Отзывы о "Царская невеста"
Мне посчастливилось посмотреть почти все драматические театральные постановки режиссера Юрия Грымова. А вот то, что он в 2005 году поставил в «Новой опере» «Царскую невесту» Римского-Корсакова, стало для меня приятным сюрпризом.
Перед тем, как пойти в театр, я изучила либретто Н.А. Римского-Корсакова и И.Ф. Тюменева по одноименной драме Л.А. Мея, в основу которой положен малоизвестный эпизод женитьбы царя Ивана Грозного на Марфе Собакиной и узнала, что действие оперы происходит в Александровской слободе, где несколько лет назад я побывала на экскурсии и была в восторге от всего увиденного и услышанного.
Будучи подкованной полученными знаниями, я с нетерпением ждала подробно описанной на сайте https://www.belcanto.rul прекрасной вступительной увертюры, но…оказалось, что она перенесена в середину музыкального повествования и сопровождается сценой народного гуляния.
Музыкальный руководитель постановки – многоуважаемый мной Феликс Коробов, отметивший на днях свой пятидесятилетний юбилей. Вероятно, это была его идея.
Юрий же Грымов начал свою постановку со своеобразного дефиле всех действующих лиц оперы, поочередно выходящих со свечками, истово крестясь, на разместившийся с левого края сцены над оркестровой ямой помост. На нем, кстати, будет происходить немая часть и дальнейшего действия (это я к тому, что в партер билеты надо брать именно на эту сторону).
Признаться честно, меня весьма разочаровали декорации. Вместо ожидааемых видов так полюбившейся мне Александровской слободы и боярских палатей, я увидела весьма странную деревянную конструкцию, лишенную каких-либо примет обстоятельств места и времени, с многочисленными подвижными мостиками на разных уровнях и винтовыми лестницами внутри, занимающую все сценическое пространство и напоминающую то ли остов башни, то ли клетку, то ли шахматную фигуру (кто-то даже сравнил ее с Троянским конем). Эта конструктивистская декорация (сценография Владимира Максимова) переносит действие оперы в разные плоскости.
Все главные персонажи этой драматической оперы то поднимаются по этой конструкции, то спускаются, то существуют внутри нее. А Бомелий, забравшийся в одной из сцен на самый ее верх, так и вовсе повесил на нее что-то типа своих портянок.
Кроме этого, больше придраться, вроде бы и не к чему.
Действие оперы происходит во времена правления Ивана Грозного.
Опричник царя, Григорий Грязной (Сергей Мурзаев), мучается от своей влюбленности к Марфе, дочери купца Собакина (Мария Буйносова), которая помолвлена с Иваном Лыковым (Алексей Неклюдов).
Грязной спрашивает у Бомелия, царского доктора (Максим Остроухов) нет ли у того зелья приворотного, что бы приворожить девицу. Тот обещает. На беду, услышала этот разговор Любаша, любовница Григория (Агунда Кулаева) и тоже обратилась с просьбой к Бомелию – дать ей зелье, которое лишит соперницу ее красоты и тот, получив от нее «заявленную плату», приготовил ей такое снадобье.
Долго ли, коротко ли вести рассказ – подсыпал наш Григорий зелье, которое Любаша успела подменить, в вино своей любимой…
Царь же Иван Грозный во время смотрин невест останавливает свой выбор именно на Марфе, но не суждено ей будет стать его женой, так и останется навечно в невестах (хотя в реальности ей удалось хоть пару месяцев побыть царицей).
Но не стану пересказывать весь сюжет, основанный на страсти и ревности, коварстве и любви. Да уж, в этой опере кипят не шуточные страсти...
Грымов сделал в своей постановке акцент на Бомелия, именно этот человек-паук у него держит в своих руках все нити драмы. Ну, что ж, весьма интересный ход! А уж Максим Остроухов постарался создать практически безупречный образ Бомелия, соединив в нем гротеск и драматизм.
В массовых сценах помимо красавцев опричников в черных кафтанах, подпоясанных алыми кушаками, появляются и многочисленные юродивые в рубищах, и «косари» - чернорубашечники, и нарядные девки.
Созданные Марией Даниловой костюмы великолепно подчеркивают и характеры основных персонажей оперы: легкое, золотистое платье Марфы, темно-зеленый, расшитый «жемчугами и изумрудами» наряд Любаши.
Голоса исполнителей, их драматическая игра – все заслуживает только высших похвал.
На меня очень сильное впечатление произвела игра Сергея Мурзаева, который в начале оперы весь светился от любви своего Григория к Марфе, а затем прекрасно сыграл свое раскаяние в содеянном в ее конце. Сергей «выдал на гора» и хороший вокал, и отлично сыгранные эмоции. Смотреть и слушать его было очень приятно.
Не менее выразительным и даже более драматичным получился образ Любаши в исполнении Агунды Кулаевой. У этой актрис изумительный обволакивающий голос исключительной чистоты и глубины и необыкновенно красивый тембр!
Ария, спетая ею а капелла при свете луны, произвела на меня самое сильное впечатление. Да и не только на меня – весь зал на это время просто замер и не дышал.
Удивительно трогательную Марфу представила на суд зрителей Мария Буйносова. Как она поет! Звуки ее голоса завораживают и чаруют... Ее Марфа была прекрасна не только во время своих счастливых ожиданий скорой свадьбы с любимым, но и вовремя болезни и сумасшествия... Очень точно подобраны оттенки исполнения арий – голос Марии звучал то нежно, то - отрешённо. Даже удивительно, как в маленькой худенькой Марии помещается такой сильный и красивый голос.
В этой постановке все исполнители – солисты запоминающиеся, каждому есть где «развернуться» вокально и показать всю трагедию личности своего героя. Тот редкий случай, когда опера запоминается не общей картиной, а каждой отдельно взятой арией.
Оркестром дирижировал Валентин Урюпин и оркестр под ее управлением звучал слаженно и гармонично.
Отдельной похвалы заслуживает работа художника по свету Сергея Мартынова. Сцены с полной луной и падающим снегом были очень красивы.
Искренне рекомендую сходить в «Новую оперу» и насладиться ее замечательной «Царской невестой»!!!
Свершилось — сходили на полноценную оперу! Краткое содержание перед началом прочитали, но думаю, что даже без этого смогли бы без труда следить за сюжетом разворачивающейся трагедии. Ведь, во-первых, поют на русском языке и даже вполне понятно о чем, во-вторых, действие происходит в рамках российской истории, в той самой Александровской слободе, где мы не так давно были, и Василиса даже лично участвовала в выборах царской невесты :)
Но как известно, Римский-Корсаков не стал точно следовать историческому сюжету, а придумал свой для объяснения печальной судьбы Марфы Собакиной, точнее заимствовал у Льва Мея. В результате на сцене мы увидели удивительно трогательную Марфу в исполнении Ирины Боженко. А как она поет! Пусть не понятно, но сами звуки голоса завораживают и чаруют... Марфа прекрасна не только во время своих счастливых ожиданий скорой свадьбы с любимым, но даже в момент болезни...
Не менее выразительным и даже более драматичным получился образ Любаши в исполнении Агунды Кулаевой, в отчаянии идущей на преступление. Да, в этой опере кипят не шуточные страсти... И в лучших традициях Шекспира, в конце мало кто остается живым...
Стоит так же отметить, что спектакль этот был поставлен Юрием Грымовым. Очень интересно сделаны декорации — на сцене находится непонятная деревянная конструкция, напоминающая то ли остов башни, то ли клетку, то ли шахматную фигуру. И все действие крутится вокруг неё: то это башня, где готовит свое зелье Бомелий, то это дом опричника Грязного, где происходит пир... внутри есть лестницы, к ней ведут специальные подвижные мостки...
Так что опера — это не страшно и не скучно, а очень даже интересно!
ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА В НОВОЙ ОПЕРЕ
Я снова в театре Новая Опера , и в этот раз - Царская Невеста Римского-Корсакова .
Сюжет , уверена знают все . И история очень выигрышная для постановки .
Любовь, ревность, коварство и чистота , национальный и Исторический колорит .
А уж , когда прочитала , что режиссер постановки Юрий Грымов ( любимый мною театральный режиссёр), то не сомневалась в качестве и динамике спектакля .
Что мне понравилось невероятно?
То, как решено пространство сцены .
Декорация - абсолютно условная - то ли гигантская корзина, то ли клетка, то ли песочные часы с решётками . Но , что важно, эта конструкция имеет подвижные мостики на разных уровнях и некоторые из них даже уходят за кулисы .
Благодаря такому решению действие оперы вышло из двухмерной плоскости и приобрело и больше динамики , и возможность дистанцировать персонажей друг от друга .
Ещё интереснее - вытянутый от сцены прямо над оркестровой ямой помост . На нем происходят многие важные диалоги , но ещё он позволил создать новую линию организации пространства сцены и тоже добавил динамики действию .
Мои аплодисменты за неожиданное сценическое решение . Я бы такой помост -подиум оставило постоянно в театре .
Давайте, все-таки к самой опере .
Привычной нам увертюры нет , и, наверное, это кого-то возмущает , поскольку увертюра призвана настраивать зрителя на определенный лад .
Но!
Здесь увертюры нет, точнее она перенесена в середину музыкального повествования и сопровождается сценой народного гуляния .
Считаю , что такое решение вполне допустимо . Сегодня мозг привык усваивать информацию короткими , яркими, динамичными блоками , и такое решение - достойная попытка учитывать эту тенденцию .
И о самом главном : о вокале . В день спектакля состоялось сразу три дебюта : Павел Янковский выступал в роли Григория Грязного .
Поздравляю с великолепным дебютом . В роли был и хороший вокал, и эффектная внешность, отлично сыгранные эмоции . И смотреть и слушать его было приятно .
Так же дебютировали Павел Янковский и Артём Голубев ,- прекрасно справились и вошли в музыкальную ткань повествования .
Замечательно исполнены женские партии .
Восхитительна Анастасия Лепешинская в роли Любаши . Когда она поёт акапелла свою партию при свете луны , зал не дышал .
Елена Терентьева в роли Марфы Собакиной и Татьяна Табачук в роли Дуняши - искренние аплодисменты . Где надо- озорны, где необходимо- грустны . И вокал и актерская игра на высоте .
Оркестром дирижировал Валерий Крицков , и оркестр звучал слаженно и гармонично .
Отдельной похвалы заслуживает работа художника по свету Сергея Мартынова . Сцена с полной луной и падающим снегом - очень красива .