцену, главное почувствовать и сохранить тонкость, магию и красоту как его слов, так и образов, и всем создателям спектакля "Рыбак и его душа" это удалось. Думаю Уайльду результат бы понравился.
Итак, уже второй раз я убеждаюсь, что в ШДИ просто превосходно ставят Оскара Уайлда (даже не берусь поспорить с мнениями специалистов и театральных блогеров, майский «Как важно быть серьезным» меня оглушительно покорил, хотя и совсем другой по форме и сути).
На этот раз в уютном камерном Тау-зале был абсолютный переаншлаг (мои компетентные источники поделились, что на следующего июльского «Рыбака» в связи с sold out за пару недель был даже добавлен еще один, шестой ряд). На входе зрителей традиционно встречал сам режиссер, и вот все быстренько расположились под чутким руководством администратора, и живое подлинное чудо на расстоянии вытянутой руки начало разворачиваться.
В произведении английского драматурга много символов, планов, и на протяжении двух часов без антракта я, затаив дыхание, и чуть отвлекаясь на удержание увесистого букета роз между колен и параллельно - на съемку, любовалась фантасмагорическим чарующими, сменяющимися словно в калейдоскопе сценами.
Про превосходный актерский состав нечего и говорить, и я продолжаю укореняться в своих эмоциях по поводу актерских возможностей Олега Малахова, который не перестает приносить мне массу положительных эмоций и чувств.
Читайте про другие
события
Актеры «Рыбак и его душа»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
БродскийМаяковскийБлок
Минималистичный спектакль-концерт собран из стихотворений трёх важнейших поэтов XX века — Иосифа Бродского, Владимира Маяковского и Александра Блока.