Отзывы о "Самоубийца"
Снова в любимом Театре на Юго-западе. В этот раз я смотрела спектакль «Самоубийца».
Комедия о том, как один человек может изменить весь мир, даже просто лишив себя жизни. О том, что насколько может быть важна смерть одно единственного персонажа на фоне жизни и здравия многих прочих.
Спектакль очень яркий и динамичный.
Театр на Юго-западе - уникален. Здесь никогда не нужны декорации, пространство меняется засчет маленьких трюков. В этот раз основ декораций составили маленькие табуретки с выемками: в мгновение ока они превращались в супружеское ложе, в столы, в тумбы, разбивали пространство очень по разному. Герои бегали по ним, забирались буквально под потолок, раскидывали их по всей сцене в порывах яркости.
--
Ан
«САМОУБИЙЦА»
Театр на Юго-западе -то место, в котором я всегда заряжаюсь невероятной энергией.
Спектакль «Самоубийца», поставленный Беляковичем Валерием Романовичем, идет на сцене театра с 2001 года, и до сих пор собирает полный зал. Да, что там зал! Нет ни одной свободной ступеньки, ни одного свободного стульчика – везде зрители!
Пьеса Николая Эрдмана давно полюбилась театральным режиссерам. Ее ни раз ставили. В этом театре она просто вписалась, вжилась в репертуар.
Мы попадаем в коммунальную квартиру, где всем нет дела друг для друга…ровно до тех пор…пока один из ее обитателей не принимает решение проститься со своей жизнью… И тут такое начинается!!! Это нужно видеть!
Одна из полюбившихся мне сцен – та, в которой художник, представитель торговли, общественник и прочие горожане спорят, что же должно быть в предсмертной записке гражданина Подсекальникова. С одной стороны – это комедия, полный абсурд. С другой – спектакль отчетливо демонстрирует отношение общества к каждому отдельному человеку.
В этом театре мы всегда видим яркую и искрометную работу артистов. Они настолько живые, их энергия передается в зал! Дмитрий Гусев неподражаем в роли Подсекальникова Семена Семеновича. Он невероятно экспрессивный в моменты радости, ликования, в те секунды, когда он чувствует себя нужным всем и каждому, чувствует свою значимость, и такой трогательный в своих душещипательных монологах, в которых он рассуждает о своей печальной участи.
Здесь каждый артист – яркая личность со своим собственным миром и характером. Как постоянный зритель, я давно их всех успела полюбить.
Михаил Белякович в роли Егорушки со своим абсолютно сумасшедшим взглядом и с «марксистской точкой зрения», Санников Андрей (Гранд-Скубик Аристарх Доминикович) со своими пламенными речами о молчащей интеллигенции, Иванова Ольга (Клеопатра Максимовна) так страстно рассказывающая о своих ухажерах из далекого прошлого, Илона Барышева (Пересветова Маргарита Ивановна) – абсолютно сумасшедшая в своем красном костюме (увидите, сразу же поймете, о чем это я). Хочется отметить каждого. Огромное спасибо вам за это бесконечное настроение праздника!
Сценография -выстроена просто идеально. Хочу вам напомнить: сцена театра на Юго-западе находится на одном уровне со зрителем, есть два углубления, которые умело используются в качестве заднего плана. Так вот: все пространство задействовано. Действие происходит во всех уголках сцены, оно многогранно, объёмно. Все движения героев по площадке выстроены по четким ломаным и прямым линиям.
Декораций практически нет. Основу декораций составляют столы-трансформеры, которые могут превратиться в супружеское ложе. Тумбу для выступлений, клетку и прочее.
Театр на Юго-западе – мой самый любимый театр! В него хочется возвращаться вновь и вновь!
Едкая и яркая сатира
Шла на постановку «Самойбицы», зная, что пьеса комедийная и автором ее является Николай Эрдман. Что знакома с другими его творениями, в мыслях не было. После того, как однажды перед театральным просмотром перечитала с десяток отзывов, а затем была жутко разочарована, поскольку полностью исчезла вся интрига, отзывов и описаний стараюсь не читать. И даже с историей создания вещи предпочитаю знакомится после просмотра.
Так что в первые минуты представления сама догадывалась, что вещь двадцатых-тридцатых годов, очень уж сильно лексика перекликается с Зощенко, Булгаковым, Ильфом и Петровым, пьесами Маяковского. Вот как определить, что не 19 век и раньше?.. а хотя бы по обращению в бытовых разговорах к собеседнику «гражданин» и даже к родственникам по имени отчеству. И действительно, оказывается пьеса была написана в 1928 году, но постановки в довоенное время хотя за нее брались 3 театра (Мейерхольда, Вахтангова и МХАТ) так и не дождалась, поскольку в 1933 году автора арестовали. Почему в 1928 сразу за пьесу не закрыли, непонятно, поскольку диалоги весьма остры.
Так что же с «Самоубийцей» на Юго-Западе. Пьеса сатирическая, некоторые темы слегка запылились, но реплики и остроумные постановочные решения заставляют моментами хохотать во весь голос. Смеемся же мы над кадрами «Волги-Волги», а это оказывается тоже Эрдман.
С ролями все отлично. Играть на Юго-Западе умеют. Образ главного героя Семен Семеновича Подсекальникова очень гоголевский. Этакий женатый Башмачкин, и его отлично воплощает Дмитрий Гусев. В пьесе более 15 действующих лиц, и каждое — свой яркий характер.
Едкая, яркая комедия. На сколько там минута смеха жизнь продлевает? Мне продлили. Советую и вам эликсирчику.
о "Самоубийце" в постановке Валерия Беляковича я слышала только хорошее. Да и такой органичный Дмитрий Гусев в главной роли.. Но я оттягивала просмотр, боялась, вот такое неприятие оставила "Сатира и Роман Ткачук" в свое время. И как же здорово, что я все же посмотрела "Самоубийцу" в Театре на Юго-Западе! Это такое наслаждение образами,которые создали артисты театра! Как по другому, понятно "восстановился" для меня смысл пьесы.
Итак, пьеса о маленьком человеке и системе. Осознание собственной ненужности и обременительности для семьи толкают бедного Подсекальникова к мысли о самоубийстве. Хотя..это была только мысль, которой очень быстро задали направление и материализовали окружающие товарищи. Ведь как удобно провозглашать манифесты чужими руками и устами, и желающих нашлось довольно много. Сразу и револьвер, и предсмертная записка (и даже несколько) появляются к услугам горе-самоубийцы. Однако курьез в том, что "убивавшийся" уже не хочет "самоубиваться". Вот такой казус на удивление всем. Такой сюжет пьесы, в свое время запрещенной и не поставленный при жизни автора.
Валерий Белякович со своими невероятными актерами сделал вневременную трактовку. Да, время начала НЭПа, да, неприятие тогдашней власти, да,трудные времена для человека, не нашедшего свое место в ней. Но разве только тогда были такие люди? Неприспособленные, не желающие идти "в ногу" со всеми, да и вообще не желающие трудиться? А определенные группки людей, что не прочь использовать момент щекотливый для достижения своих целей? Главное инфоповод, а трактовочку свою придать можно. Поэтому смотришь спектакль, а ассоциации разные проскальзывают.
А трагедия маленького человека? Это вообще что-то гоголевское. Мне вообще этот спектакль напомнил "Записки сумасшедшего" почему-то, особенно сцена предсмертного банкета. Этакое "возвышение" Подсекальникова над всеми. Герой на час, но как возвысился в собственных глазах герой! Что даже звонок в Кремль для него пустяк.
И вся эта фантасмагория в обрамлении цыганских песен и плясок! Причем таких красивых песен и зажигательных плясок! Гротеск и страсть это "конек" Юго-Запада. И на "Самоубийце" этого с лихвой! И каждая актерская работа-маленький шедевр.
В первую очередь это, конечно, Дмитрий Гусев в роли Подсекальникова. Интересные метаморфозы с ним происходят. То он жалкий и капризный человечек, без работы и с великими прожектами разбогатеть. Главное раздобыть трубу бейный бас. Как он читал самоучитель и пытался на ней играть! Совершенно комическая и нелепая сцена)).Потом он разбитый горем и своей никчемностью неудачник. Ну а на встречах с подстрекателями к самоубийству, всей это шатии-братии псевдоинтеллигентской и мелкобуржуазной, он уже ошалевший от всеобщего внимания и легкий как Хлестаков в сцене вранья. Хотя все время проскальзывает надломленность и внутреннее горе человека не понятого никем, а главное и им самим. Единственное что вынес Подсекальников из всего этого балагана-курьеза это стремление Жить! Недаром жена Мандельштама писала о пьесе Эрдмана " Это пьеса о том, почему мы остались жить, хотя всё толкало нас на самоубийство "
Образ получился очень сильным-трагикомическим и блестящим. А уж танец с трубой на поклонах так вообще услада для глаз.
Прекрасный дуэт-жена и теща Подсекальникова- Мария Лукьяновна и Серафима Ильинична- в исполнении Жанны Чирвы и Галины Галкиной. У Жанны Чирвы получился довольно трагический образ, который даже выпадает из плеяды других довольно комичных героев пьесы. Она действительно та, что любит своего мужа и готова за него и вкалывать за двоих, и последнюю рубашку снять, и лить слезы -горевать, идя за гробом. Теща у Галкиной получилась классическая,милые перебранки с зятем веселые украшения спектакля.
овершенно юмористически точные получились герои "доброжелатели", протянувшие руку с револьвером и предсмертными записками главному герою. Это озабоченный и предприимчивый Калабушкин (Алексей Ванин) со своей боевой подругой Маргаритой Ивановной в костюме Евы, практически (Илона Барышева). И шикарный борец-интеллигент велеречивый Гранд-Скубик (Андрей Санников). И парочка литератор-торговец в исполнении Сергея Бородинова и Константина Курочкина. Обворожительная Ольга Иванова в роли дивы Клеопатры Максимовны. И Ирина Сажина хороша в роли Раисы Филипповны. А уж Егорушка-курьер-марксист вообще потрафил мне) Михаил Белякович изумительно и страшно выразил сущность взглядов идейной толпы.
Хочется еще отметить сценографию. Всего-то табуретки, много табуреток..но они же и брачное ложе, и трибуна, и банкетный стол, и...катафалк. Как всегда необычно и здорово.
Спектакль получился динамичными, смешным и мудрым. Спасибо!
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.