Отзывы о "Свидетель обвинения"
Двадцать лет спустя…
Про спектакль мне было известно давно, и несколько раз у меня не получалось на него попасть. Поэтому предоставленной возможностью посетить спектакль по известной пьесе Агаты Кристи я воспользовалась с удовольствием. При этом сюжет мне был, в общем, известен, поэтому от спектакля я ожидала встречи с ярко прописанными персонажами и, возможно, погружения в атмосферу «доброй старой Англии». Также я предполагала, что буду с удовольствием предвкушать развязку. И одной из проблем оказалось, что это предвкушение растянулось на 3 с половиной часа. В антракте я попыталась проанализировать, что меня смущает. Актёры, казалось бы, точно соответствуют ролям. Атмосферу Англии воссоздавали некоторые детали: зонтики, висящие над сценой, красная телефонная будка, неожиданно появляющийся гвардеец в меховой шапке. Но… в программке была обнаружена информация: премьера состоялась в 2001 году. Думаю, что многие исполнители центральных ролей так их и играют в течение почти 20 лет. Конечно, мастерство актёров, особенно таких, как Игорь Ясулович (адвокат Сэр Уилфрид Робатс), способно преодолеть возрастные несоответствия, но оно не смогло победить впечатления некоторой усталости и архаичности. При этом видно, что молодые актёры (например, исполнители ролей обвинителя и инспектора) играют активно и с удовольствием. Но тут хочется отметить ещё один момент (неизвестно, идёт он от режиссёра или от желания актёров оживить старый спектакль): я представляю английский юмор как что-то сдержанное и тонкое. А на сцене в некоторых, вполне драматичных местах, увидела открытое комикование (в образах секретарши, полисмена, патологоанатома), необоснованное и какое-то утомительное повторение одних и тех же реплик. При этом, когда актёры играют именно то, что написано автором, а именно: яркие характеры и острые ситуации, то следишь за действием с неослабевающим интересом и понимаешь, что тут никаких специальных трюков и «гэгов» не требуется.
О хорошем: тем, кто смотрел сериал «Оттепель», запомнился персонаж, прекрасно сыгранный актёром Евгением Волоцким. Потом в прессе появилась информация о тяжёлой травме, полученной молодым актёром. Когда на поклонах исполнитель роли судьи остался сидеть в коляске, стало понятно, что это Евгений. Спасибо актёру и театру за продолжающееся творческое сотрудничество. И мужества Евгению Волоцкому!
Обычно всегда пишу комментарии сразу после просмотренного, так сказать по горячим следам. А тут как-то и писать сильно ничего не хотелось.
Я видела людей, которые восторгаются спектаклем, которые считают его чуть ли не одним из лучших в своём жанре. И я искренне не понимаю этих людей!
Второй раз в своей жизни я не смогла досидеть спектакль до конца, хотя, судя по всему, именно ради него и стоило сидеть и мое мнение мановением волшебной палочки должно было бы измениться.
Но тем не менее я не досидела. Есть лишь 2 вещи, которые мне понравились в спектакле - декорации и адвокат. Но даже последний смотрелся очень несуразно на фоне других присутствовавших актеров, которые на мой взгляд не пытались выложиться, а играли просто, чтобы отыграть своё время и уйти.
А я такое совсем не люблю, простите.
Милый спектакль. Как ни странно, но именно такие слова я смогла подобрать. Атмосфера старой доброй Англии в представлении русского человека. "Мэри Поппинс" с танцами с зонтиком, Холмс и Ватсон... Несколько гротескные персонажи, телефонные будки, дождь, разговоры о дожде, чай в 5 часов секунда-в-секунду. Английский детектив Агаты Кристи, сэр! Даром, что на "безобидной" фразе "зима скоро" раздался хохот в зале - поклонники "Игры престолов", чую, везде...
Но если честно, то по сути-то это чистейшая драма. До просмотра спектакля не читала книгу и не смотрела старый фильм с Марлен Дитрих и Чарльзом Лотоном (люблю обоих и фильм планировала к просмотру, но руки не доходили). Смотреть детектив, зная развязку - всё же не так интересно. Но для меня интрига сохранялась. Сейчас я уже знаю и концовку версии Кристи, и посмотрела фильм (и Дитрих, и Лотон прекрасны!) и понимаю, что тут аж три разных концовки! Агата Кристи написала одно, фильм сняли, существенно доработав, в спектакле выбрали третий финал. Идея в общем-то одна, но деталями различаются. Повесть оставляет загадку, фильм выдаёт трагедию, спектакль больше похож на мелодраму.
Но какой конец не рассматривай - всё довольно драматично. И вот милая атмосфера старой Англии "ничего не предвещает". Правда, больше ждёшь Мэри Поппинс в кадре. Хулиганит в кадре Игорь Ясулович - пожилой адвокат. Единственное, в фильме больше педалируется, что курить ему воспрещено, так как он только что после инсульта. В постановке ТЮЗа просто не приветствуют, ибо запрещено курить в общественных местах. Но хулиганистый мистер Уилфред Робатс всё равно нагло курит! Забавные сценки, вот правда! Вообще именно адвокат Ясуловича привносит изюминку, но не перебарщивает с "английским юмором". Но в спектакле довольно много персонажей острохарактерных. Вышколенный инспектор полиции, который всегда "здесь" и готов скрутить любого нарушителя быстрей, чем сам нарушитель решит нарушить правила поведения, но при этом сам он падает в обморок от одного лишь слова "кровь". Сыграно просто шикарно - и Максим Виноградов тут точно завоевал моё сердце! Но инспектор существует в какой-то другой параллельной вселенной, не там, где разыгрывается реальная драма. Там же обитает несколько шебутная (но так же милая восторженная барышня) секретарь Робатса в исполнении Натальи Мотевой, забавный (и ооочень пластичный) гвардеец, негодующий доктор Павел Поймалов. На самом деле замечательные актёрские работы, но они очень нивелируют драму. В том же фильме один чудаковатый персонаж - сам адвокат, тут же он практически самым нормальным выглядит. И обидно то, что тут теряется "эффект Дитрих". Конечно, Ольга Демидова в образе Ромэйн явно играет Дитрих (причём, даже больше, чем Дитрих играет в фильме). Эффектная красавица - на её фоне её муж выглядит бледным и думаешь, чего она в нём нашла? Почему эти двое вместе? И Демидова держит этот образ "холодной красавицы" до конца, никаких чувств не показывает. Если кругом все милые (включая и подсудимого - ну, просто милейший молодой парень - Константин Ельчанинов), то вот она явно не милая, а как минимум сама себе на уме. Иностранка-интриганка ж!
В итоге яркие и интересные персонажи затмевают драматизм истории, а проникнутся сочувствием к холодной Ромэйн не удаётся совершенно. Мне даже обиден поворот, что все мужики подлецы, потому что даже тут драма не сработала.. Осталась бы загадка отношений этих двоих.
Очень прикольно атмосферный спектакль с точки зрения взгляда иностранца на "старую добрую Англию", много забавных ярких актёрских работ - я не назвала ещё экономку убитой в исполнении Виктории Верберг (вот её харАктерность была прекрасна и в тему!), очень хороший адвокат Игоря Ясуловича (именно с сумасшедшинкой английской), сюжетный развязка детектива эффектна и для меня во всяком случае непредсказуема, но драмы не вышло. Может быть, она тут и не задумывалась?...
Читайте про другие
события
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.