Спектакль Косметика врага
Елена Груева, обозреватель журнала «Ваш Досуг», 12.03.05: Враг без косметики
Авторы премьеры, которая прошла на сцене Театра им. А.С. Пушкина и будет играться еще и в «Сатириконе», похоже, слишком увлеклись романом «Косметика врага» молодой бельгийской писательницу Амели Нотомб. Взяв расхожий сюжет о раздвоении личности, историю о том, как больная совесть создает в сознании человека некий жуткий фантом, ответственный за все его грехи и подавленные желания, Нотомб сконструировала роман-диалог, украсив его плодами своего просвещения: понемногу религии, психологии, философии. Ничего оригинального, зато приятно щекочет самолюбие читателя и зрителя, которые ведь тоже обо всем этом что-нибудь да слышали. Интрига проста: добропорядочный бизнесмен Жером Огюст так сильно любил свою жену, что не вынес этого чувства, внезапно убил ее, а потом начисто забыл о случившемся. Спустя 10 лет память неожиданно возвращается к нему под видом некоего Текстора Текселя, пренеприятнейшего типа, который в подробностях описывает совершенное Жеромом убийство. Нотомб задумывала детектив, в котором читатель лишь на последней странице должен понять, что Текстор – второе «я» Жерома».
Однако в спектакле почти сразу становится очевидным, что импозантный Жером (Роман Козак) и настырный Текстор (Константин Райкин) суть две ипостаси одного и того же человека. Они и одеты одинаково, и понимают друг друга с полуслова, и слишком уж бесцеремонны и откровенны для недавних знакомцев. В общем, загадка интриги ясна зрителю задолго до финала. Один только Жером продолжает упорствовать в своей слепоте.
Конечно, сыграно все прекрасно. Строгость и безукоризненное мастерство исполнения делают Текстора Текселя одной из лучших ролей Константина Райкина. Что касается Козака, то он вновь показал себя чутким и умным партнером. Но одним только актерским мастерством зритель сыт не будет. К тому же Козак с Райкиным явно не виртуозностью собирались поразить публику (этого у них и так не отнять). Они готовились заглянуть в бездны человеческой души. Странно, что выбор пал на поверхностную кокетку Нотомб, а не на Гофмана, Достоевского, Стивенсона или Олби. Наверное, создатели спектакля не хотели повторяться. Им был важен свежий взгляд, интересны современные реалии, новое для русской сцены имя автора. И, скорее всего, когда пройдет премьерное волнение, когда актеры почувствуют реакцию зрительного зала, незатейливый текст Нотомб станет лишь поводом для двух замечательных актеров сыграть свои переживания, страх собственных бездн и мужество их преодоления. Вот тогда-то «Косметика врага» станет настоящим хитом, причем сразу двух столичных театров.
Отзывы о «Косметика врага»
Читайте про другие
события
Актеры «Косметика врага»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.