Отзывы о "На дне"
В этом спектакле Валерий Белякович делает главный акцент на героях, оставляя пространство максимально простым. Ночлежка весьма схематична и представляет собой ряды нар, рассекающих сцену по диагонали.
В результате зрительское внимание сосредоточено исключительно на людях. Что они говорят, как двигаются и т.п.
А это ведь и есть самое главное - увидеть в каждом из героев человека, оценить, постараться его понять, заметить изменения, с ним происходящие.
Я уже видела несколько вариантов "На дне" в разных театрах, и каждый раз "самым-самым" для меня становился кто-то один, но каждый раз кто-то новый... 🙂 То Лука, то Сатин, то Актёр.. в Этом спектакле ярче всех зажёгся для меня
Васька Пепел (Алексей Матошин)
Невероятно колоритный, харизматичный! Красавец, глаз не оторвать! И каким разным он был рядом с Наташей и с Василисой. Даже слов не надо, всё понятно по одним только жестам, выражению лица. Браво! И личность какая проступала сквозь эту телесную оболочку, восторг. В общем, Васька Пепел - мой фаворит.
Сатин (Сергей Бородинов)
Человек-скала. Глыба. Человек, имеющий своё собственное мнение. К нему прислушиваются, даже уважают. Именно такой способен переломить, перенаправить, повести за собой. Причём как вытянуть к свету, так и утянуть ещё дальше на дно. И зря именно он начинает этот потрясающий танец в финале - танец безумия, отчаяния и свободы одновременно - вызывающий и восторг, и холодок ужаса по спине.
Актёр (Максим Лакомкин)
Совершенно нездешний, не ночлежный персонаж, словно бы случайно залетевшая сюда диковинная птица. Прекрасный, прекрасный!
Лука (Евгений Бакалов)
Не знаю, как он это делал, но слушать его хотелось бесконечно, словно пророка.
И ещё одного персонажа отдельно упомяну, потому что не могу не упомянуть.
Костылев (Константин Курочкин)
Курочкин - один из моих любимчиков в театре на Юго-Западе, так что я была немного расстроена вначале, что ему досталась роль этого мерзкого Костылева. Но... как же он сыграл его! Надменный, резкий, а эта проступающая сквозь светлую маску душевная нечистота - в какой-то момент я осознала, что как только он появляется на сцене, у меня сразу возникает желание... тапком стукнуть...))) Ну, вы поняли, о чём я, надеюсь. Образ получился уж очень выразительный.
Теперь пару слов о молодых актрисах.
Наташа (Людмила Лазарева) - прямо ангел во плоти
И тем страшнее метаморфоза, произошедшая с этим ангелом в конце.. Я впервые видела эту актрису на сцене театра на Юго-Западе, заинтересовала.
И Настя (Ксения Ефремова)
Тоже очень интересная актёрская работа. Прекрасно передана и глубина внутреннего надлома, и пропасть мира фантазий, и одновременно совершенно ясная оценка окружающей действительности. Её героиня словно бы сознательно большую часть времени в собственном омуте иллюзий и лишь иногда вынужденно выныривает из него. Я как-то острее вдруг почувствовала весь трагизм происходящего с Настей.
В этом спектакле как-то всё чувствуешь особенно остро, ведь что бы не происходило, всегда рядом найдётся тот, кто в это же самое время просто спит. Потому что ему нет никакого дела до других.
Я могла бы ещё долго рассказывать и о каждом из персонажей, и о других достоинствах постановки. Но, надеюсь, что сказанного уже достаточно, чтоб вы заинтересовались и решили посмотреть всё сами.
Сходите в театр!
Хе-хе, у всей страны, значит, 200-летие Достоевского, а у меня, стало быть, внезапно год Горького нарисовался. В общем, панкуем с Алексей Максимычем! 153-летие, считай, фигле! Аж целых два спектакля у меня за этот год по Горькому (и ни одного по Достоевскому): "Странник" в Моссовете и...
"На дне" (реж. Валерий Белякович).
Театр на Юго-Западе, 6 декабря 2021 года.
(по приглашению сообщества @moskvalublu )
Начну, пожалуй, неожиданно. Спектакль мне понравился. Только вот для Юго-Запада у меня давно уже существуют другие критерии: был катарсис/не было. Так вот не было. Но это если говорить про сам спектакль. Зато потом у меня таки было состояние близкое к катарсису, когда вышел художественный руководитель театра Олег Леушин и сказал проникновенные слова в адрес основателя театра Валерия Беляковича, а после этого артисты и зрители несколько минут аплодировали друг другу. Именно друг другу, как будто между ними шла какая-то вольфрамова дуга. Именно несколько минут. И тут, конечно, с одной стороны, напрашивается банальность про то, что, возможно, Валерий Романович был в тот день с нами в зале, а с другой стороны, кто я такой, чтобы говорить вам, что это не так.
Надо сказать, что с некоторыми спектаклями Юго-Запада у меня исторически складываются довольно странные и сложные отношения. "На дне" один из них. Я собирался его посмотреть давно, но все время откладывал и откладывал... А тут как раз неожиданно время пришло. Ко дню памяти Валерия Беляковича 6 декабря спектакль был как бы "возобновлен". Так что получается, что, благодаря этому, я как бы еще и закрыл свой гештальт. Состав актеров, конечно, существенно поменялся, но... Спектакль мне понравился. Причем, там, где я особенно-то и не ждал. Больше всего меня пробило, как ни странно, на реплике Ксении Ефремовой (вот уж от кого меньше всего ожидал, простите Ксения) "Был Рауль, был!". Понравилась мне очень и сцена с Бароном (Александр Байдаков), когда Васька Пепел заставляет его лаять. Хотя по дороге до метро (это отдельное удовольствие идти после спектакля Юго-Запада до метро и или самому думать о спектакле, или слушать тех, кто идет рядом) я услышал, что последние спектакли (перед возобновлением) эту роль играл Гришечкин, и этот монолог был "просто до слез". Интересно, что когда я смотрел эту сцену, мне там как будто и мерещился Гришечкин... Тут, пожалуй, надо оговориться, что Байдаков с Гришечкиным где-то похожи. Понравился мне и Максим Лакомкин (Актер) в уже традиционной для себя роли Венички Ерофеева (да-да, готовьте свои яблоки, чтобы кидать в меня, я готов).
Что касается самой темы, то мне кажется даже странным здесь вообще что-то обсуждать. Страшная правда или ложь во спасение? Понятно же, что когда-то правда, когда-то ложь. В зависимости от ситуации, и нечего стулья ломать! Вы знаете, я вовсе не из хейтеров Горького, и он мне скорее даже нравится, как драматург ("Мещане", "Враги", "Васса Железнова"), но это, по-моему, самая плоская его пьеса, и выбрана она в советское время в школьную программу была только из соображений социальной близости и "критики буржуазного строя". А так... Ну в чем можно обвинять Луку? Что Актер повесился? Что тот не показал ему, где находится дом, где лечат от алкоголизма? Ну "Пионерская зорька" какая-то, ей-богу!
Так, ну, а теперь, пожалуй, время для критики 80 lvl. Три часа (пусть и с антрактом), но это все-таки три часа. И под конец в зале, мне кажется, становится душновато и просто тупо несколько не очень комфортно. Что, безусловно, не может также не сказаться и на восприятия самого спектакля. Первый раз я ощутил что-то подобное на "Маленьких трагедиях 2к30", но списал это тогда на свои сугубо личные заморочки. Там тоже спектакль длится довольно долго. А тут еще и ночлежка, все дела. Короче, в определенный момент возникает как будто что-то давящее на тебя, и ты уже начинаешь как бы подспудно ждать и торопить финал...
Тем не менее, как я уже сказал, спектакль мне понравился, всем спасибо. Гештальт закрыт, все ушли на фронт!
P.S.
Уже на метро "Белорусской" я увидел, как двое полицейских будили бомжа, спящего на лавочке. Только что посмотренный спектакль как будто требовал от меня каких-то действий. Ну, и что я должен был делать, подойти и успокоить его, что все, мол, будет хорошо, или прогнать ему телегу про "правду святую"?! Вот то-то и оно, что ни пьеса, ни спектакль не дают ответа на этот вопрос.
Про это скажем так (пусть пафос, можно ж иногда)
«Когда созвездье из очень разных, но блестящих звезд,
в силу сложившихся условий (вечер, пьеса Горького, профессия такая)
спускается на дно, и светит нам оттуда,
как бы с низа,
и обитатели -рецепиенты беззвучно ловят отраженный свет актерского таланта,
истин самых разных, и душевной красоты, и некрасивости душевной,
то весь этот случай, в целом, назовем театром, русским, беспощадным»
Текст на редкость хорош в этой пьесе. И все соответствует ему. Почти все.
Вот дамы, например. Три оттенка серого
Самый жемчужный - Анна
Татьяна Городецкая тронула. Ее Анна – трагичней некуда фигура, пугает она своей достоверностью, будто театр – документальный, и может быть все это творится с ней на самом деле.
Самый темный. Иванова Ольга, в роли Василисы Карповны..
Вполне натуральная злодейка, когти – остры, зубы – целы, глаз – меткий,
Но удачи – нет, зато есть воздаяние, за содеянное.
леди Макбет отыгрывает, но без угрызений совести, а с вызовом. С ума сходит другая сестра
Наташа (Кудряшова Тамара). Ее серый – просто серый, средний, никакой.
Нежная, простая, скромная, попалась под раздачу сильным мира сего, мира ночлежки. Вот и еще одна жертва получилась. А могла бы стать библиотекарем и быть на месте.
Еще в нашем нижегородском хостеле есть сильнейшие партии, мужские.
Они – все крутые. Хоть и по-разному
Курочкин Константин (хозяин), просто песня, как учит жить.
И Медведев Абрам Иванович – Денис Нагредтинов, они суть сюжетные персонажи, такие, какими должны быть, и какими бывают. Мы их знаем, ребят этих.
А вот с остальными – куда нас повезут идеологические санки, куда оглобля толкования повернет, такими и покажутся.
Зато интерес в них большой, в нищебродах этих.
Ругаемый буревестником революции и всей критикой соцреализма
Лука – Бородинов Сергей. Он нам все равно нравится, особенно в исполнении этого актера. Единственное – Лука Сергея Бородинова слишком благороден выходит, на странника, которого много мяли, не тянет. И хотелось бы сказать , что будто б Гарун аль Рашид вдруг посетил этот приют печальный – но нет – скорей из пустыни отшельник к ним и к нам явился и проповедь свою ведет, и в райские кущи заманивает. Путь показывает. Какой уже показывал нам Богочеловек.
Намеки пролетарские не убеждают, что жулик же, как что не так, так сразу ловко исчезает..
Так он- не от мира сего, и ежели не соответствуем, то..и не заслуживаем. Так кажется.
Васька Пепел – Наумов Александр – ну супер соц-портрет, все ладно скроено да крепко сшито в нем, все сам рассказала про себя да показал. Наглядно и доходчиво.
Как и Сатин – Бакалов Евгений. Такой умница, непонятно все же, чего на нарах сидит. Ну шулер, голова на месте, но с ними бывает, удача воровская подвела.
Клещ – Ванин Алексей – что-то очень страшный. Вроде как рабочий человек должен быть, жесткий, но справедливый, но много в нем еще всякого, силы и власти, чего не должно быть, а есть. Страшней Клеща не увидела тут персонажа.
И еще Сапожник Алешка – Лакомкин Максим – впечатление произвел. Бешенство, энергия, отчаянность. Панки - хой!
Да, но как же я могла забыть про Настю (Галину Галкину) и Квашню (Сушину Ирину)?
Вот так получилось. В них, особенно в Насте, много важного заложено, и рассказано.
Но не вместить уже. Дом наш так полон, и мы уже в нем – в домике этом.
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.