Спектакль Нос
43 года назад — 12 сентября 1974 года — состоялась премьера в постановке Бориса Покровского в Камерном музыкальном театре!
Премьера была поистине исторической: спектакль стал не просто сенсацией, он подарил опере молодого Шостаковича второе рождение. Покровский рискнул поставить остросатирическую юношескую оперу Шостаковича и не ошибся: именно ей суждено было стать спектаклем-эмблемой театра, каким стала когда-то для МХТ чеховская «Чайка».
На репетициях присутствовал сам композитор, а за дирижерским пультом стоял Геннадий Рождественский, который внес огромный вклад в триумфальное возвращение «Носа» на сцену.
Взявшись за оперу, фактически запрещенную к постановке, Покровский столкнулся с колоссальным количеством трудностей. Об этом свидетельствуют несколько диалогов Покровского–Рождественского, которые уже стали легендарными:
— Вы ставите «Нос»? Так Вас же арестуют! Вон, уже, кажется, и едут за Вами!
— Да, едут! Пойдемте со мной на репетицию!
— Но Вас же там повесят!.. Вот чтобы посмотреть, как Вас повесят, я пойду на эту репетицию.
…
— Как дела?
— Да вот свой театр создаю. Репетирую «Нос».
— Какой «Нос»?
— Шостаковича.
— Какая ерунда! Кто это может спеть? В нашей стране сейчас нет людей, которые это могут спеть и сыграть!
— А вот мы и поем, и играем.
Опера эта уникальна не только своим музыкальным языком, сложным и необычным для времени своего появления (1927-1928), но и монтажной драматургией — абсолютно новаторской для оперы тех лет. Эпизоды в ней сменяются с кинематографической скоростью, а на сцене появляются — сложно в это поверить —78 разных персонажей! Покровский мастерски выстроил динамичное действие, представив целую галерею характеров и типажей. Каждый артист в этом спектакле занят сразу в нескольких ролях — от двух до восьми. В настоящий момент «Нос» — один из немногих спектаклей репертуара, где заняты солисты всех поколений: от тех, кто работает в театре со дня основания, до совсем молодых.
Постановка, в успех которой сложно было поверить, стала триумфом молодого Камерного музыкального театра и вторым рождением оперы Шостаковича. Спектакль живет уже более 40 лет, его сыграли сотни раз, с триумфом показывали во многих странах. А поразительнее всего то, что «Нос» ничуть не устарел, и играется все с тем же азартом, как и много лет назад.