Отзывы о "Ящерица"
Все случайности не случайны. Такая прописная истина вспоминается после просмотра спектакля "Ящерица". Мимолетный порыв инстинкта выживания – похищение выхухоли из общего котла на благо своей семьи, стыдливое бегство из родного племени и обретение нового дома. Дома, который ближе по духу, гуманнее. Мне вообще непонятно, как настолько интеллигентную пару, как Рыжий с женой, угораздило оказаться в племени Зубров, ведь именно среди Скорпионов они выглядят своими. Приветливые, миролюбивые, скромные, воспитанные. В роли Рыжего Владимир Тягичев прекрасен и в красочной пантомиме, и в отличном партнерском взаимодействии. Странное сочетание – его персонаж не назвать смелым, скорее наоборот, но жене с ним надежно; а еще в нем мягкость соседствует с решительностью. Интересный образ, отлично дополненный живостью и актерской харизмой. Рядом с ним нежная, трепетная, лучезарная мать Ящерицы. Даже не мать, слишком грубо это слово для героини Людмилы Светловой, мама. Она светится нежностью, создает атмосферу трогательного тепла, излучает трепетную заботу о дочке. И в то же время она динамичная, мечущаяся лань, пронзительная, искренняя, настоящая. Спасибо Людмиле за тончайшую, кристальную искренность, за свет, чистоту, нежность, жизнь, за тонкие грани эмоций, за глубинное проживание роли, от которого перехватывает дух. Все-таки есть в этом спектакле та, ради кого на него действительно стоит приходить, и есть пара, на которую приятно смотреть. А дочь этой чудесной пары – юная и дерзкая максималистка Ящерица – для меня это только Анастасия Малкова. Ей присуще сияющее обаяние под стать своей сценической маме, и она живет своей героиней от начала и до конца. Только в ее воплощении образа есть главная сцена – на наших глазах ломаются категоричные убеждения Ящерицы, после чего она и "забывает" все увиденное. Это трио – замечательная семья, создающая наиболее интересные и эмоционально наполненные сцены спектакля. И даже жаль, что родителям не удалось уговорить Ящерицу остаться. В таком составе очень бы хотелось хеппи-энда.
Яркий красочный спектакль. Смотрится на одном дыхании. Потрясающие танцы,сопровождающиеся отличной музыкой. История,рассказанная в данном спектакле,заставляет нас задуматься о наших действиях и поступках. Что мы оставим будущему поколению? Разрушенный мир и несколько воющих между собой племен или прекрасный мир,в котором не будет войны.
Ящерица
Знаете, очень сложно начать рассказ о хорошей книге, которую ты только что прочитал, о хорошем, качественном кино, которое только что посмотрел. Так же и со спектаклем. Знаете это особенное чувство, когда выходишь из зала и ни о чем невозможно думать, кроме тех ярких моментов, которые вы видели?
Вот так у меня получилось и с «Ящерицей». Перед спектаклем мне был проведен небольшой экскурс по содержанию пьесы – действие происходит в постпостапокалиптичном мире, где человечество в результате войн и междоусобиц скатилось до первобытного уровня. Поэтому начало немного смутило: ну не могут люди настолько деградировать, чтобы всерьез обсуждать возможность превращения одного из членов племени в бобра? Но на этом и завязывается одна из интриг, малозаметная в первой части спектакля и громко звучащей во второй.
Замечу, одна. Ее основа – родители и дети. Поэтому вполне логично, что развивается она ближе к финалу пьесы. А основная интрига спектакля базируется на банальном людском страхе (они – сильнее!) и любопытстве ( «Почему их стрелы летят дальше, чем наши копья?»)
Ответ на последний вопрос племя Зубров собирается выяснить по-детски наивно: заслав шпиона. А кому быть шпионом? Конечно, самой привлекательной, самой умной и самой незащищенной женщине рода, о потере которой никто шибко горевать не станет. Это наша Ящерица.
Вы же видели ящериц в лесу? Не в террариуме, где они, поводя сонными глазами, возлежат на камнях под электрическими лампочками, а именно в лесу? Они юркие, быстрые, иногда их движение сложно уловить глазом. Именно такая ящерица получилась у Анастасии Малковой, к тому же – яркая и эмоциональная. Только не очень-то она торопилась выведать тайну аркха – нашу шпионку затянул эмоциональный водоворот: от встречи с родителями, которых она ожидала найти где угодно, но не здесь, от конфликта с враждебно настроенными женщинами племени, от «прелестей» замужества…Не до тайн.
А вот Поющая похожа на «засланного казачка» гораздо больше. Высокая, сильная (что разительно отличает ее от соплеменниц), умная, внимательная, она почти не принимает участия в занятиях женщин племени, предпочитая наблюдать за всеми со стороны. Ее зритель бессознательно отделяет от Скорпионов и может быть ( не знаю, как другие, но я точно) относит к племени Зубров. Только к какому племени отнести ее коварство? Откуда оно появилось в ней, из какого племени?
Именно поэтому вполне предсказуема была сцена убийства Главы рода Скорпионов его дочерью. Зритель смотрит и понимает: неспроста Поющая с таким безразличным видом говорит о старости и немощи отца, вертя в руках аркх. По законам драматургии последует убийство… Но несмотря на внутреннюю готовность, в тот момент, когда стрела вонзается в Главу рода, сердце на миг останавливается, а руки – сжимаются.
Безумно жаль, что жажда смерти, жажда власти убивает всякий шанс на возрождение. Кажется – тонкая ниточка взаимопонимания ( «они – НЕ плохие люди!») налажена, но не менее тонкая стрела ее губит. И вновь печатает свой шаг война (за маской которой – гибель для всех), в которой гибнут те, кто могли бы стать друзьями и любовниками, дай им только минуту поговорить спокойно, но этого шанса – нет. В финальной битве такой разговор, через взгляд, почти возник между главными героями, возможно, они бы и поняли друг друга, и спаслись – но Воины, люди-Воины, которые всегда есть в любом социуме – сознательно поднимают руку на эту возможность перемирия. Оно им не нужно.
В итоге все скрывает извержение вулкана, потоки красной лавы – и зритель моментально понимает эту аллегорию лавы и реки крови, которую пролило человечество.
И тема возможного будущего в образе двух детей, выживших после битвы, не оставляет зрителю надежды. Потому что выжившие не всегда извлекают уроки из истории, и не всегда их помнят.
Читайте про другие
события
Статьи по теме
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.