Отзывы о "Мастер и Маргарита"

Оценка редакции
М Годлевская 30 марта, 07:24

“Все будет правильно, на этом построен мир”
© М.А. Булгаков, "Мастер и Маргарита"

Посмотреть спектакль "Мастер и Маргарита" в Театр на Юго-Западе было давней моей мечтой. А что нужно делать с мечтами? Воплощать их! Правда, когда идешь на постановку по одной из любимых книг, всегда очень волнительно, ведь в голове уже есть устоявшиеся образы. Но если речь о любимом театре, то волнение сменяется предвкушением. Посмотреть на игру любимых актеров мне повезло на сцене театра "Русская песня". Кто был в Театре на Юго-западе, знает, что у них камерный театр и небольшая уютная сцена со зрительным залом всего в несколько рядов. Но постановка разрослась подобно дереву, чьим корням дали пространство для роста. Грандиозно!

Поставить на театральной сцене мистическое произведение сложно, но режиссеру-постановщику Валерию Беляковичу удивительным образом удалось переносить зрителей из Москвы годов 30-х годов в Ершалаим и обратно без нагромождения декораций. Художник по свету Вячеслав Климов создавал на сцене невероятные картины, будоражащие воображение и создающие впечатление мистических трансформаций пространства. Сцена то погружалась во мрак, который прорезал яркий белый луч, то заливалась кроваво-красным светом, то озарялась молниями, то мерцала бушующими вспышками в безумии сатанинской вакханалии. Звуковое сопровождение благодаря Михаилу Короткову буквально сливалось с картинкой. А с помощью семи металлических листов, развешенных по сцене, актеры в нужное время создавали шумовой эффект - объемным звуком разлетающиеся по всему залу раскаты грома, удары гонга, звуки барабанов.

Один эпизод плавно сменяется другим, не позволяя зрителю выдохнуть и держа его в напряжении на протяжении всего спектакля. Происходит полное погружение в происходящее на сцене, не замечаешь, как становишься не наблюдателем, а персонажем этой мистической истории. В том числе этому способствует и элемент иммерсива, присутствующий в спектакле. "Обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…", - говорит Воланд, обращаясь к залу, где уже зажгли неяркий свет. Сеанс черной магии тоже был обращен к залу, да так искусно, что я практически поверила и готова была выйти на примерку нового образа. Но будьте осторожны, ведь это лишь изобличение человеческих пороков, и все переодевшиеся в модные наряды скоро лишаются их и вынуждены добираться до дома в неглиже. Я про постановку, конечно, но ощущение того, что реальность перемешалась с вымыслом, действительно ощущается.

Хорошо подобранные костюмы, над которыми работал Валерий Белякович, подчеркивают хара́ктерные образы героев спектакля, в то же время не превращая мистику в фантастику, а сам актерский состав великолепен. В роли Маргариты сыграла Карина Дымонт, нежная, сильная, чувственная, а в роли Воланда - Антон Багиров, опасный и притягательный, ох какой у него хищный взгляд! Александр Шатохин исполнил роль Коровьева, неподражаемый Михаил Белякович сыграл Азазелло, а бесподобный Андрей Санников - Варенуху, - они великолепны в любых постановках Театра. Очень понравился Максим Лакомкин в роли Мастера, очень тронул. Отдельно хочется отметить Алексея Матошина в роли Иешуа, до слез. А сыгравшей вампиршу Геллу красавице Любови Ярлыковой мне хочется посочувствовать - не представляю, как она перемещалась по сцене в такой обуви на протяжении нескольких часов, хотя образ, конечно, как сейчас выражаются - огонь! Да что говорить, все были великолепны, иначе и быть не могло.

Так спектакль, которому в этом году исполнится 31 год, продолжает оставаться одним из любимых у зрителей, а также одной из самых удачных постановок по "Мастеру и Маргарите", и я могу смело рекомендовать его к просмотру. Несмотря на немалую продолжительность, спектакль настолько вовлекает, что время проходит незаметно, да и произведение само по себе из тех, что невозможно сделать короче. Единственное чего не хватило - это микрофонов, ибо такой зал все же предполагает их использование. Театр на Юго-Западе восхищает меня каждой постановкой, и еще одной моей мечтой является их новый спектакль "Анна Каренина". И какой бы ни была сцена, этот театр имеет колоссальный размах, потому что там чудесный художественный руководитель и там играют удивительные актеры!

LTG111 9 февраля 2019, 04:11

Театральная жизнь Москвы очень разнообразна. С детства хожу в театр, прожила уже полжизни, но до сих пор не успела хотя бы по разу побывать в каждом московском театре! А ведь каждый год в каждом из театров еще и премьеры! Как тут не растеряться?
В начале прошлого театрального сезона состоялась премьера театрального мобильного приложения «Суфлёр». И уже целый год оно остаётся постоянно используемым помощником каждого театрала и тех, кто только начинает ходить в театр. «Суфлёр» – это рекомендательный сервис и навигатор по спектаклям драматических и музыкальных театров Москвы. Приложение бесплатное и доступно для скачивания как в AppStore, так и для Android.
И вот я тоже решила попробовать «Суфлёр». Скачала, зарегистрировалась, оценила на «отлично» несколько уже виденных и любимых мною спектаклей различных театров (чем больше просмотренных спектаклей вы оцените, тем лучше «Суфлёр» угадает, что вам порекомендовать). В итоге я получила рекомендацию на десяток еще не виденных мною спектаклей. И надо сказать, что «Суфлёр» полностью угадал мой вкус – все десять спектаклей я бы действительно с удовольствием посмотрела!
И одним из первых в рекомендации был спектакль «Мастер и Маргарита» в Театре на Юго-Западе, на который я уже много лет мечтаю попасть! Так что «Суфлёр» на 100% угадал мой вкус!
Важно:
Кроме рекомендаций «Суфлёр» может стать вашим навигатором в новостях театральной жизни, он напомнит о премьерах, даст информацию по актерам и режиссерам.
Через приложение «Суфлёр» можно купить билеты в театр. И что важно, есть информация о старте продаж на особо востребованные постановки.
Также в приложении есть скидки и розыгрыши билетов в подарок.
В общем, очень рекомендую попробовать это замечательное приложение! Выкладывайте свои отзывы под хештегами #Суфлёррекомендует и #Увидимсяв_театре !

А теперь - собственно про спектакль «Мастер и Маргарита» в Театре на Юго-Западе. «Мастер и Маргарита» - один из самых любимых мною романов. И он уже не раз экранизирован. Но в каждой из экранизаций чего-то не хватает. Не создаётся ощущения чуда, которое лично для меня случилось в экранизации Питером Джексоном «Властелина колец» - когда я смотрела эту экранизацию, мне казалось, что режиссёр каким-то чудесным образом подглядел то, что творилась в моей голове, когда я читала роман.
И вот я пришла в Театр на Юго-Западе, заняла своё место в зрительном зале, свет погас, и с первой сцены случилось чудо – я оказалась внутри гениального романа Булгакова! Это настоящая магия, ведь в спектакле совсем нет декораций, только свет, музыка и гениальные актёры. А тем не менее, происходящее на сцене практически полностью совпало с картинками, которые возникали в моей голове при чтении романа.
Ожил таинственный, пугающий и одновременно притягивающий Воланд – Олег Леушин просто очаровал с самой первой сцены! Ожила хулиганская свита Воланда – я именно такими и представляла всех четверых! Особенно шикарна Гелла, Любовь Воропаева – настоящая женщина-вамп!
Ожил наивный и страстный Иван Бездомный – Денис Нагретдинов не раз заставил зал хохотать, а в финальной сцене напротив, навернулись слёзы.
А каковы Понтий Пилат и Левий Матвей! Алексей Ванин и Максим Лакомкин создали иллюзию переноса зрительного зала на две тысячи лет назад, только обувь на ногах актёров и позволяла сознавать, что мы всё еще в современной Москве, а не в Иудее начала нашей эры.
Огромное спасибо режиссёру Валерию Беляковичу и актёрам! Я смеялась так, как в самый первый раз, когда еще в юности читала роман. Я уже и позабыла с тех пор, что он не только философский и серьёзный, но и смешной до слёз! Чрезвычайно развеселили злоключения Стёпы Лиходеева (Максим Лакомкин) и Варенухи (Андрей Санников). Это просто чистое наслаждение!
Странно, но даже Мастера и Маргариту я представляла себе совсем такими, как Евгений Бакалов и Карина Дымонт! Карина Дымонт как будто специально создана для этой роли, мне всегда виделось в ней что-то ведьминское.
И даже бал Сатаны совсем не разочаровал, хотя казалось бы, эту главу романа и вовсе нереально воссоздать на сцене! Актёры – просто молодцы, не боятся в таком малюсеньком зале выходить на сцену полуодетыми, на грани фола.
Просто потрясающий спектакль! Один из немногих, на которые я бы с радостью пошла еще и еще раз!

Катерина Мелимук 3 мая 2018, 06:00

В рамках все того же плана «посмотреть все спектакли в театре на Юго-западе», рискуя снова расстроиться от обращения с великим, я пошла на спектакль.
Пугало все. Продолжительность спектакля - 215 минут. Но я однажды попала РАМТ на «берег утопии», а спектакль шёл часов 6. Так что 215 минут - ребячество. Волновалась за Маргариту, Воланда, антураж и огромное кол-во ключевых сцен, которые на мой вкус нельзя убрать и впихнуть невпихуемое в хронометраж.
Мистический роман случился. Все ниточки были натянуты и связаны. Все было цельно и на одном дыхании. На сцене творилась магия. От сеанса магии с разоблачением у меня даже трофей остался в виде 30 рублей старого советского образца))
Потрясающая актерская игра. Я каждый раз удивляюсь, глядя с интимной близости на актёров, как они это делают. Там вообще нет Игры. Настолько все по-настоящему.. традиционно всей труппе браво, а брависсимо - Ванину Сергею за Понтия Пилата, Леушину Олегу за Воланда, Карине Дымонт за Маргариту. И Ярлыковой Любови за Геллу. Слов и Игры ей досталось немного, но внимание всего зала приковывала каждым своим появлением. Отсутсвие декораций в спектакле вполне компенсировали ягодицы Геллы. Эффектно, дерзко и уместно.
Не было любимой мной сцены в «нехорошей квартире» и ещё многого, но я легко поняла и простила. Возможно, просто потому что я люблю этот театр, но это не точно.
Второе действие избыточно шумное, это если придираться. И Мастер не герой моего романа, увы. А вообще в целом моя довольна.

tomasina 6 апреля 2018, 04:41

Наконец-то удалось посмотреть "Мастера и Маргариту" в теперь уже точно можно сказать, что любимом Театре на Юго-Западе. Один из наиболее трудных для театральных подмостков романов, и один из излюбленных для постановок и экранизаций. Роман, который кто-то ругает, а кто-то считает седьмым доказательством. Роман, через который многие в моем поколении приходили к вере. Культовый и знаковый для многих в моем поколении. Тем интереснее было посмотреть, как справится очень камерный и отнюдь не высокобюджетный театр с такой постановкой.

Что меня покорило на Юго-Западе с первого же спектакля — это свет. Минимум декораций, и совершенно волшебная светопись. Все декорации — это огромные металлические листы-гонги, да зеркала за сценой, тем удивительнее, как актерам и светорежиссеру удается менять пространство. Пятое измерение, не иначе)

Воланд и свита на мой вкус — точнейшее попадание в образы. Лучше представить себе сложно. В Коровьеве угадывалось очень многое от Абдулова. Остальные, пожалуй, превзошли все киношные экранизации, все именно так, как представлялось при чтении.

Невозможно не отметить Варенуху, Санников теперь в числе любимых актеров театра) Как успевал преображаться из Пилата в доктора Стравинского и обратно, а главное — перенастраиваться внутренне, Ванин — это отдельная загадка.

Очень боялась за Маргариту — но то ли Карина Дымонт и вправду попала в мое видение героини, то ли после совершенно ужасной в этой роли Вертинской любая Марго хороша, неожиданно мне понравилась. Хороший замес из страсти, самоотверженности и некоторой доли легкомыслия. Несколько стерта ее роль на балу, но сам бал получился настолько громкий, что вся свита на нем смотрелась, мягко скажем, тускловатой.

А вот кого совсем не восприняла — так это Мастера. То ли слишком возрастной (хотя и Галибин у Бортко далеко не мальчик, тоже не особо вписывается в рамки 38-40), то ли не хватило какой-то нервности и усталости, или даже утонченности.... Да, может, просто не "темноволосый с острым носом", нет ни сумасшедшинки, ни небритости... В-общем, не мой совершенно Мастер. И в любовную линию абсолютно "не верю", не было никакой "химии" между героями. Зато близость по возрасту и типажу к Пилату, с перехваченными и продолжаемыми монологами вкупе, напомнили лишний раз, что у Булгакова Мастер пишет роман именно о Пилате (в экранизациях внимание на себя оттягивал Иешуа, Пилат зачастую оставался в тени). Так что, и такая трактовка наверное тоже вполне имеет право на существование.

Еще из чудесных открытий — добралась наконец до самых глубин подземелья, открыла для себя прекрасное арт-кафе, которое работает перед началом представлений и в антракте (ежели таковые случаются). Вкусный кофе, чудесная живая музыка, да и цены гуманны вполне... В общем, советую приходить на спектакли чуть заранее, оно того стоит)

Галина 27 марта 2018, 05:59

Писать о "Мастере и Маргарите" - занятие совершенно безнадежное. Кто читал, сам для себя сделал свои выводы, кто не читал, тот все равно вряд ли поймет, о чем речь. Ну если только для тех, кто прочел половину книги )). Да-да, есть и такие, вчера перед входом в зрительный зал случайно услышала, как одна девушка говорила другой, что смотрела сериал и вот, прочла половину книги. На меня это произвело неизгладимое впечатление, учитывая то, что они таки пришли в театр. Ладно, это я тяну время, пытаясь найти слова о спектакле. При всем богатстве русского языка мне его запасов категорически не хватает, когда я берусь писать о спектаклях театра на Юго-Западе, тем более таких, как "Мастер и Маргарита".
Смотрела я его второй раз, но первый был так давно, что впечатления вчера снова были с чистого листа. Сильные, должна сказать, впечатления. Особенно от первого действия. Для меня во вчерашнем спектакле, как ни странно, главным героем был Иван Бездомный в замечательном исполнении Дениса Нагретдинова.
Невероятно украсили спектакль и такие эпизодические персонажи, как Михаил Берлиоз (Константин Курочкин так сыграл эту роль, что с трудом написала слово "эпизодическая роль", но ведь этот так), Варенуха (Андрей Санников вообще вчера жёг не по-детски) и Степа Лиходеев в виртуозном исполнении Максима Лакомкина.
Очень понравились массовые сцены с участием "народа", просто блеск. Как быстро актеры, в том числе занятые в серьезных ролях в этом спектакле, перевоплощались в эту массу!
Но лучшим, на мой взгляд, вчера был Алексей Ванин. Столь разные его персонажи, Понтий Пилат и доктор Стравинский, были сыграны одинаково блестяще. Браво! Браво! Браво!
А вот Маргарита в исполнении Карины Дымонт - не моя. Вот нет никаких конкретных претензий, просто не верила в ее любовь и в ее королевскую кровь тоже.
Возможно, поэтому и бал у Сатаны меня тоже не так сильно впечатлил, как мог бы. Сатана у Олега Леушина изыскан и умен, и мне кажется, бал, несмотря на всю эту нечисть в гостях, у такого Сатаны должен был быть более светским, что ли. А тут просто много шума и мельтешения, Маргарита вообще в нем потерялась. Как, впрочем, и Сатана со своей свитой.
Мне вообще во втором действии хотелось приглушить немного звук. В первом он был абсолютно уместным, а во втором - слишком много грохота. Хотя эти металлические листы, из которых, собственно, состоят все декорации, мне понравились, очень впечатляет. Вместе с фирменным светом театра они абсолютно достаточно создают нужное пространство: и дворец Ирода, и сумасшедший дом, и помещение, где проходит бал. Все это завораживает, затягивает, ты уносишься этим вихрем и погружаешься в пространство спектакля, забывая о реальности. А это ли не чудо театра! Прекрасный спектакль! И лишние слова тут будут лишними, просто идите и смотрите, и уверена - Вы не пожалеете.

И отдельные слова благодарности персоналу театра. Как же они все доброжелательны, как это важно для театра! Такая, например, деталь: вчера перед спектаклем капельдинер предупреждала всех, что первое действие идет два часа 10 минут, и что туалет там-то, не забудьте посетить после работы-то и перед таким длинным действием. Вот так, забота о людях!

Елена Шмырева 25 марта 2018, 11:44

Включено ли сейчас творчество Булгакова в школьный курс литературы, не уверена. Но однозначно, что большинство выпускников знакомы с его произведениями. Я же заканчивала школу в те времена, когда имя Михаила Афанасьевича совершенно не афишировалось. Даже знаменитые фильмы "Иван Васильевич меняет профессию" и "Бег" не слишком рекламировали сценарный первоисточник. Но с тех пор много воды утекло, и отношение к литературному наследию Булгакова сильно изменилось. Его издают, экранизируют, ставят. И самым популярным по постановкам стал его роман "Мастер и Маргарита". Только в Москве на данный момент идет не менее пяти версий этого произведения. Мне хочется верить, что попала на лучшую.
От давнего состояния "ничего не знали", мы теперь перешли к состоянию "помню, почти дословно", и наверно потому, бесконечно радует бережное отношение к тексту, проявленное режиссером Валерием Беляковичем при переносе романа на сцену. С яркими и эффектными актерами Юго-Запада действие превращается в настоящую магию. Все пропитано духом чертовщины и мистификации.
Можно долго перечислять каждого, кто занят в этой удивительной постановке. Но как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Роскошный и мощный спектакль в духе произведения. И сцена бала совершенно демоническая! Большая удача, не расставаясь с жизнью, побывать на таком балу.

светлана 22 февраля 2018, 11:23

Театр на Юго-Западе один из любимейших мной театров. Побывав в первый раз на "Дракуле" я была настолько впечатлена, что теперь мне хочется посещать его снова и снова. Этот театр пленил меня своей атмосферой, игрой актеров, музыкальным сопровождением. Очень любопытно было посмотреть спектакль по одному из любимейших, и такому неоднозначному произведению, "Мастер и Маргарита" М.А.Булгакова.
Спектакль идет более трех часов, с одним антрактом. Но время пролетает совсем незаметно. Очень хорошо сыграна линия Иешуа Ганоцри, в которую честно говоря, я не особо вникала, читая книгу. В постановке все логично и понятно, очень хорошо показан прокуратор Иудеи Понтий Пилат, сыгранный Ваниным А.С. Он действительно прокуратор, жестокий и в тоже время очень одинокий и пытающийся помочь Иешуа. Его метания и сомнения сыграны великолепно.
Конечно, самыми запоминающимися являются Воланд и его свита. Воланд, сыгранный О.Н.Леушиным, именно тот, которого я представляла, читая книгу. Он ироничен, могуществен, умен и велик. "Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо". Эту фразу произносит Воланд, и ему веришь на все 100%.
Коровьев, в исполнении Шатохина А.А., также интересен и прекрасен. Отличный грим и костюм дополняют образ. Опять 100% попадание в книжный образ, по моему мнению. И, превосходный Азазелло, по книге я не очень хорошо помню его описание, но в спектакле он очень гармоничен. А сцена когда он приглашает Маргариту на бал, одна из самых запоминающихся. Речь, произнесенная им настолько органична, что не удивительно что Маргарита принимает его приглашение. Гелла и Бегемот, тоже интересны и хороши. Но все таки они немного в тени прекрасных Коровьева и Азазелло, которые "правят бал".
Маргарита и Мастер, Бакалов Е.В. и К.Э. Дымонт, их история, на мой взгляд, в основном передана игрой Маргариты. Именно она страдала, ждала, верила и очень любила. Отличная сцена, когда она летела над городом и когда была королевой на балу.
Много эмоций оставил спектакль. Заставил о многом задуматься и даже пересмотреть взгляды на произведение, открыв его с новой стороны. После спектакля зрители вызывали аплодисментами актеров три раза. А мне очень захотелось отправиться с Воландом и его свитой по другим городам. Снова посмеяться над Массолитом и его членами, ужаснуться на балу у Воланда и восхититься величеством тьмы. Прекрасное произведение, замечательная игра актеров, прекрасные костюмы и музыка, все это и есть Театр на Юго-Западе.

Георгий Георгий 22 февраля 2018, 12:22

Давно хотел на этот спектакль, и вот :). Удалось поймать приглашение от блогерской группы moscultura. За это положен рассказ, но я и так бы рассказал, конечно.

"Мастер и Маргарита" появились в Театре на Юго-Западе в 1993 году. Спектакль был поставлен Валерием Беляковичем. Совершенно пустая сцена, только висят большие металлические листы, гибкие и гулкие, когда по ним ударяют. И между ними тихо проскальзывают или с громом проламываются выходящие на сцену актёры. Я сказал "пустая"? Нет, ведь на ней ещё свет, потрясающий свет спектаклей на Юго-Западе. И немножко дым... И вот это всё, гудящий металл, дым и свет с успехом заменяет и Москву двадцатых годов, и дворец Ирода Великого в Ершалаиме. Их даже не приходится додумывать, они представляются сами.
Очень хорошая и сильная игра. Иногда ты не согласен с ней, иногда кажется, что актёры зря кричат там, где надо шептать – но сильная и затягивающая. На диво поавшие в яблочко Пилат, Афраний и Гелла. Доходящие до грани – но не переходящие её – ужимки Коровьева. Неожиданно глубокий Берлиоз. Врущий по телефону Варенуха. Как будто не пытающийся быть приметным приметнейший Воланд. И двое – Маргарита и Мастер. Маргарита, меняющаяся от утончённой дамы до яростной ведьмы – и эта страсть ведь прорывалась в ней и до того, как она взяла в руки принесённую Азазеллой мазь. И Мастер, то тоскующий и беспокойный, то творящий свой Ершалаим, когда он тенью ходит в глубине сцены во время ершалаимских сцен – и вдруг перехватывает реплики героев и начинает говорить за них...
И ещё булгаковский текст. Тот самый, от автора, описывающий метания ли Ивана Бездомного по ночной Москве, полёт ли Маргариты, колоннады ли дворца. Кторый неминуемо должен был пропасть в спектакле – но не пропал, превратившись в монологи героев, рассказывающих про себя от третьего лица, и это не кажется ни странным, ни неуместным...

Но, конечно, превратить толстый роман в пусть даже трёх часовой спектакль, ничего не потеряв, невозможно. И даже в легендарной первой версии спектакля, которая, как говорят, длилась чуть ли не шесть часов (была ли она?), тоже бы не влезло всё. Поэтому пришлось сокращать. И тут решением было принято то, что не всё как-то ужмётся, а что-то пропадёт. Зато оставшееся можно не ужимать. Поэтому не ждите "нехорошей квартиры" с её посетителями – от неё осталось только изгнание в Ялту похмельного Лиходеева. Даже попытки ареста нет. Поэтому не будет московских похождений Коровьева и Бегемота (а Бегемота будет вообще мало). Поэтому пропадут иные сцены в Ершалаиме. От убийства Иуды останутся только приказ – и доклад, но сшиты они так, что их хватает. А спектакль несёт вперёд, и о том, что что-то не стало, спохватываешься только потом.
И единственное, что удалось не слишком – это великий бал. Но я ни разу не видел, чтобы он удался. Впрочем, это уже на мой вкус, кто-то может и не согласиться.

Спасибо!

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про другие
события

Статьи по теме

Другие спектакли / драма