Спектакль Хованщина
Предводитель стрельцов князь Иван Хованский задумал бунт: свергнуть молодого царя Петра I, посадить на престол своего сына Андрея и вернуть Руси старую веру. Восстание подавляют, и раскольники в финале устраивают ритуальное самосожжение.
Сюжет из 1682 года демонстрирует духовную силу и национальный фанатизм в смешении с неверием и подлостью. Преследуемые староверы, которых Мусоргский этнографически изображает "с книгами на головах", устраивают в финале бунтарское раскольничье самосожжение, а пришлые люди, греясь у пепелища, стонут: "Ох ты, родная матушка Русь… Кто же теперь тебя, родимую, утешит, успокоит?" Постановка "Хованщины" во все времена носила острый политический характер.
Триумф начался в 1908 году с парижской премьеры на сцене "Гранд-опера". Тогда Дягилев, готовивший почву для “Русских сезонов”, привез в Париж постановки неизвестных французам “Бориса Годунова” и “Хованщины” в роскошных декорациях Александра Головина. Главные роли в обоих спектаклях исполнил Федор Шаляпин. С тех пор Мусоргского стали называть русским Вагнером.
Решив написать произведение на историческую тему, композитор обратился к событиям XVII века. Основу сюжета составили перипетии заговора предводителя стрельцов князя Ивана Хованского, задумавшего свергнуть молодого царя Петра I, посадить на престол своего сына Андрея и вернуть Руси старую веру. С политической линией переплетена история любви раскольницы Марфы к изменившему ей Андрею Хованскому.
Автор умер, не успев сделать оркестровку своей уникальной оперы. Его ближайший друг Римский-Корсаков привел в порядок оставшиеся материалы, сделал оркестровку и дописал по наброскам Мусоргского последний акт. И Стравинский, и Равель, и Шостакович позже делали свои варианты инструментовки партитуры. Премьера версии Римского-Корсакова состоялась в 1886 году на частной петербургской сцене. В этой редакции опера исполнялась большую часть ХХ века, пока не появилась обработка Шостаковича. Яркая и трагическая, во многих деталях более близкая музыкальному языку Мусоргского, она, однако, в корне расходится с главной идеей автора “Хованщины”.
Шостакович сугубо музыкальными средствами подчеркнул леденящий ужас ХХ века, открывшего способы сделать с человеком и целыми народами все что угодно, не оставляя надежды на спасительное вмешательство Бога. В сцене смерти Хованского, заколотого в собственном доме, слышится жуткий свист, будто за душой заговорщика пожаловал сам сатана.