Отзывы о "Калигула"

Оценка редакции
birds_ego 29 июня 2018, 09:26

С подачи сообщества moscultura снова добрался до Театра на Юго-Западе, до их "Калигулы" по пьесе Альбера Камю, поставленного в 1989 и возобновлённого в 1999 годах.

Трудно точно сказать, каким был Калигула на самом деле. Знаем мы про него в основном по записям недоброжелателей, а уж они расстарались. Вряд ли тот свихнувшийся маньяк, что показан в знаменитом фильме Тинто Брасса. Вряд ли просто толковый, но жестокий император. Возможно, действительно человек, заработавший органическое поражение головного мозга... Очень вряд ли, что тот разрушающий себя и других экспериментатор, пытающийся достичь невозможного, сливающий в чудовищное целое абсолютную свободу с абсолютной тиранией, безгранично отменяющий богов, но неспособный обладать Луной человек, которого синтезировал Камю. Но какой завораживающий он у него получился... И какой, соткавшийся вдруг из дыма и синего света, мечущийся от безумия до ледяной властности, он получился на Юго-Западе...

...И какие там получились патриции. Одетые в серые служебные костюмы сотрудники аппарата администрации Цезаря. Самодовольно рассуждающие, как будут подправлять неопытного императора. И безропотно сгибающиеся от страха, отдающие ему жён, родителей и детей. Составляющие от того же страха заговоры – и бегущие доносить. Шёпотом кричащие "смерть тирану!" и громогласно желающие пожертвовать жизнью за его здоровье (и орущие от ужаса, когда император вдруг заявляет, что принимает жертву). Действительно страшные.

...Калигуа может метаться, блуждать в потёмках сознания, спорить с бывшими друзьями, сотворять в Риме голод и вещать от имени Венеры. Он может убить ни за что, а может сжечь список заговорщиков – просто потому, что может и это. Эти будут ходить за ним с лицами покорных идиотов и пуча от усердия глаза сочинять дурацкие вирши на приблажившемся Императору конкурсе поэтов. И порядок казней действительно не имеет значения – они всё равно оживают, неистребимые, как тараканы...

...И совершенно невероятные египтянин-вольноотпущенник Геликон, преданный Калигуле до последнго (потому что то единственный посмотрел на него, как на человека, а что этих режет – так плевать на них Геликон хотел), и Цезония, готовая на всё для любимого человека – хоть утешать его, как умеет, хоть руководить репрессиями... Они получились куда сильнее заглавных оппонентов Калигулы, оратора Керея и поэта Сципиона... ну, мне так показалось.

(А тут я стёр абзац, поскольку спойлерить не хочу. Но в жизни Цезонию убил не Калугула. Её – вместе с ним – зарезали заговорщики.)

И как всегда на Юго-Западе – потрясающая игра светом и дымом. Ярко-красное и ярко-синее, вдруг сменяющееся пыльно-фиолетовым. Поразительно живое и изменчивое лицо играющего Калигулу Олега Леушина. И – благо маленький зал позволяет – вдруг переходящие в шёпот разговоры, в которые приходится вслушиваться изо всех сил, чтобы не пропустить слова – и из-за этого вслушиваться изо всех сил...

Получилось сильно.

Татьяна 8 апреля 2018, 12:33

...я смотрел в эти лица и не мог им простить
того, что у них нет тебя и они могут жить...

Я под сильным впечатлением. Калигула в исполнении Олега Леушина многогранен, неоднозначен, азартен и загадочен. Весь спектакль думаешь, что движит им? Как сочетается ранимость и жестокость? Отказ от участия его страны в войнах, но тут же закрытие житниц и обрекание на голод их же. А всё логика!
Он потерял любимую женщину. Ту, к которй он был привязан и осознал, насколько тяжки эти узы. Вывод - надо не иметь тех, от кого ты эмоционально зависишь. Любимую у него отняли боги. Вот так взяли и совершенно безнаказанно отняли. Вывод - надо быть таким же жестоким как и боги. Тем более безнаказанность у него есть. Самое желанное для него - вернуть её. Но это невозможно. А невозможное манит... Ну, хотя бы луну с неба? И безнаказанность. Эскперимент, что надо совершить, чтобы всё-таки получить наказание. Как же он азартно нарывается на заговор против себя же! С какой выдумкой и настойчивостью тянет льва за.. хм... допустим, хвост! Ведь логично, что окружающие его вельможи - умные, благородные, смелые - должны же свершить это наказание. Но этот лев всё терпит!!! Страх, оказывается, сильнее!!
Очень интересно наблюдать и разгадывать поведение Калигулы. Вот даже и сюжет-то знааешь, и знаешь, что не выплывет, а всё равно ловишь каждый нюанс. Вот почему? Наверное, это теперь моя любимая роль Олега Леушина...
Поразила и Любовь Ярлыкова. Всё же в трагичных ролях мне она больше нравится. Какая-то хрустальность в ней есть. Трагизм. И здесь, именно она понимает лучше всех его метания. Да, свою женскую шикарность и превосходство приближенной к Гаю она несёт более чем достойно. Смотреть, не морщась, на его жестокости. И по-королевски держать боль в себе. Глубоко там. И возможно, именно это и таки привязывает его к ней. Развязка предсказуема...
Мил Геликон - Денис Шалаев. Преданный, помнящий добро.
Очень понравился Сципион Дениса Нагретдинова. Обычно его вижу в довольно комедийных ролях. Но его Поэт такой настоящий, безыскусный. Понимаешь, почему именно его Гай выделяет.
Остальные актёры тоже прекрасно вели спектакль. Евгений Бакалов, Сергей Бородинов, Фарид Тагиев, Андрей Санников, Олег Анищенко, Алексей Матошин, Михаил Белякович. Даже во вроде как смешных моментах смеяться как-то не хотелось...
Страшная история всё-таки..

Светлана Светлана 18 февраля 2018, 03:00

12 февраля.
КАЛИГУЛА в Театре на Юго-Западе
Театр на Юго-Западе — театр мыслящих людей, тонко чувствующих.
Сама энергетика актёров и спектаклей такова, что с первых же минут отрекаешься от мирской суеты и присутствуешь здесь и сейчас: твой взгляд внимательно изучает сцену, музыка с первых же аккордов захватывает тебя. Ловишь каждое слово...
Постановку эту посмотрела дважды.
Несмотря на один и тот же текст спектакли были разными.
Я долго не писала о художественном руководителе театра, игру которого видела, и не раз. Избегала писать, дабы не сочли за подхалимаж😊 Проще всего нахваливать Главного режиссёра Театра, в который ты ходишь как зритель (блогер) постоянно.
Но, видимо, настала пора сказать. Леушин — выдающийся актёр, гениальный!!! Именно ему поручил роль Калигулы Мастер, именно Олег Николаевич играет так, что твою душу выворачивает наизнанку. Белое становится чёрным и наоборот.
Казалось бы: тиран, психопат, насильник и убийца женщин, детей и стариков... Ан нет. Актёр (и режиссёр, и пьеса) находят всем его поступкам и поведению оправдание. (Один я свободен! Я покажу вам, что значит настоящая свобода!!!)
Держит в постоянном страхе подданных якобы для того, чтоб показать людям, какие они подлые трусы и свиньи.
И ведь действительно так и происходит, как хочет император: из чувства страха они предают любимых, ради красного словца не жалеют никого и ничего, и слова Муция (С.Бородинов, честь ему и хвала, сыграл блестяще настоящую тварь, предателя) «Я люблю тебя, Гай» оказываются пустыми и лживыми... Не все герои там, конечно, таковы.
Но вот любящую его до самоотречения Цезонию (Любовь Ярлыкова) Гай где-то презирает, к примеру. И зачем убивает: чтоб не сделали с ней это другие, что ль, в более жестокой и извращённой форме?
Или Денис Нагретдинов и Денис Шалаев. Первый альтер-эго Гая, Сципион, второй — верный защитник Гелеон. Они не изменились со времени моего первого просмотра. Изменился сам Гай. Леушин никогда не играет одинаково. Если в первом спектакле это был философ-художник-поэт с некоторым помутнением рассудка, то во втором просмотре — полный психопат и придурок.

Смотришь не отрываясь на перемещения актёра, пластику и лицо (оно просто пластилиновое, эмоции одна за другой сменяются каждую минуту!!!). Зал этот артист держит в постоянном напряжении: думаешь, что он ещё такое отчебучит, этот Гай, и поскорее, что ль, тебя не стало, эти зверства и издевательства над людьми, да с таким наслаждением производящиеся, уже невыносимы... ТАК БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО! Это несправедливо!
Короче, цель и задача артиста достигнута полностью!!!!!
Помогают, конечно, восприятию и костюмы, которые придумала Ирина Бочоришвили.
Серенько-блестящие у чиновников, чёрные у Керея плюс розовые очки (Бакалов Е.), Сципиона и Гелеона, золотое платье Цезонии, костюм богини — вообще отпад.
Зал ахнул, когда начался второй акт: Гаю вздумалось выйти к нам (а обращения в зал у героя постоянны: Я удивляюсь вашему терпению; Ходите в театр; Они боятся) в одеяниях Венеры.
Да. Гай, по-моему, дважды нам сообщил, что он Бог. Постоянно твердит на полном серьёзе, что вот бы Луну с неба достать, и заявляет, что однажды почти достал её.
Текст пьесы необыкновенен.
Хотя саму драму Альбера Камю я не читала, но, спасибо создателям спектакля, хотя б прикоснулась к ней. И обязательно прочту..
Вот цитаты. В редакции Беляковича ли они, пока ещё не знаю.
«Выжидание самая разумная политика нашего времени. (Согласитесь, ведь актуально и сегодня?)
«Все люди смертны, и потому несчастны».
«Свобода — это испытание!»
«Люди плачут от того, что всё идёт не так, как им хочется».
«Ум, совесть — всё отступает перед страхом».

И это всё изречения Калигулы в основном.

Благодарю Театр и ЖЖ-сообщество МосКультУРА
за доставленное удовольствие!!! Это был блогерский поход.

Катерина Мелимук 11 декабря 2017, 07:33

Все люди многослойные и неоднозначные. А люди, вершащие историю ожидаемо противоречивые. А если это Калигула, то это практически имя нарицательное, штампы и эпитеты приклеены и всплывают как-то сами: жестокий, сладострастный тиран-безумец. И как же деликатно и с уважением к личности в театре на Юго-западе раскрыли - тему берёзки в русской классике - зачеркнуто, роль личности, власти и женщины в истории - подчёркнуто.
Это спектакль, в котором ищешь оправдание и человеческое в нечеловеческом. И местами находишь. Это спектакль-напряжение. Ловишь каждое слово и боишься пропустить что-то важное. Ведь дьявол же в деталях.
Версий, объясняющих психические отклонения великого Цезаря много. В театре на юго-западе объясняют и связывают это со смертью любимой сестры и по совместительству любимой женщиной Друзиллы ( o Tempora o Mores). Когда при наличии безграничной власти, ты не можешь вернуть жизнь, а ещё не можешь получить луну. И это становится одержимостью. Все приближенные к императору познали на себе его безумие и вседозволенность. Когда он забирал жён, с особой жестокостью убивал отцов и детей. Я увидела в этом: желание найти лучшее в человеке. Будто все эти жестокости и изощренные извращения - провокация. На смелость и силу духа. Когда же уже перестанут его терпеть и рискуя собственной жизнью, смогут ему противостоять? Он будто хочет убедиться в том, что осталось что-то святое в людях. Отчаянно ищет, придумывает все новые сюжеты страданий и садистских удовольствий. И все это в 29 лет. Олег Леушин - потрясный Калигула. Просто все в нем прекрасно: и безумие, и ум, и тело, и харизма. Блестящ! Неожиданно прекрасная в роли Цезонии - Любовь Ярлыкова. Прям и секс, и переживания, и любовь сыграла убедительно. Красивая, жертвенная и властная одновременно. Всегда особенно привлекающий к себе внимание - Нагретдинов Денис Сципион. Очень талантливо. И все остальные как обычно уровня "разрешите вами восхищаться". И Белякович Михаил, и анищенко Олег, и Бородинов Сергей, и все-все-все.
Традиционно минималистичные декорации, мощные монологи до мурашек не только по энергетике, но и по смыслу. Несколько смешных сцен, но в общем-то не до смеха.
История этой постановки началась в 1989 году. В общем, по мне так пусть не заканчивается.

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 10)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма