Спектакль Вальпургиева ночь
Интерпретация сюжета знаменитого «Полета над гнездом кукушки» классиком русского андерграунда Веничкой Ерофеевым.
Ночь с 30 апреля на 1 мая. Психи, санитары. Не ведьмин, но шабаш. Не больничные койки, но лестницы в небо. И текст автора поэмы «Москва — Петушки» в трагедии «Вальпургиева ночь, или Шаги командора».
Отзывы о «Вальпургиева ночь»
Ещё 4 отзываАбсолютно не сахаро-рафинадный сюжет Венедикта Ерофеева. От него тянет запахом спирта и медикаментов, но вот уже не первый раз пересматриваю спектакль. Что тянет в очередной раз оказаться в больничной палате рядом с психически нездоровыми людьми? Понимание, что их нездоровье — это чаще всего результат глубокого одиночества. Просто они оказались не нужны никому из близких, или у них нет этих близких. Большинство махнули рукой на собственную жизнь и судьба привела их в закрытый мир подобных им людей.
В этом закрытом мире царит своя иерархия. Вся власть у медперсонала, у которого есть доступ к медикаментам, способным сделать из человека растение, или физическими методами заставить повиноваться больных. Больные приняли такие правила жизни. Они не сопротивляются. Должно быть по десятому разу каждый из них рассказывает свою историю, что было у них в прошлом, о чем мечтается в будущем. Но даже вполне реальные для обычного человека планы пройтись по зеленой траве, в палате выглядят не меньшей утопией, чем переименование улиц своей округи в Перцовую, Имбирную, Стрелецкую, Донскую Степную, Старорусскую, Полынную.
В палате самый нормальный из ненормальных — староста Прохоров, любитель судов и трибуналов. Что надо было пройти, чтобы с легкостью сыпать обвинениями: в электронном шпионаже за бассейном Ледовитого Океана или продажи на Преображенском рынке наших Курил.
Построения фраз у большинства пациентов смесь абсурда и реальности. Ерофеев спокойно встраивает в речь персонажей упоминания каких-то энциклопедических фактов и имен, переходит с прозы на стихотворный размер, возвращается к прозе и дворовой лексике.
И вот в выверенной больничной жизни накануне Первомая появляется новый пациент — Лев Гуревич. Интеллектуал, не способный устоять перед алкоголем, очередной запой привел его в третью палату. Он видит запертых в больничных стенах людей и у него возникает безумный план, как подарить им свободу, при этом насолить медбрату Мордовороту Боречке, исполнив роль Командора.
Это у Кена Кизи в романе «Над гнездом кукушки» главный герой Макмерфи организует поездку на рыбалку, чтобы больные могли почувствовать вкус жизни. Тема пациентов психбольницы не отвлеченная фантазия, а хорошо знакомая история Венедикту Ерофееву. В тех местах, которые знал Ерофеев и его персонаж Гуревич, вариант с прогулкой мог присниться лишь во сне. Не в реальности, а в мирах, порождаемых алкоголем, они ощущали свободу. И Гуревич решает преподнести подарок постояльцам третьей палаты — канистру спирта, хитростью добытую с хозяйственного склада. И в ночь с 30 апреля на 1 мая - Вальпургиеву ночь - в ординаторской празднует медицинский персонал, а в палате угощаются спиртом пациенты. Ерофеев честно называет свою пьесу трагедий и приводит героев, к которым ты проникся расположением и сочувствием, к трагическому финалу. Все они обретает свободу от реальности, пересекая смертную черту.
Почему так долго живёт спектакль с подобным не позитивным сюжетом на сцене? Для меня это прекрасные актерские работы. Интеллектуальный, дерзкий на язык Гуревич в исполнении Антона Багирова. Переходящий на скороговорку староста Прохоров, приспособившийся к жизни в этих ненормальных условиях, которого отлично воплощает на сцене Денис Нагретдинов. Прекрасная безрассудная медсестричка Натали, понимающая всю неординарность Гуревича и очарованная его речами. Огромные глаза Любови Ярлыковой точно попадают в комплимент Гуревича: «...у маленькой морской амфиоды глаза занимают почти одну треть всего ее тела. У тебя примерно то же самое... Но две остальные трети меня сегодня почему-то больше треволнуют». Ну, какая женщина устоит от таких слов?
А какие механистичные и карикатурные персонажи получились у Жанны Чирвы и Галины Галкиной, изображающих медсестру Тамарочку и старшего врача больницы. И совершенно глухой к проблемам пациентов медбрат Мордоворот Боренька в исполнении Михаила Беляковича.
Можно перечислять всех обитателей третьей палаты. В каждом есть индивидуальность и эти индивидуальности замечательно передаются артистами.
При очередном просмотре уже не испытываешь шокового состояния от финала. В первый раз сильно стукнуло по мозгам. Но понимание, что этот спектакль один из самых сильных на Юго-Западе, не оставляет.
Спектаклю 35 ЛЕТ!!!!!!
Очень впечатляющая цифра сама по себе, но не так чтобы очень впечатляющая для этого театра - это не единственный спектакль с такой шикарной судьбой. Театр очень бережно относится к наследию Валерия Беляковича, сохраняет многие спектакли. Юбилей на юбилее!
Но и это вовсе не нафталиновые классические спектакли. Они актуальны и интересны до сих пор. Рекордсмен по долгожительству "Собаки". Я его ооочень люблю (а какой там кот?!!).
Билеты на спектакль не поймаешь при этом (сейчас можно лишь на январь купить)! Спектакль считается детским, но и взрослые разрыдаются... Must see.
Конечно, с "Вальпургиевой ночью" не всё так однозначно. Во-первых, Венедикт Ерофеев сам по себе не у всех в любимых авторах. Во-вторых, главное достоинство спектакля в диалогах. Цитаты тут одна краше другой, но в целом сюжет довольно прост: в психбольницу поступает постоянный клиент на почве алкоголизма. Пациент еврей, что принято не очень дружественно в палате. Но чудом в палате появляется канистра со спиртом. Финал, правда, не так предсказуем, как казалось бы...
Фразочки и цитата правда - чистый восторг!
«Так я вернусь. Минут через пятнадцать,
Увенчанный или увечный. Все равно.»
И главное обаяние всего спектакля - этот самый Гуревич. Лев. Исакович.
Антон Багиров. Замечательный! Главный философ, баламут и бонвеан! Не интересный и не фонтанирующий Гуревич - и спектакль тут же был бы совсем несмотрибелен. Главный мотор и зажигалочка! Не влюбиться не возможно! А потом спрашивают, почему девки в алкашей влюбляются? Но возможно, им без допинга этот мир и не воспринять…
И оттеняет весьма достойно его Мордоворот Боренька. Тут прозвучит, что зачем тут в психушке нормальных людей держат? Ну, немного на своей волне, а как тут не сойти с ума-то от окружающей действительности? Вот у Бореньки всё хорошо - его не пугает действительность - у него прекрасный ответ силой на всё, чудодейственный укол непокорным, салаты на праздник, а главная проблема - «мало взял» звенящего к празднику. Не могу сказать, что это любимая моя роль Михаила Беляковича , но он тут так удачен, так на своём месте с фактурой и прекрасно поставленным голосом! Особенно, когда финальная сцена, играемая за кулисами…
Психов много, все колоритны и прекрасны по-своему. Особенно завораживают "интеллектуалы". Честно, и трудно, и кайфово одновременно слушать "болтовню" в палате. Потому что часть названий или понятий я не знаю, все это в довольно быстром темпе - как словесная дуэль, тут же парирование!
Прохоров - Денис Нагредтинов. Представительный, умный, если убедить, не гордый - может и свое отношение поменять. Понятно, почему он тут старший по палате.
Очень понравился торгующий на рынке Курилами Антон Белов . Правда, лично у меня чёрная мамба ассоциируется почему-то с голубоглазой блондинкой.
Но у него и знакомая картавость была милой, но и фразочек тоже много интересных. Чай, не просто мичман.
"Прохоров: Так вот, мичман, мы тут с Алехой подсчитали все твои
деяния. Было бы достаточно и одного... Первого сентября минувшего года ты сидел за баранкой южнокорейского лайнера?.. Результат налицо - Херсонес и Ковентри в руинах..."
Конечно, красавица Натали... Любовь Ярлыкова .
Не сразу узнала Максима Лакомкина. В последнее время видела его всё время с бородкой (богатым будет!). И ведь "не специально"! Суперспособность, что и бэтманам вашим не снилась.
Такой интеллигентный старичок с бородкой - Сергей Бородинов .
Милаха Денис Шалаев. А как он нежно канистру прятал, сидючи на белом друге?!
Андрей Санников мил "эстонцем" - и это его прекрасно-латышское "Вива, Лайма!".
А ведь с самой премьеры все 35 лет в это спектакле играют Александр Задохин ( "прима-балерина" Стасик) и Олег Задорин (и тут без востока не обошлось). А прекрасная Галина Галкина, также игравшая в премьерном спектакле, за это время даже карьеру построила - "от простой медсестры до главврача" (с) Олег Леушин.
Да! По завершению спектакля на сцену вышел худрук театра Олег Леушин . И именно он рассказал о 35 летии спектакля. было очень приятно его видеть.
Читайте про другие
события
Актеры «Вальпургиева ночь»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.