Спектакль Таис сияющая
Их было около двадцати — названных его именем городов: по одному в каждой стране, покоренной его воинами, вдохновляемыми храбростью, отвагой и безрассудством своего царя. Он создал самую большую империю — и эта империя была верна и предана ему. Его боготворили женщины — и две великие царицы были его женами. Друзья не предавали его, а мудрости учил сам Аристотель. Мистическая власть над миром сделала его великим — Александром Великим. Но была женщина, пред которой он склонял голову — богиня добра и любви, гетера из Белого города — Таис.
Отзывы о «Таис сияющая»
Ещё 9 отзывовЭтот спектакль, я думаю, вполне мог идти на театральной сцене лет 100-120 назад. Серое небо, грозовые тучи, северный ветер рвет плакаты на стенах домов. А в тесном зале тепло и уютно, известный поэт из символистов представляет публике свое новое творение. На маленькой сцене разворачивается история встречи и любви Александра Великого и Таис, гетеры из белого города. Снова оживают герои былых времен и потомки богов сходят на Землю...
Таис отдаст Александру любовь, она преподнесет ему мир, она предложит ему добро... Но нужны ли эти дары тому, что возомнил себя богом, кто решил завоевать мир до пределов Ойкумены?
Я люблю театр Луны, это совершенно "мой" театр, я могу туда пойти вообще не глядя на афишу, ибо мне нравятся в нем практически все постановки. Эта исключением не стала. Странное действо между реальностью и явью, зыбкое, неясное. Сон? Реальность? Женщина? Богиня?
Спектакль очень интересно поставлен. Обычно я ругаюсь, если герои на сцене мало действуют, а только произносят текст. Но тут персонажи обычно застывают во время диалогов и монологов других действующих лиц. И смотрится это великолепно, потому что весь пафос, цветистость образов, красивость слов предусмотрены изначально, это средство показать нам иной мир, в котором люди встречаются с полубогами. И еще тут есть явные отсылки в античному театру, когда зрители еще не слышали знаменитого "Не верю!" и искренне рукоплескали актерам в масках и на котурнах.
Спектакль потрясающий. Хотя, признаюсь, я весь первый акт никак не могла понять, что имел в виду автор. Красиво? Да. Ошеломляюще? Да. Но в чем смысл-то? Во втором акте головоломка сложилась. Все стало понятно, Проханов, режиссер-постановщик, подводит зрителей к определенным выводам. Но делает это не в лоб, а осторожно, делая намеки и аллюзии. И сама постановка запредельно красива. Изящная, как древняя статуэтка, Наталья Стешенко в роли Таис двигается так, что ей могут позавидовать древние танцовщицы. Она обольстительная, умна и добра. Александр (М. Щеголев, которого я недавно видела в спектакле "Ночь нежна" в роли Дика) - воистину царь и повелитель, уверенный в своей счастливой звезде. Его друг и соратник Птолемей (В. Тягичев) - храбрый солдат, но недалекий человек. Аристотель - мудрец и трус. Падший титан Дарий (Д. Новицкий) вызывающий и жалость и восхищение. Милий - верный слуга, простак, готовый всегда помочь своему господину... Казалось бы, это образы без полутонов. Но, возможно, они и были такими, наши далекие предки, от которых нас отделяет 23 столетия. Они привыкли жить, не заглядывая в завтра, здесь и сейчас.
Костюмы не являются копиями античных и даже не являются их стилизацией. Но они подчеркивают красоту Таис, мужественность македонских полководцев, богатство восточных сатрапов, аскетичную статусность афинянина. Декорации просты, одна и та же вещь нередко играет несколько ролей. Ванна в форме раковины превращается в подставку и в футляр, огромная отливка с ликом Александра Двурогого становится жертвенником и пр.
Минусы. Сниженная лексика в устах Александра. Не часто, но иногда прорывается. Почему? Потому что это трагический персонаж, выражающийся несколько пафосно и выспренно. Ну, не говорит трагик "Чё приперлись?!" Это не его интонации. Для комических эффектов в спектакле есть пара Аристотель-Милий, вот они за всех клоунов отдуваются и весьма неплохо. А Александру не надо бы так. Птолемей - ладно еще, что взять с солдафона. А тут такая лексика явно ломает образ.
Господа, спектакль хороший, очень хороший. Он не имеет отношения ни к книге Ефремова, ни к реальной истории (Аристотель не был в Персии, Александр не возвращался в Элладу после битвы с Дарием и пр.). Но он очень красив, хорошо поставлен и заставляет о многом подумать. Искренне рекомендую. Только помните про то, что все сложится именно во втором акте.
Хотели ли Вы когда-нибудь заглянуть в мир прошлого и узнать мысли и чувства известных императоров и полководцев Древней Персии и Древней Македонии во время великих завоеваний? Если да, то тогда Вам обязательно нужно сходить в театр Луны С. Б. Проханова на спектакль «Таис Сияющая».
Он рассказывает нам о видениях Александра Македонского, о его силе воли и власти над империей, о том, как он однажды по-настоящему полюбил…
Своей игрой мне запомнились Максим Щёголев и Михаил Бабичев, неповторимо исполнившие роли А. Македонского и Дария. Также хочется отметить игру талантливой Наталии Стешенко, которая смогла полностью раскрыть внутренний мир гетеры Таис из Белого города и её значение в истории.
Дополнением к замечательной игре актёров было освещение. Оно помогло прочувствовать зрителю обстановку и придало спектаклю эффект таинственности.
«Таис Сияющая» является прекрасным поводом для похода вечером в театр!
Читайте про другие
события
Актеры «Таис сияющая»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.