Спектакль Евгений Онегин
Опера как квинтэссенция роковых страстей, неразгаданных чувств, прерванных отношений.
В каждом персонаже живут печаль и одиночество. Стремительно развивается действие, но праздника в этом движении нет. Развязка сюжета оперы трагична. «О смерть, иду искать тебя!» — таким был финал в первой редакции Чайковского, которую театр взял за основу своей постановки.
Спектакль удостоен Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинации «Лучший музыкальный спектакль» сезона 1996-97 гг.
Отзывы о «Евгений Онегин»
Когда я решила пойти на «Евгения Онегина», думала, что хватит смотреть европейскую классику, пора взяться за нашу, даже не ожидала, что это будет не просто лирические сцены по роману А. С. Пушкина, а совершенно другое, более глубокое трагическое произведение.
Режиссер Сергей Арцибашев и отец-основатель Новой Оперы Евгений Колобов переработали роман таким образом, что в каждой из семи сцен происходит гибель одного из героев, не всегда физическая, но разве, когда няню Татьяны выдали замуж в 13 лет за нелюбимого, ей не погубили жизнь? Такой подход настолько мне понравился, что я следила за происходящим на сцене с замиранием сердца и переживала за знакомых с детства героев. Ведь они даже не общаются стихами из романа, тут другой текст, от первого лица, который удачно перемешивается с четверостишиями Пушкина. Даже письмо Татьяны, которое приведено почти полностью, и то содержит некоторые отступления.
Сцена тоже выглядит необычно, на ней нет декораций кроме нескольких стульев и столика, но она выдвинута в оркестровую яму, а сами музыканты тоже принимают участие в действии, а не сидят внизу. На самом деле декорации и не нужны, волне хватает книги, свечи, дуэльных пистолетов у артистов в руках. Они сами создают такую бурю эмоций, что лишние предметы только мешали бы.
Когда Онегин (Павел Янковский) знакомится с Татьяной (Екатерина Петрова), они кажутся идеальной парой. Не такими восторженно влюбленными как Ленский (Алексей Тататрицев) и Ольга (Полина Шамаева), а вполне здравомыслящими. Но после прочтения письма Татьяны, Евгений заявляет ей, что он своим холодным рассудком понимает, что не создан для семейной жизни. Его неудачная шутка на балу с Ольгой, приводит к дуэли. Когда же после долгих странствий он вновь встречает Татьяну, кажется, что «счастье было так возможно», но она прогоняет Евгения. Поэтому Е. Колобов и считает, что спектакль именно про то, что «Никто меня не понимает». А как тут поймешь?
Для меня плюсом стало то, что в опере на русском не стали отказываться от бегущей строки, потому что, особенно в дуэтах, когда каждый поёт о своем, особенно важно вникнуть в суть.
Не могу выделить никого из солистов, все пели прекрасно, хотя, пожалуй, Ленский, когда обсуждал с Онегиным уже на дуэли, не помирится ли им, был особенно трогателен и убедителен.
Музыка П. И. Чайковского просто и плавно льется, затрагивая самые потаенные чувства зрителей, пробуждая новые эмоции. Дирижёр Дмитрий Корчак исполнял партию Ленского, под управление Евгения Колобова на ремьерных спектаклях в 1996 году.
Думаю, лучшей оценкой от меня оперы «Евгений Онегин» будет то, что я хочу посмотреть её еще раз. И как я услышала в гардеробе после спектакля, многие зрители тоже смотрели не в первый раз и считают, что это лучшая постановка в Москве.
Когда увидела приглашение в Новую Оперу на постановку "Евгений Онегин", поняла, что со школьных лет не перечитывала эту книгу, да и сюжет помню смутно - письмо Татьяны и финальную сцену.
Сам театр мне очень понравился, я давно на него заглядывалась, любопытно было, но казалось, что моих познаний в классической музыке недостаточно для оперы, тем более "новой".
Постановка мне понравилась, голоса хорошие, особенно когда Онегин и Ленский пели вместе - интересный дуэт. Но в то, что между ними прям такая ссора, что надо стреляться - не поверилось, хотя кто их нравы в то время знает.
Да и дуэты сестер Лариных понравился, голоса красивые, но как-то не хватало объема что ли (вот это я критик, типа чего-то понимаю, но к сожалению терминами плохо владею).
Странным показалось решение с костюмами, хор переодевали, а Татьяна в одном и том же платье - и на балу, и на встрече с Онегиным, и в постель.
Очень понравился неожиданный для меня персонаж Трике (он был в книге?), приятная нотка комедии и легкости, красивый образ.
Еще из симпатий - Гремин, муж Татьяны, мощный голос, грудь в орденах и медалях, настоящий мужчина.
Неожиданно было слышать хор не со сцены, я только во второй половине спектакля увидела, что он размещался в ложе. А в начале спектакля казалось, что хор поет откуда-то сзади, любопытно, могло ли так быть)