Отзывы о "Зойкина квартира"

Оценка редакции
Вера Ужва 18 апреля 2019, 01:21

МХАТ хорошо и классически рисует срез эпохи. Экзистенциальный кризис этой эпохи тоже. Начало и конец спектакля по-булгаковски безумные: на сцене невнятные персонажи в дикой картине.
К актрисе, играющей Зою, большие претензии: она должна быть эффектна и харизматична. Ирина же Фадина, статная интересная женщина, справилась с ролью с пронзительным психологизмом.
На следующем месте хороша Манюшка, служанка и преданная помощница Зои. Игривая, аппетитная, с внешностью женщины русских селений.
Валентин Клементьев убедительно играл опечаленного, выброшенного на берег советской власти дворянина, который «с 1625 года может жить только на Остоженке».
У Тимофея Ивашины лицо очень живое, глаза хитрые, энергетика навороченная – для роли харизматичного проходимца Аметистова самое то.
Китайцы были тоже хороши. Русским актёрам надо очень постараться, чтобы сыграть представителей этой далёкой по сути и расстоянию культуры. Их образы приносили нам зрителям много юморных моментов.
В целом я бы сказала, во МХАТе актёры играют очень театрально, некоторым образом удалённо от зрителя, тем более современного. Но в этой театральности есть свой шарм, сохраняемый во МХАТе.
Полный отзыв: https://flamingovv.livejournal.com/1066419.html

Елена Шмырева 17 апреля 2019, 01:00

Как же остро стоял квартирный вопрос в двадцатых годах, если эта тема упоминается Михаилом Афанасьевичем Булгаковым не один раз. «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Театральный роман» и вот пьеса «Зойкина квартира».
Надоедливый нагловатый управдом Анисим Зотикович Аллилуйя ( А.Ю. Оя), желающий уплотнить контингент, и контингент, всеми правдами и неправдами, пытающийся сохранить за собой жилплощадь. Да, в Москве жилищный кризис, но это не мешает предприимчивым людям отстаивать свои квадратные метры. Героиня повествования, владеющая пятью из шести комнат в квартире, Зоя Денисовна Пельц (з.а. России И.Е. Фадина). Ее мечта Париж. И чтобы воплотить эту мечту в жизнь, а заодно временно отстоять занимаемую ей площадь, Зойка достает справку, что в квартире будет размещаться пошивочная мастерская. Днем швейное дело, а ночами модели могут и более прибыльным делом заняться, угождая посетителям мужского пола.
Двадцатые годы — это годы почти свободного распространения кокаина и морфия. И Булгаков, следуя правде жизни, показывает двух персонажей зависимыми от препаратов, это бывший граф Павел Федорович Обольянинов (н.а. России В.В. Клементьев) и аферист и шулер Александр Тарасович Аметистов (Т.В.Ивашина). Добавьте к числу действующих лиц пару китайцев — поставщиков «лекарства» Херувима (А.Н. Наумов) и Газолина; прислугу, выдаваемую за племянницу — Манюшку (И.А. Архипова); состоятельного покровителя и представителя госструктур, человека со сложной, но запоминающейся фамилией Гусь-Хрустальный (н.а. России М.В. Кабанов); в бывшем великосветскую даму Аллу Вадимовну (з.а. России Т.Г. Шалковская), попавшую в долговую петлю к хозяйке «мастерской». Все эти персонажи заполняют Зойкину квартиру, где разворачиваются сначала пикантные, а позже и криминальные события.
Пьеса на темы слегка нафталиновые, но диалоги забавны. Роскошные костюмы дам в стилистике 20-х годов. Оформление сцены зеркалами с рамками в стиле модерн. Отличная игра и подбор актеров. Не было мыслей, что кто-то не на месте. Достойная постановка. Финал для меня, правда, выглядел несколько пафосным и надуманным. Притянули мефистофельскую тему и тему покаяния. Но общего положительного впечатления он не испортил.
Шла с большой опаской, поскольку где-то не далее года назад пыталась посмотреть эту вещь в Электротеатре Станиславский. Там не выдержала режиссерского видения и ушла после первого акта. Во МХАТе трехчасовое представление пролетело незаметно.

catspirit 30 марта 2019, 10:18

Сам Булгаков когда-то определял жанр этой пьесы как "трагическую буффонаду, в которой в форме масок показан ряд дельцов нэпманского пошиба в наши дни в Москве». И кто бы мог подумать, что это так очаровательно будет смотреться в том же городе почти 100 лет спустя.

Конечно, сейчас пьеса уже не выглядит сатирой, скорее эдаким забавным уютным ретро-спектаклем с почти незаметной булгаковской чертовщинкой. Но какие в нем типажи! И как же классно их играют!!!

Скажем, аристократ Обольянинов - ну просто до мозга костей аристократ. Осанка, походка, манера вести беседу. Что не мешает ему быть при необходимости трогательно беспомощным, а также наслаждаться прикупленым у китайцев кокаином. Но кто тогда не? Кстати, о китайцах. Китайцы уморительны, местами почти до гротеска, но таки в него не переходя.

Основной сюжет крутится, как известно, вокруг очаровательной дамы - Зои Денисовны, которая мне почему-то очень напоминала Ольгу из Мариенгофовских "Циников":
— А как вы думаете, Владимир…
Она взглянула в зеркало.
— …может случиться, что в Москве нельзя будет достать французской краски для губ?
Она взяла со столика золотой герленовский карандашик:
— Как же тогда жить?

Зоя Денисовна создала у себя в квартире настоящий оазис мирной старой жизни, эдакую дверь в прошлое (пусть и не очень моральное, зато уютное), обеспечивающую ей приличный доход, и заодно - довольно приятное существование в суматошной атмосфере всеобщего уплотнения и деления. Впрочем, сама она с оптимизмом смотрит в будущее - Париж так и маячит на горизонте (и там точно есть герленовские карандашики). Великолепно сыгранная роль шикарной женщины, которая остается таковой вне зависимости от обстоятельств.

Если прекрасный Обольянинов - скорее милая декорация в стиле изящного манто, то другой приятель Зои - Аметистов - турбодвигатель ее проекта. О, это настоящий Великий Комбинатор (кстати, вроде как именно Аметистов послужил прототипом Остапа Бендера), способный обоять, уговорить, заморочить, увлечь и запутать любого, невзирая на звания и погоны. И достичь-таки своего (будущий Коровьев?)

Не могу также не отметить Манюшку. Типичная русская красавица - с длинной косой, заманчивыми формами и не лезущая за словом в карман. Мечта китайцев - еще бы, такая прекрасная большая женщина! И еще одна замечательная роль.

В общем, как вы поняли, здесь определенно есть на кого посмотреть. С плюсами все ясно. Немного о минусах. Собственно, характеристика Булгакова, как я понимаю, посмотрев спектакль, самая точная. Напомню: трагическая буффонада, в которой в форме масок показан ряд дельцов нэпманского пошиба в наши дни в Москве. И действительно, пьеса по сути - это серия портретов. Несомненно талантливая (причем, как в источнике, так и в исполнении актеров МХАТа), но именно что серия. Галерея. Сюжета, как такового, в пьесе практически нет. И если в первом действии это незаметно на фоне интересной игры, то во втором подсознательно ждешь некоторой развязки, а она.. ну прямо скажем слабовата. Но это претензия к Михаилу Афанасьевичу.

В целом, для меня это был очень мхатовский спектакль. Очень мхатовский - это значит, что сначала ты с любопытством изучаешь приятно реалистичные декорации, а затем с гурманским наслаждением наблюдаешь за гармонично вписанными в пространство сцены прекрасными актерскими работами. Пожалуй, это то, ради чего я и хожу в театр. Когда из поворота головы, удачной паузы, пожатия плечами, правильно выбранной интонации складывается живописнейший образ, изучать который страшно интересно. Вообще, наверное, приятно играть обаятельных мерзавцев, по-крайней мере мне казалось, что актеры получают от происходящего не меньше удовольствия, чем зрители.

Кстати, знаете, как Булгаков назвал тех дам, которые нынче именуются "девушки с пониженной социальной ответственностью"? Он был более лаконичен - "безответственные дамы". Ну разве не прелесть?

Мы получили огромное удовольствие, и я искренне рекомендую этот спектакль всем, кто любит Булгакова и хорошую актерскую игру.

Elena 17 февраля 2019, 06:26

13 февраля я побывала в практически незнакомом для себя театре. Неожиданно незнакомым для меня оказался один из известнейших московских театров - МХАТ им Горького :) Причем попала сразу на премьеру этого сезона - спектакль "Зойкина квартира" . Постановка Т.В.Дорониной еще 1989 года, а в этом сезоне спектакль восстановлен, и режиссеры по восстановлению: Валентин Клементьев и Михаил Кабанов.
Сразу скажу - спектакль очень понравился!
С одной стороны, вполне классическая, "спокойная" постановка, без попыток режиссера "самовыразиться" любой ценой. С другой - увлекательно, ярко, узнаваемо. Такой... настоящий театр, "в лучших традициях" (ну как я их себе представляю, по крайней мере).

Причем в тот день было аж два ввода на роль - впервые сыграли Тимофей Ивашина (Аместистов, администратор) и Роман Титов (Швея). Что примечательно, я обоих их отметила еще во время спектакля.
Аметистов был просто восхитительный - вот то самое, что должно было быть! Такой плут, такой живчик, такой махинатор! :))) Само очарование, право же. Браво!
А вот с Швеей вышла незадача - со своего места я вроде как видела, что Швея у нас не особо похожа на женщину, но это настолько не вязалось со всей концепцией постановки и моими представлениями о театре, что я полезла в программку прямо во время действия. Там на Швею записаны две актрисы, фамилии явно женские... В общем, недоумевала я до тех пор, пока не дали свет и я не рассмотрела приписанную карандашом фамилию "Титов" :)
Нет, к актеру претензий никаких - Швея из образа не выходит, "хи-хи" зала срывает. Но зачем ввод именно мужчины здесь - не постигаю. В общем случае я как раз не против подобного (иначе бы к Виктюку в театр не ходила :)) ), но все же должно как-то увязываться со спектаклем в целом... В общем, этот ход театра я не поняла, право. Впрочем, роль настолько незначительна в масштабах спектакля, что общего впечатления "традиционности" не ломает.

Но вернемся к спектаклю :)
Зоя Денисовна Пельц в исполнении Л.Голубиной шикарна.
Совершенно прекрасны Гусь-Хрустальный - М.Кабанов и бывший граф - В.Клементьев. Оба невероятно хороши, каждый по-своему.
Бывший граф такой граф... кокаинщик, аристократ, чудо какое-то :) Гусь же... тоже хорош! "Гусь тоскует" (с) - прекрасно! :)))
Мощный образ у Манюшки (И.Архипова). Такая настоящая русская женщина! Прямо таки лучится красотой, силой, здоровьем, хорошим таким весельем.

Одним словом, спектакль всячески советую. Только будьте осторожны: на сайте указано "продолжительность 3 часа", в программке вообще нет этой информации... А наш спектакль закончился в половину одиннадцатого! Т.е. это три часа действия плюс время антракта. Рассчитывайте свое время правильно! :)

Татьяна 15 февраля 2019, 11:19

Люблю Булгакова, но вот "Зойкину квартиру" не читала и никогда не видела спектаклей по этой пьесе. Так что шла посмотреть в том числе и с ознакомительной точки зрения. Заполнить пробел в образовании.
Зарисовки из жизни москвичей времён НЭПа.
Пьеса очень "театральная" - яркие персонажи - просто раздолье для актёров. Столкновение разных миров на одних квадратных метрах: востока и запада, графов и пролетариев, советской постреволюционной реальности и мечт о Франции. И хоть пьеса сатирическая, но честно, грустно... Счастливых нет и не предвидится. Уж даже хотя б за Гуся порадоваться - уж он-то в шоколаде должен быть! Угу... Вроде бы сатира, штрижки портретов-судеб, а ты понимаешь, что в раздрае находились все.. Кто друг, кто враг? А душа просит любви и близкого человека в любые времена, а мечты у всех, но достижимы ли они? И что ты готов сделать? Продаться? За взятку, за чаевые, за огромную зарплату? У всех есть цена...
Все образы объёмные - нет ни яркоотрицательных, ни яркополжительных... Недостатков у всех предостаточно, но и положительное тоже есть!
Даже эпизоды яркие! Одна мужеподобная модистка с утюгом, приляпывающая на утончённых клиенток бантики, чего стоит!
А ещё ж и красивые музыкальные моменты! Очень атмосферно!

Зоя Денисовна Пельц - Лариса Голубина.В этом образе очаровала! Эффектная и остроумная женщина. Умеет крутиться в любых условиях. Как вышколена, что отвечать управдому, Манюшка! Комар носа не подточит! Но не всегда можно всё просчитать... У меня есть знакомая Зоя, так она своё имя расшифровывала "Змея особо ядовитая", ну, змеёй эту Зою тоже называли :-)))
При всей её яркости и деловитости трогательны отношения с Обольяниновым.
Обольянинов - Валентин Клементьев. Граф-наркоман. Кокаинщик чистейший, но при этом и граф до кончиков ногтей! Столько достоинства! "Бывшая курица"... "Потом, когда изменится ситуация, я пришлю вам секундантов" - беря чаевые за игру на фортепиано. И эта ещё более сверкает и разделяет бездну между ним и Гусем, который вообще не понимает, что имелось в виду, и отвечает: "И им дам!" (имеется в виду денег, так как он одаривает всех, кто организовал такой прекрасный вечер в Зойкиной квартире). Пропасть между двумя мирами.
Аметистов - Тимофей Ивашина. Дебют в это роли, между прочим! И дебют прекрасный! Яркий плут и мошенник! Но плут обаятельный! Даже по-моему Оьольянинов восхитился его игрой, хоть панибратство Аметистова Павла Фёдоровича и раздражает!
Манюшка - Ирина Архипова. Огонь-баба! Озорная красавица. Кружит китайцам головы! Очаровательнейший образ! И стать русская! Бесподобны её фразочки, а также демонстрация платья!
Гусь-Хрустальный - Михаил Кабанов. Вот тут точно можно было б с сатирой развернуться - один образ чего стоит (Лев Давыдович? Не узнаю вас в гриме :-))))) ). Но обычный человек, даже в общем-то деньги его не превратили в хама. Да, Обольянинов находил, где оскорбиться, но со стороны Гусь-Хрустального намерения оскорбить не было. Есть в нём что-то от купца, который сорит деньгами, когда удачную сделку провернул. Так ещё и влюблён! Неоднозначный образ вышел. Очень интересный, хоть и довольно неброский по сравнению с другими персонажами. Броско его положение.
Алла Вадимовна - Татьяна Шалковская. Аристократка-артистократка! Но всё покупается...
Забавны и колоритны китайцы в исполнении Андрея Айсина и Антона Наумова.

inessa 6 февраля 2019, 01:03

Спектакль «Зойкина квартира» во МХАТ им. М. Горького – образец постановки по раннему творчеству М.Булгакова. В «Зойкиной квартире» описываются 1920-е г., период НЭПа, когда бывшие богачи после революции пытаются примириться с новыми порядками и выжить в непривычных условиях. Впрочем – нет, не выжить они хотят, а жить припеваючи, как раньше. На этом и строится весь сюжет.

«Зойкина квартира» стала одним из первых режиссерских опытов Татьяны Дорониной в качестве художественного руководителя МХАТа. Она же играла главную роль в 1989 г. Сейчас спектакль восстановлен благодаря народным артистам России В.Клементьеву и М.Кабанову.
Главную роль играет И.Фадина. Она – прекрасная Зоя Пельц: хитрая, ловкая, обольстительная когда нужно. Ей пригодится смекалка, когда власти решат «уплотнить» дамочку, которая в столь сложное время живет с горничной в шестикомнатной квартире на Садовом. Тогда она выторговывает себе разрешение открыть в квартире швейную мастерскую. На самом деле – это вовсе не мастерская, а дом свиданий.

А компания в Зойкиной квартире собралась хоть куда… Ни одного положительного персонажа, зато все такие колоритные. Любовник Зои – бывший дворянин Обольянинов (В.Клементьев), наркоман-морфинист, но какая у него интересная специфическая манера речи. Обольянинов никак не может «постичь» новых порядков, привыкнуть к новой жизни. Молодой еще мужчина (по сюжету), он «закостенел» в воспоминаниях о дореволюционном времени. Вызвать на дуэль того, кто даст тебе на чай, когда ты сам – пианист в борделе, это просто нелепо.

Аметистов (С.Габриэлян) – кузен Зои, настоящий жулик и проходимец, который шантажом выпрашивает у нее должность администратора борделя. Пронырливый, обходительный подхалим, когда ему нужно. Также у Зои служит горничная Манюшка (И.Архипова) – глуповатая девушка, которая никак не может разобраться в своих отношениях с китайцами. Китайцев двое – Газолин и Херувим (А.Наумов), поставщики морфия и бывшие бандиты.

Главный посетитель борделя – богач по фамилии Гусь-Хрустальный (М.Наумов), который хочет забыть свою большую любовь. Среди девушек борделя выделяется Алла Вадимовна (Т.Шалковская) – утонченная и возвышенная, дворянка, она идет работать к Зое, чтобы та простила ей долг за наряды и поднакопить денег на поездку в Париж к жениху. Скажу сразу, что именно ее героиню я не совсем поняла, мне чего-то не хватило для объяснения поступков этой странноватой молодой женщины.

Булгаков написал истинный сатирический фарс, тут и забавные фамилии (Аллилуйя, Гусь-Ремонтный (заменен на Гусь-Хрустальный), и множество смешных ситуаций. А в спектакле мне показались излишними сцены с некоей «тайной канцелярией», которая давно следила за обитателями квартиры и собирала на всех досье, они немного затягивают действие. Зато порадовал такой типично булгаковский налет мистицизма: кто это мифическое лицо, которое прописано в закрытой комнате квартиры? Где он? И почему так внезапно появляется в конце?

В целом, спектакль понравился, рекомендую для ознакомления с произведением Булгакова.

Ия 27 декабря 2018, 05:05

В «Зойкиной квартире»  МХАТа им.Горького
Тепло, уютно, темно и красиво.
Смешно и грустно.
Есть рояль на сцене. И безответственные дамы.
К ним каждый вечер бегают ответственные лица
Мужского пола
Хозяйка Зоя Пельц мечтает съехать заграницу.
За эту пьесу в свое время заступился  Сталин.
Это была вводная песня нашего хора (зрителей) к сатирической комедии господина Булгакова М.А.
Пьеса, которая при первой? постановке в театре Вахтангова, разрешенной официально, кормила  театр какое-то время. Хотя цензура и  исключила из текста что-то, например
частушку, исполняемую Мёртвым телом:
 «Пароход идет прямо к пристани, будем рыб кормить коммунистами».
Ну совсем дерзостно, действительно. «Да он властей не признает»
Привлекателен факт, что такая квартира была в Москве, и фунционировала именно таким образом, даже адрес ее известен, и хозяйку звали Зоя.
В  весьма конспиративной квартире это предприимчивой нэпманши, замаскированной под ателье, помимо начальников, имена которых никто не запомнил и не запечатлел, разумеется, кроме ехидного автора пьесы, тоже посещавшего веселый салон, проводили время  Есенин,  Маяковский,  Мариенгоф,  Шаляпин и другие люди.
А теперь и нам на это можно посмотреть.
Вот например, обаятельный, ловкий и совершенно бессовестный мошенник Аметистов, брат хозяйки. Играет Сергей Габриэлян. С блеском.
Или бывший граф, Обольянинов, не слишком старый, подлинный аристократ. Безупречные манеры, саркастический голос, уверенная речь, прямая спина. Этот иждивенец – бриллиант чистой воды. Клементьев Валентин как Обольянинов в своей стихии.
Высокое начальство нового поколения, с фамилией Гусь (ну не Хрустальный, а самом деле), освоил и средства нового советского государства, и манеру развлекаться по старому образцу.
Но в любви у него неудача. Любовница и звезда его сердца Алла Вадимовна, берет только денежки у Гуся, а копит их на «жениха» в Париже, продавая и покупая. Продается  в ателье тело великолепной и незабываемой Аллы Вадимовны (для любителей замороженных дневных красавиц), покупаются парижские наряды (паковать продаваемое тело нужно модно и эффектно) там же. Шалковская Татьяна очень искусственна в этой роли. Разговаривает будто у стоматолога в кресле лежит, с короткими подвываниями. Двигается под музыку без попыток соблазнять, будто медуза в переполненном аквариуме, вольготно выглядит только когда лежит, будто со смены пришла, отработав на заводе, и все – лучше не трогать.

Зоя Пельц – Фадина Ирина – очень понравилась. Такая искренняя в своем умении жить, красивая, яркая, эмоциональная, высокомерная. В общем, захотелось тоже к ней в гости.
Хотя уже сижу ведь, и на безопасном расстоянии.
Весело в этой квартире и среди прислуги. Горничная Манюшка (Архипова Ирина) такая радостная, услужливая, крупная и проворная. Улыбка, коса – все хорошо. Но влекома к китайцам. Русские девушки любят что-то эдакое. Турки-египтяне, во времена НЭПа – китайцы, видимо. Газолин – Айсин Андрей и Херувим – Антон Наумов – китайцы совершенно преступные. Нельзя было Зое Денисовне их в дом пускать, пусть даже юбки гладить модельщицам. Но нужен морфий для графа. Любовь погубила Зою Пельц, стало быть.
И еще советских мелких чиновников – взяточников прокатили. Председатель домкома Аллилуйя – Оя Артемий- ну просто вечный тип. Все таких видели и в наши времена.

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 8)

Читайте про другие
события

Другие спектакли / драма