Спектакль Хованщина

Оценка редакции

Предводитель стрельцов князь Иван Хованский задумал бунт: свергнуть молодого царя Петра I, посадить на престол своего сына Андрея и вернуть Руси старую веру. Восстание подавляют, и раскольники в финале устраивают ритуальное самосожжение.

Сюжет из 1682 года демонстрирует духовную силу и национальный фанатизм в смешении с неверием и подлостью. Преследуемые староверы, которых Мусоргский этнографически изображает "с книгами на головах", устраивают в финале бунтарское раскольничье самосожжение, а пришлые люди, греясь у пепелища, стонут: "Ох ты, родная матушка Русь… Кто же теперь тебя, родимую, утешит, успокоит?" Постановка "Хованщины" во все времена носила острый политический характер.

Триумф начался в 1908 году с парижской премьеры на сцене "Гранд-опера". Тогда Дягилев, готовивший почву для “Русских сезонов”, привез в Париж постановки неизвестных французам “Бориса Годунова” и “Хованщины” в роскошных декорациях Александра Головина. Главные роли в обоих спектаклях исполнил Федор Шаляпин. С тех пор Мусоргского стали называть русским Вагнером.

Решив написать произведение на историческую тему, композитор обратился к событиям XVII века. Основу сюжета составили перипетии заговора предводителя стрельцов князя Ивана Хованского, задумавшего свергнуть молодого царя Петра I, посадить на престол своего сына Андрея и вернуть Руси старую веру. С политической линией переплетена история любви раскольницы Марфы к изменившему ей Андрею Хованскому.

Автор умер, не успев сделать оркестровку своей уникальной оперы. Его ближайший друг Римский-Корсаков привел в порядок оставшиеся материалы, сделал оркестровку и дописал по наброскам Мусоргского последний акт. И Стравинский, и Равель, и Шостакович позже делали свои варианты инструментовки партитуры. Премьера версии Римского-Корсакова состоялась в 1886 году на частной петербургской сцене. В этой редакции опера исполнялась большую часть ХХ века, пока не появилась обработка Шостаковича. Яркая и трагическая, во многих деталях более близкая музыкальному языку Мусоргского, она, однако, в корне расходится с главной идеей автора “Хованщины”.

Шостакович сугубо музыкальными средствами подчеркнул леденящий ужас ХХ века, открывшего способы сделать с человеком и целыми народами все что угодно, не оставляя надежды на спасительное вмешательство Бога. В сцене смерти Хованского, заколотого в собственном доме, слышится жуткий свист, будто за душой заговорщика пожаловал сам сатана.

Отзывы о «Хованщина»

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 0)

Читайте про другие
события

Статьи по теме

Хованщина как документ

“Хованщина” в Большом театре - черно-белая. Этим подчеркнута документальность оперы. Авторам спектакля хотелось уйти от декоративности. Отсюда и возникла двуцветная кинематографическая гамма.
17 июня 2002

Большой ностальгирует

"Следующий сезон Большого театра мы решили сделать русским. Мне кажется, стиль исполнения русской музыки всегда ограничивался рамками имперской эстетики. То, что ей не соответствовало, оставалось на периферии. Например, музыка Глинки, до сих пор не попала в руки дирижера, который сумел бы выразить этого композитора."
30 мая 2002

Стрельцы бунтуют в Большом

Под конец сезона Большой театр представит самую монументальную оперу из славной "русской коллекции": "Хованщину" Модеста Мусоргского. И Мусоргский, и Суриков думали об одном: Россия – страна раскола и разброда, где народ конфликтует с властью, а власть унижает народ.
29 мая 2002

Другие спектакли / опера