Отзывы о "Иисус Христос Суперзвезда"

Оценка редакции
inessa 24 сентября 2018, 11:01

В Москве «Иисус Христос Суперзвезда» идет в двух театрах: в театре Моссовета и в Театр Музыки и Драмы Стаса Намина (причем во втором – и на русском, и на английском языке). На английском варианте постановки в театре Стаса Намина (при участии группы «Цветы») я и побывала :)
Спектакль на этот раз проходил на сцене Театриума на Серпуховке (и должна сказать, что сцена там мне показалась маловата). Кроме того, хорошая видимость в зале только до 10 ряда, потом подъем низковат.
Версия театра Стаса Намина чуть более короткая по сравнению с оригинальной, но сокращения несущественны и на сюжет особенно не влияют.

Интересно, что на первый план, наравне с Иисусом, выдвинут Иуда (Евгений Егоров, солист группы «Эпидемия»), который является наиболее приближенным к Иисусу апостолом, его правой рукой. Начинается ИХС с «Heaven on Their Minds» - арии Иуды, в которой он обращается к Иисусу, высказывая свои опасения насчет растущей популярности Христа, сомнения в его божественном происхождении и правильности его действий. В отличие от остальных апостолов, которые слепо идут за Иисусом, пока он популярен, потому что надеются на славу, на то, что уйдя на покой, напишут Евангелие, а после смерти получат спасение, Иуда имеет собственное мнение и желает помочь Иисусу, потому что боится за него. Ведь если окажется, что он не Мессия, реакция толпы будет чудовищной. Кроме того, он в открытую критикует Марию Магдалину (Олеся Левина), на что остальные апостолы не осмеливаются, а может, им все равно.

Иисус (Олег Лицкевич), кажется, тоже равнодушен к апостолам: он ругает их за лень и невнимание к себе, потому что наперед знает – им нужна только его слава, они идут за ним, потому что считают его Мессией. Поэтому, вероятно, он и ценит более других строптивого, но способного рассуждать Иуду и мягкую Марию Магдалину, которая всегда готова его успокоить. Мария безумно любит Иисуса, но сама боится своих чувств, таких непривычных ей, что наиболее ярко проявляется в арии «I Don't Know How to Love Him». Магдалина Олеси Левиной – очень нежная и добрая, с убаюкивающим голосом.

Самая драматичная ария – это, конечно, «Gethsemane (I Only Want to Say)», в которой Иисус, оставшийся в одиночестве, искренне спрашивает у Бога, ЗАЧЕМ он умрет? Он устал, прошел долгий путь и хочет знать, что все было не напрасно. Иисус понимает, что он – лишь орудие в руках Бога, должен осуществить его замысел, принять муки и смерть, не спрашивая о причинах и последствиях. Бог остается нем к его вопросам, и Иисус теряет уверенность в собственных силах и просит Бога поскорее все закончить, пока он совсем не потерял веру.

Сценография очень хороша: на такой маленькой, повторюсь, сцене, умещаются и солисты, и ансамбль, и музыканты, но не оставляет впечатление что, будь пространства побольше, было бы совсем хорошо. Все артисты по-настоящему «проживают» свои роли. Более всего, конечно, впечатлили Евгений Егоров в роли Иуды и Олег Лицкевич в роли Христа, но и Каифа, и Магдалина, и Пилат, и Ирод(иада), и апостолы, и ансамбль – все сыграли прекрасно.

Поймала себя на мысли, что очень хотелось бы еще, для сравнения, сходить все-таки на версию на русском языке, и чтобы Иудой была Анна Март – по-моему, очень оригинальное решение, в котором есть смысл. На многие сцены в таком ключе можно посмотреть иначе.

Natalia 15 ноября 2011, 01:53

Во вторник 8 ноября мне, наконец, удалось побывать на нашумевшей рок-опере «Иисус Христос Суперзвезда». Давно собиралась, тем более что слышала повсюду восторженные отзывы, а женщина, продающая билеты, сказала, что в восторге от этой постановки и уже неоднократно посещала её, что усилило мое любопытство. Ну, что я могу сказать… Я просто испытываю гордость за то, что либретто к этой рок-опере было создано американцами, а не нашим народом. Иначе я бы подумала подобно Принцу Датскому, что «прогнило что-то в Русском Королевстве». Весь первый акт я сидела в полной прострации, ощущая себя в качестве пациента сумасшедшего дома. Какие-то крики, прыжки, абсолютно бессвязный сюжет, постоянная недосказанность в ариях. Я усиленно пыталась понять, а в чем же смысл всего происходящего. Ради чего, собственно говоря, было задумано все это действие. Но ко второму акту суть стала мне ясна, ведь рок-опера была создана американцами, которые готовы сделать идола из всего, что только можно. Короче, а ларчик просто открывался! Главный смысл происходящего безумия заключался в названии рок-оперы и фразе финальной арии «Лучшая слава – посмертная слава и причисление к лику святых».
А если поподробнее, Израиль поделен на две враждующие группы - Пророка Иисуса Христа из Назареи с учениками и власть предержащих первосвященников: Кайафы, Савла и Анны Симона Зилота, которые борются за ум и сердца будущего электората. У Пророка Иисуса есть определенная миссия. Он пытается принести людям, то, что есть у одного. Но как считает Иуда и власть, предержащие Первосвященники не может быть у всех. Чего одного: богатства, духовной пищи (в чем она заключается), той же славы, о которой только и шла речь… Вообще либретто само по себе настолько пустое и не несет никакого смысла, что создатели даже позаимствовали немного текста из «Мастера и Маргариты» Михаила Булгакова. Где Иисус говорит о том, что наступит Царство Истины. Но все равно те, кто не читал Библию, вообще не поймут ни кто такой Иисус, ни суть его учения.
Итак, в борьбе за славу и всенародную любовь побеждает Пророк из Назареи. Ему удается придумать беспроигрышный вариант её достижения. Иисус решает, что сможет достигнуть желаемого, лишь обретя вековую славу. Став Superstar государства Израилевого. Но как это осуществить! И тут на него нисходит вдохновение: «Жить вечно можно только смертью смерть поправ!» А тут и она матушка пожаловала в лице коварной троицы Первосвященников Кайафы, Савла и Анны Симона Зилота . Которые решили уничтожить опасного соперника, имеющего реальные шансы сбросить их с пьедестала государственной власти. В Евангелии от Иоанна сказано: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал сына своего единственного, дабы всякий верующий в него не погиб и имел жизнь вечную». Здесь об этом вообще речи не идет. Все оказывается гораздо проще. Пророк должен умереть, чтобы превратиться в очередного Идола, на которого каждый будет молиться и подражать.
И вот наступает решающий миг, Симон обращается к Иисусу: «Мир пал на колени, Лобызая твой престол. Минута промедленья - И звездный час прошел!». Заметьте, Иисус должен взойти на крест не из-за того чтобы принять на себя грехи народа израильского для его спасения, а опять же ради пресловутой славы. Ради неё же Иуда его и предает. Опасаясь, что свет его учителя затмит всякую память о нем. Знал бы он, что его имя после этого будут поминать гораздо чаще, чем имя самого Пророка. А словосочетание тридцать серебряников станет нарицательным. Да, видать не зря предавал. А вот Первосвященники просчитались гораздо сильнее, ибо смерть их соперника, только усилила его власть. Ведь он достиг своей цели и стал-таки Superstar. О Боге тут вообще речь не идет, ведь Superstar в этой рок-опере может быть только один. И это Иисус. Я даже представляю себе будущий слоган, рекламных плакатов: Будь как Иисус, подражай Иисусу, стань Иисусом, голосуй за Иисуса… Будет выпущена масса рекламной продукции: майки, стикеры, статуэтки. В общем произойдет полное ОбИисусивание народа израилевого. Да, это чисто по-Американски. Недаром у них служба в храме часто похожа на пиар-акцию, с песнями, плясками, с пресловутым я не вижу ваши ручки.

Вообще постановка мне сильно напомнила сказку Юрия Олеши «Три Толстяка». Иисус – это Просперо и кукла-Божок в одном лице, который как бы борется с Тремя Толстяками Кайафы, Савла и Анны Симона Зилота за чистоту нравов израильского народа, но на самом деле думает о поднятии своего авторитета и подобно марионетке дергается на ниточках людских настроений. Наследник Тутти, Царь Ирод, так и оставшийся не наигравшимся ребенком, пресытившийся всеми удовольствиями этого мира, проводит свою жизнь в погоне за чудом, которое бы вернуло ему новизну жизни. И когда Иисус не оправдывает его ожиданий. Он обиженно восклицает «Да ничего он не может!»Пилат-Доктор Гаспар, который должен в отличие от доктора Гаспара из сказки не оживить куклу-Иисуса, а предать его смерти на потребу публике, ибо любому народу нужен Мертвый Идол, которого можно обожествлять и которому можно спокойно покаяться в грехах. А потом спокойненько опять грешить. Ибо мертвый идол все стерпит, на то он и мертвый. Недаром Пилат кричит Иисусу, который решает идти на смерть: «Умри, если хочешь наивная кукла»
»Другое дело, что тот не так уж и невинен! Всё законно и логично, кто хотел посмертной славы тот её и получил. Сделка состоялась. Жизнь в обмен на то, чтобы стать кумиром миллионов. Вот уж кого действительно распинают, так это Пилата. В моральном плане! Распинают его душу. Есть такой замечательный рассказ Карела Чапека «Распятие».

Где Пилат задает вопрос историку Науму: «Но почему же тогда распинают и того, кто посе¬редине?» И тот отвечает ему: «Видишь ли, когда верх берет правый, он распинает левого, но прежде — того, кто посередине. Когда верх берет левый, он распинает пра¬вого, но того, кто посередине, в первую голову. Бывает, конечно, что возникают смуты и кровавые схватки; тогда правый и левый сообща распинают того, кто посередине,— потому что он не решил, против которого из двух бороться».

Вот и Пилат оказывается посередине между интересами и амбициями Первосвященников и стихийной силы неуправляемой, вечно переменчивой в своих настроениях толпы, которая сначала решает осудить, а затем с ненавистью набрасывается на Осудившего. Ведь не Пилат же, в конце концов, кричал «Распни его!». Самое интересное, что его душевные терзания не были нужны и второй стороне, то есть самому Обвиняемому. Тот уже принял решение посмертно прославиться. А благородные терзания Пилата мешали ему. Так что, какое бы решение Пилат не принял, он неизменно окажется тем самым посередине. Который и станет козлом отпущения.

Самое интересное, что в конце Иисус вовсе не воскресает, а реинкарнирует в нашу действительность в образе длинноволосого молодого байкера. Оказывается в этом спектакле была раскрыта главная тайна века. Никакого Воскресения не было! А было перерождение в другой жизни!

Образ американского Иисуса, показанный в либретто мне лично несимпатичен. Как бы создатели рок-оперы не пытались его выставить в выгодном свете. Столько холодности, высокомерия и отчуждения читается в нем по отношению к израильскому народу, пусть даже и погрязшему в грехах. Иисус Христос здесь именно вещь в себе, и поглощен только собою. На мой взгляд он не только вообще не испытывает любви ко всему роду человеческому, но иногда даже испытывает крайнюю враждебность и непримиримость к людям .

Когда Магдалина говорит Иуде, что он прощал врагам своим, а предал его друг. То тут я с ней не соглашусь. С какой ненавистью Христос Иуде на вопрос кто его предаст, прокричал в ответ: «Ты сам знаешь! Уходи прочь!» О нет! Такой не то, что врагам, друзьям ничего не простит! Глядя на него, мне сразу вспомнилось утверждение Ницше: «Там, где нельзя больше любить, там нужно пройти мимо». Вот и Иисус как самая настоящая звезда, холодно возвышается над всеми безумствами мира, взирая на них свысока. Звезды они, как известно, светят, но их свет отраженный, он холоден, сам по себе он не согреет и не утешит в трудную минуту. Этот американский Христос не столько деятелен, сколько больше склонен к морализаторству. Он говорит, что народ израильский погряз в праздности. Но когда нищие калеки просят его об исцелении, страх, отвращение и боязнь быть разорванным на куски, побеждают в нем все благие намерения и он кричит им: «Прочь! Вас слишком много!» Выходит прав оказался Иуда: «Нельзя дать многим то, что есть у одного».
С присущей американцам деловой хваткой он также обращается к Богу в Гефсиманском саду:
«Мне надо знать, что ты тогда сможешь взамен мне дать. Как ты сможешь доказать что жертва не пуста».
«То есть Ты, мол, Господи мне, а я уж тогда за тебя пострадаю, должен же я какой-то бонус получить, а то, что теперь за так страдать что-ли»? Вполне нормальный бартер. В то время как Христос в Библии смиренно говорит «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты». Не требуя за это никаких наград и доказательств. Да, он, несомненно, страшится смерти, он ведь не супергерой, а обычный человек, хоть и Сын Божий. Но при этом он ни минуты не сомневается в Высшем Смысле того, что должно свершиться. А здесь он восклицает: «Бей, терзай, пытай, спеши! Пока я верую в тебя!» Бог выставлен прямо каким-то садистом, которому просто нравится мучить бедного Иисуса. Видно скучно Господу на небе и он так развлекается.
Лично мне уже до смерти надоели аллюзии на современность. Первосвященники в костюмах дружиников, джинсы и майки, люди одетые омоновцами... Считается, что это делает спектакль свежим и новым, идущим в ногу с современностью. Но передовым спектакль делает не это, а свежая философская мысль, которую может привнести в постановку режиссер. А в этом либретто наблюдается полное отсутствие какой-либо мысли. Кроме как истории о героях, которые не знали как срубить громкой славы.

Эта звезда по имени Иисус Христос, увы, для меня не стала Сверхновым откровением. А лишь пополнила бесконечный список звездочек нашего гламурного века. Наивная проамериканская рок-опера, совершенно не близкая нашему мудрому, глубоко духовному народу. Взращенному на великой русской литературе, пронизанной глубоким философским и религиозным смыслом. Единственно за что могу сказать спасибо этой рок-опере, что благодаря ей я открыла для себя нового талантливого актера: Евгения Вальца, сыгравшего роль Иисуса Христа. Особенно проникновенно он исполнил арию «Моление о чаше», показав всю гамму переживаний своего героя от сомнений и смирения до страха и отчаяния. Также мне особенно понравились Андрей Богданов в роли Иуды Искариота и Антон Аносов в роли Царя Ирода.
На мой взгляд лучше создавать свои рок-оперы, ибо в той же рок-опере «Юнона и Авось» духовности гораздо больше, чем в американской «Иисус Христос Суперзвезда».

Андрей Домнин 25 февраля 2013, 09:48

Очень интересная рецензия. Только один недочет – спектакль, описанный автором, идет в Моссовете. В театре Стаса Намина "Иисус Христос –суперзвезда" выглядит по-другому.

Андрей Домнин 1 апреля 2013, 03:52

Изменили рецензию)

Андрей 22 декабря 2014, 09:56

Самое интересное ( в обсуждении виденного у Стаса Намина )причем тут вообще американская версия английской рок- оперы "Jesus Christ- SuperStar".
Оперу написали англичане и причем тут америкосы ?Они сделали грубо говоря "римейк" в виде фильма на английскую рок оперу.

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 10)

Читайте про другие
события

Статьи по теме

Другие спектакли / мюзикл