Отзывы о "Вальпургиева ночь"

Оценка редакции
Елена Шмырева 6 ноября, 11:23

Абсолютно не сахаро-рафинадный сюжет Венедикта Ерофеева. От него тянет запахом спирта и медикаментов, но вот уже не первый раз пересматриваю спектакль. Что тянет в очередной раз оказаться в больничной палате рядом с психически нездоровыми людьми? Понимание, что их нездоровье — это чаще всего результат глубокого одиночества. Просто они оказались не нужны никому из близких, или у них нет этих близких. Большинство махнули рукой на собственную жизнь и судьба привела их в закрытый мир подобных им людей.
В этом закрытом мире царит своя иерархия. Вся власть у медперсонала, у которого есть доступ к медикаментам, способным сделать из человека растение, или физическими методами заставить повиноваться больных. Больные приняли такие правила жизни. Они не сопротивляются. Должно быть по десятому разу каждый из них рассказывает свою историю, что было у них в прошлом, о чем мечтается в будущем. Но даже вполне реальные для обычного человека планы пройтись по зеленой траве, в палате выглядят не меньшей утопией, чем переименование улиц своей округи в Перцовую, Имбирную, Стрелецкую, Донскую Степную, Старорусскую, Полынную.
В палате самый нормальный из ненормальных — староста Прохоров, любитель судов и трибуналов. Что надо было пройти, чтобы с легкостью сыпать обвинениями: в электронном шпионаже за бассейном Ледовитого Океана или продажи на Преображенском рынке наших Курил.
Построения фраз у большинства пациентов смесь абсурда и реальности. Ерофеев спокойно встраивает в речь персонажей упоминания каких-то энциклопедических фактов и имен, переходит с прозы на стихотворный размер, возвращается к прозе и дворовой лексике.
И вот в выверенной больничной жизни накануне Первомая появляется новый пациент — Лев Гуревич. Интеллектуал, не способный устоять перед алкоголем, очередной запой привел его в третью палату. Он видит запертых в больничных стенах людей и у него возникает безумный план, как подарить им свободу, при этом насолить медбрату Мордовороту Боречке, исполнив роль Командора.
Это у Кена Кизи в романе «Над гнездом кукушки» главный герой Макмерфи организует поездку на рыбалку, чтобы больные могли почувствовать вкус жизни. Тема пациентов психбольницы не отвлеченная фантазия, а хорошо знакомая история Венедикту Ерофееву. В тех местах, которые знал Ерофеев и его персонаж Гуревич, вариант с прогулкой мог присниться лишь во сне. Не в реальности, а в мирах, порождаемых алкоголем, они ощущали свободу. И Гуревич решает преподнести подарок постояльцам третьей палаты — канистру спирта, хитростью добытую с хозяйственного склада. И в ночь с 30 апреля на 1 мая - Вальпургиеву ночь - в ординаторской празднует медицинский персонал, а в палате угощаются спиртом пациенты. Ерофеев честно называет свою пьесу трагедий и приводит героев, к которым ты проникся расположением и сочувствием, к трагическому финалу. Все они обретает свободу от реальности, пересекая смертную черту.
Почему так долго живёт спектакль с подобным не позитивным сюжетом на сцене? Для меня это прекрасные актерские работы. Интеллектуальный, дерзкий на язык Гуревич в исполнении Антона Багирова. Переходящий на скороговорку староста Прохоров, приспособившийся к жизни в этих ненормальных условиях, которого отлично воплощает на сцене Денис Нагретдинов. Прекрасная безрассудная медсестричка Натали, понимающая всю неординарность Гуревича и очарованная его речами. Огромные глаза Любови Ярлыковой точно попадают в комплимент Гуревича: «...у маленькой морской амфиоды глаза занимают почти одну треть всего ее тела. У тебя примерно то же самое... Но две остальные трети меня сегодня почему-то больше треволнуют». Ну, какая женщина устоит от таких слов?
А какие механистичные и карикатурные персонажи получились у Жанны Чирвы и Галины Галкиной, изображающих медсестру Тамарочку и старшего врача больницы. И совершенно глухой к проблемам пациентов медбрат Мордоворот Боренька в исполнении Михаила Беляковича.
Можно перечислять всех обитателей третьей палаты. В каждом есть индивидуальность и эти индивидуальности замечательно передаются артистами.
При очередном просмотре уже не испытываешь шокового состояния от финала. В первый раз сильно стукнуло по мозгам. Но понимание, что этот спектакль один из самых сильных на Юго-Западе, не оставляет.

Татьяна 6 ноября, 01:06

Спектаклю 35 ЛЕТ!!!!!!
Очень впечатляющая цифра сама по себе, но не так чтобы очень впечатляющая для этого театра - это не единственный спектакль с такой шикарной судьбой. Театр очень бережно относится к наследию Валерия Беляковича, сохраняет многие спектакли. Юбилей на юбилее!
Но и это вовсе не нафталиновые классические спектакли. Они актуальны и интересны до сих пор. Рекордсмен по долгожительству "Собаки". Я его ооочень люблю (а какой там кот?!!).
Билеты на спектакль не поймаешь при этом (сейчас можно лишь на январь купить)! Спектакль считается детским, но и взрослые разрыдаются... Must see.
Конечно, с "Вальпургиевой ночью" не всё так однозначно. Во-первых, Венедикт Ерофеев сам по себе не у всех в любимых авторах. Во-вторых, главное достоинство спектакля в диалогах. Цитаты тут одна краше другой, но в целом сюжет довольно прост: в психбольницу поступает постоянный клиент на почве алкоголизма. Пациент еврей, что принято не очень дружественно в палате. Но чудом в палате появляется канистра со спиртом. Финал, правда, не так предсказуем, как казалось бы...
Фразочки и цитата правда - чистый восторг!
«Так я вернусь. Минут через пятнадцать,
Увенчанный или увечный. Все равно.»
И главное обаяние всего спектакля - этот самый Гуревич. Лев. Исакович.
Антон Багиров. Замечательный! Главный философ, баламут и бонвеан! Не интересный и не фонтанирующий Гуревич - и спектакль тут же был бы совсем несмотрибелен. Главный мотор и зажигалочка! Не влюбиться не возможно! А потом спрашивают, почему девки в алкашей влюбляются? Но возможно, им без допинга этот мир и не воспринять…
И оттеняет весьма достойно его Мордоворот Боренька. Тут прозвучит, что зачем тут в психушке нормальных людей держат? Ну, немного на своей волне, а как тут не сойти с ума-то от окружающей действительности? Вот у Бореньки всё хорошо - его не пугает действительность - у него прекрасный ответ силой на всё, чудодейственный укол непокорным, салаты на праздник, а главная проблема - «мало взял» звенящего к празднику. Не могу сказать, что это любимая моя роль Михаила Беляковича , но он тут так удачен, так на своём месте с фактурой и прекрасно поставленным голосом! Особенно, когда финальная сцена, играемая за кулисами…
Психов много, все колоритны и прекрасны по-своему. Особенно завораживают "интеллектуалы". Честно, и трудно, и кайфово одновременно слушать "болтовню" в палате. Потому что часть названий или понятий я не знаю, все это в довольно быстром темпе - как словесная дуэль, тут же парирование!
Прохоров - Денис Нагредтинов. Представительный, умный, если убедить, не гордый - может и свое отношение поменять. Понятно, почему он тут старший по палате.
Очень понравился торгующий на рынке Курилами Антон Белов . Правда, лично у меня чёрная мамба ассоциируется почему-то с голубоглазой блондинкой.
Но у него и знакомая картавость была милой, но и фразочек тоже много интересных. Чай, не просто мичман.
"Прохоров: Так вот, мичман, мы тут с Алехой подсчитали все твои
деяния. Было бы достаточно и одного... Первого сентября минувшего года ты сидел за баранкой южнокорейского лайнера?.. Результат налицо - Херсонес и Ковентри в руинах..."
Конечно, красавица Натали... Любовь Ярлыкова .
Не сразу узнала Максима Лакомкина. В последнее время видела его всё время с бородкой (богатым будет!). И ведь "не специально"! Суперспособность, что и бэтманам вашим не снилась.
Такой интеллигентный старичок с бородкой - Сергей Бородинов .
Милаха Денис Шалаев. А как он нежно канистру прятал, сидючи на белом друге?!
Андрей Санников мил "эстонцем" - и это его прекрасно-латышское "Вива, Лайма!".
А ведь с самой премьеры все 35 лет в это спектакле играют Александр Задохин ( "прима-балерина" Стасик) и Олег Задорин (и тут без востока не обошлось). А прекрасная Галина Галкина, также игравшая в премьерном спектакле, за это время даже карьеру построила - "от простой медсестры до главврача" (с) Олег Леушин.
Да! По завершению спектакля на сцену вышел худрук театра Олег Леушин . И именно он рассказал о 35 летии спектакля. было очень приятно его видеть.

Галина 17 ноября 2019, 03:37

Спектакль «Вальпургиева ночь» в театре На Юго-Западе в этом году отметил свое тридцатилетие. Возраст для постановки более, чем солидный, особенно, если учесть, что это не бессмертная классика Шекспира или Достоевского, а вполне себе актуальная постановка по Венедикту Ерофееву. Могу себе представить, какой бомбой он был тридцать лет назад, если и сейчас смотрится с любопытством. Правда, любопытство это удерживать в течение всего спектакля сложно, были провалы и длинноты. Мне с трудом удавалось удержать внимание на многочисленных репликах обитателей дурдома, когда нет действия, просто идут реплики одна за другой, а некоторые монологи удручают монотонностью. Мне казалось, что я сама уже перестала соображать и попала в отечественную психушку, в которую упекали, в том числе, вполне здоровых людей. Может, конечно, так и было задумано, но не думаю.
У меня всегда очень высокие ожидания от постановок Юго-Запада, и на «Вальпургиеву ночь» я пришла второй раз, потому что надеялась, что в первый что-то не рассмотрела. И начало спектакля порадовало меня динамикой и энергетикой, я прям наслаждалась постановкой и радовалась тому, что видела, а вот потом это стало ускользать, появляясь только в отдельных сценах.
Конечно, сыграло роль и то, что сидела я очень неудобно, на ступеньках, рядом с чужими ногами, не шелохнуться два часа, ноги затекли, спина заныла. Но вот смотрела же я со ступенек «Игроков», например, или «Кукол», и было хорошо.
И еще в этот раз был плохим звук. Когда актеры пели частушки, я не понимала ни слова, когда советские песни – понимала благодаря тому, что знаю их наизусть.
При этом я ни разу не говорю, что спектакль не понравился. В целом хорошо, но без обычного восторга, с которым я смотрю постановки Юго-Запада. Были там и действительно смешные моменты, и парадоксы, и трагические ситуации. Но вот как раз в трагедию почему-то верилось не до конца. Не знаю, почему, но не жалко было пациентов абсолютно. Может, потому, что эта психушка - в принципе отражение нашей жизни, мы к ней к такой привыкли, а нельзя же свою повседневность воспринимать как трагедию, тогда действительно двинешься мозгами. А может, это все-таки проблема спектакля, как-то не очень внятно они помирали... Шучу. Черный юмор этому спектаклю как раз под стать.
В общем, повторюсь, спектакль, несмотря на мое брюзжание, стоит посмотреть, хотя бы ради актерских работ. Хороши были многие. А особенно мне вчера понравились... тоже многие, кстати, очень трудно выбрать.
Во-первых, Любовь Ярлыкова и Михаил Белякович. Оба очень гармоничны в роли медиков, но один готов удавить пациентов своими руками, а другая считает их за людей и сочувствует, даже любит кое-кого )). В сцене, когда ее персонаж, медсестра Натали, обнаруживает гору трупов, Любовь так убедительно сыграла отчаяние, у нее аж булькало что-то внутри, что я верила ей безоговорочно. Вообще, Любовь люблю все больше)), браво!
Во-вторых, Антон Белов, его псих Михалыч - просто блеск, одна буденовка чего стоит. И вообще, ему верилось. Порадовал.
В-третьих, Максим Лакомкин, очень убедительный у него получился персонаж, хоть и было его немного.
В-четвертых, Денис Нагретдинов, его Прохоров, староста палаты, выгодно отличался от остальных ее обитателей.
Ну и, конечно, Фарид Тагиев. У него в спектакле главная роль, и уже ради одного него стоило эту вещь смотреть.
Персонаж Фарида, Гуревич, существо абсолютно уникальное - горький пьяница, но эрудит, поэт и философ. И Фарид играет его очень здорово. Шуткам Гуревича смеешься, когда над ним издеваются - сочувствуешь, происходящему - сопереживаешь, тому, что происходит с персонажем на сцене - веришь. Когда Фарид появлялся на сцене, спектакль оживал. Когда перед моим носом он зашелся от боли (сволочной Боренька Мордоворот вкатил ему жуткий укол), я думала, загнусь вместе с ним, такое невыносимое страдание отражалось в его глазах. Для меня эта сцена оказалась самой эмоциональной в спектакле.
Как бы там ни было, я рада, что у меня появилась возможность снова побывать в любимом театре, увидеть любимых актеров, по которым соскучилась, погрузиться в волну их обаяния и энергетики.

Галина 17 ноября 2019, 03:37

Спектакль «Вальпургиева ночь» в театре На Юго-Западе в этом году отметил свое тридцатилетие. Возраст для постановки более, чем солидный, особенно, если учесть, что это не бессмертная классика Шекспира или Достоевского, а вполне себе актуальная постановка по Венедикту Ерофееву. Могу себе представить, какой бомбой он был тридцать лет назад, если и сейчас смотрится с любопытством. Правда, любопытство это удерживать в течение всего спектакля сложно, были провалы и длинноты. Мне с трудом удавалось удержать внимание на многочисленных репликах обитателей дурдома, когда нет действия, просто идут реплики одна за другой, а некоторые монологи удручают монотонностью. Мне казалось, что я сама уже перестала соображать и попала в отечественную психушку, в которую упекали, в том числе, вполне здоровых людей. Может, конечно, так и было задумано, но не думаю.
У меня всегда очень высокие ожидания от постановок Юго-Запада, и на «Вальпургиеву ночь» я пришла второй раз, потому что надеялась, что в первый что-то не рассмотрела. И начало спектакля порадовало меня динамикой и энергетикой, я прям наслаждалась постановкой и радовалась тому, что видела, а вот потом это стало ускользать, появляясь только в отдельных сценах.
Конечно, сыграло роль и то, что сидела я очень неудобно, на ступеньках, рядом с чужими ногами, не шелохнуться два часа, ноги затекли, спина заныла. Но вот смотрела же я со ступенек «Игроков», например, или «Кукол», и было хорошо.
И еще в этот раз был плохим звук. Когда актеры пели частушки, я не понимала ни слова, когда советские песни – понимала благодаря тому, что знаю их наизусть.
При этом я ни разу не говорю, что спектакль не понравился. В целом хорошо, но без обычного восторга, с которым я смотрю постановки Юго-Запада. Были там и действительно смешные моменты, и парадоксы, и трагические ситуации. Но вот как раз в трагедию почему-то верилось не до конца. Не знаю, почему, но не жалко было пациентов абсолютно. Может, потому, что эта психушка - в принципе отражение нашей жизни, мы к ней к такой привыкли, а нельзя же свою повседневность воспринимать как трагедию, тогда действительно двинешься мозгами. А может, это все-таки проблема спектакля, как-то не очень внятно они помирали... Шучу. Черный юмор этому спектаклю как раз под стать.
В общем, повторюсь, спектакль, несмотря на мое брюзжание, стоит посмотреть, хотя бы ради актерских работ. Хороши были многие. А особенно мне вчера понравились... тоже многие, кстати, очень трудно выбрать.
Во-первых, Любовь Ярлыкова и Михаил Белякович. Оба очень гармоничны в роли медиков, но один готов удавить пациентов своими руками, а другая считает их за людей и сочувствует, даже любит кое-кого )). В сцене, когда ее персонаж, медсестра Натали, обнаруживает гору трупов, Любовь так убедительно сыграла отчаяние, у нее аж булькало что-то внутри, что я верила ей безоговорочно. Вообще, Любовь люблю все больше)), браво!
Во-вторых, Антон Белов, его псих Михалыч - просто блеск, одна буденовка чего стоит. И вообще, ему верилось. Порадовал.
В-третьих, Максим Лакомкин, очень убедительный у него получился персонаж, хоть и было его немного.
В-четвертых, Денис Нагретдинов, его Прохоров, староста палаты, выгодно отличался от остальных ее обитателей.
Ну и, конечно, Фарид Тагиев. У него в спектакле главная роль, и уже ради одного него стоило эту вещь смотреть.
Персонаж Фарида, Гуревич, существо абсолютно уникальное - горький пьяница, но эрудит, поэт и философ. И Фарид играет его очень здорово. Шуткам Гуревича смеешься, когда над ним издеваются - сочувствуешь, происходящему - сопереживаешь, тому, что происходит с персонажем на сцене - веришь. Когда Фарид появлялся на сцене, спектакль оживал. Когда перед моим носом он зашелся от боли (сволочной Боренька Мордоворот вкатил ему жуткий укол), я думала, загнусь вместе с ним, такое невыносимое страдание отражалось в его глазах. Для меня эта сцена оказалась самой эмоциональной в спектакле.
Как бы там ни было, я рада, что у меня появилась возможность снова побывать в любимом театре, увидеть любимых актеров, по которым соскучилась, погрузиться в волну их обаяния и энергетики.

Анастасия 17 ноября 2019, 02:38

Этому спектаклю в этом году исполняется 30 лет, но в афише он бывает не часто. А поскольку здесь играет Фарид Тагиев, то пропустить «Вальпургиеву ночь» я не могла) Произведение Венедикта Ерофеева я не читала, но сам автор называет его российской версией книги Кена Кизи «Над кукушкиным гнездом».
Основное действие разворачивается в сумасшедшем доме 30 апреля — в палату поступает новый пациент Лев Гуревич (Фарид Тагиев), но он здесь не в первый раз. Поэт, философ, рассуждающий, что «путь мой до магазина занимает ровно 670 моих шагов – а по Брокгаузу, это точная ширина Босфора». И что-то связывает его с одной из медработниц Натали (в исполнении Любови Ярлыковой).
Поразило как Гуревич описал свое состояние:
Ни-во-что-не-погруженность… ни-чем-не-взволнованность… ни-к-кому-не-расположенность… И как будто ты с кем-то помолвлен… а вот с кем, когда и зачем – уму непостижимо… Как будто ты оккупирован, и оккупирован-то по делу, в соответствии с договором о взаимопомощи и тесной дружбе, но все равно оккупирован… и такая… ничем-вроде-бы-не-потревоженность, но и ни-на-чем-не-распятость… ни-из-чего-неизблеванность. Короче, ощущаешь себя внутри благодати – и все-таки совсем не там… ну… как во чреве мачехи…
А затем наступает ночь, врачи планируют отмечать первомай, но ночь на 1 мая — ведьмовская, а демонов здесь хватает... Как и в спектакле у Виктюка, кажется, что нормальные — именно пациенты, а вот работники больницы лишь притворяются нормальными. Поэтому праздник оборачивается трагедией. Вот здесь я восхитилась еше раз Любовью Ярлыковой, её ужасом проникаешься, ей веришь без всяких лишних слов.
В целом про постановку хочу сказать, что актерская игра потрясающая (и Михаил Белякович, и Денис Нагретдинов, и Вадим Соколов, и все остальные), но спектакль не мой, как-то он не пришелся мне по душе.

Светлана 25 мая 2018, 01:36

Снова в Театре на Юго-Западе .... кажется , пересмотрела 30% репертуара , знаю труппу , но как? Как каждый раз театру удаётся не просто удивить , а потрясти меня ?!

Смотрела "Вальпургиеву ночь", - ожидая чего угодно все равно оказалась неготова, что окажусь наблюдателем за одним днём из жизни пациентов психиатрической лечебницы .

Первое, с чем начинаешь искать параллелей и аналогий - "Пролетая над гнездом кукушки".

Но если там- это все - таки гимн свободе, неординарной сильной личности , то в театре - трагическая история безысходности .

Начинается все с того, что в палату попадает новенький - эрудит, поэт и алкоголик , в гениальном исполнении Тагиева .

И вот , когда комедия его задержания становится фарсом , а впоследствии и трагифарсом - мы и видим впервые на сцене палату N3 больницы для душевнобольных . Они заперты в этом пространстве скорее всего навсегда , в этом маленьком мирке , границы которого очерчены уборной и дверью в ординаторскую.

Все они здесь пленники - условий, своих собственных идей и фантазий, а ещё штампов, которые неснимаемым багажом принесли с собой в лечебницу из внешнего мира .

Кажется , что существует два мира : пациентов и врачей-надзирателей. Но надо совсем немного времени, чтобы понять , что это общая тюрьма . И дверь, закрывающая пациентов от жизни , запирает и врачей с ними . Сознание своего превосходства , всевластие , и почти вседозволенность - все это не может не убивать медленно , но верно и терпеливо день за днём в них человеческие качества . Не случайно же медперсонал ходит шеренгой с несколько кукольно-механической жестикуляцией .

И мне кажется трагический финал, когда отравившиеся пациенты погибают , ещё более печален для оставшихся работников . Ведь для них этот кошмар не закончился .

Как всегда, кажется, что сцена театра безгранична ,- столько в ней появляется объема и глубины благодарю постоянному перемещению актеров по сцене и мастерской работе со светом .

Из декораций только Лестницы-решётки, напоминающие шведскую стенку, которые и распятие , и решетка , и поддержка и ограда . На них и проводят большую часть времени актеры - это их кровать- убежище, где тебя не тронет надзиратель , это очень маленький, но все-таки дом .

И эти же решетки так символично выделяются распятием в сине- сиреневых лучах прожекторов, свидетелей смерти .

Весь спектакль можно просто растащить на цитаты , но я не буду о них рассказывать, чтобы не лишить вас удовольствия пойти в театр лично и посмотреть эту великолепно-глубокую постановку .

В Театре на Юго-Западе зритель обычно много смеётся, так было и сейчас , но всегда это лишь тонкий флёр маскировки , чтобы легче было передать боль и трагизм , глубину человеческих судеб и мыслей . Спектакль заставляет думать .

Здесь нет маленьких или проходных ролей - все сыграли невероятно сильно и свой трагический смысл есть у каждого персонажа .

Постановка и сценография - Валерий Белякович
Звуковое оформление - Михаил Коротков

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма