Спектакль Лулу
Немецкий драматург Франк Ведекинд заслужил славу певца свободы пола и естественных инстинктов. В каждой пьесе драматург старался шокировать публику портретом какого-нибудь порочного персонажа. Так появилась дилогия “Лулу” (драматические поэмы “Дух земли” (1894) и “Ящик Пандоры” (1904).
Ее героиня - женщина-самка, повинующаяся только зову плоти. Девчонка из низов, превратившаяся в светскую даму, соблазняет всех, кто попадется на ее пути инстинктивно, просто из любви к процессу.
При виде Лулу теряют голову самые закоренелые аскеты. Красота в дилогии фатально переплетается со смертью. Мужья Лулу умирают один за другим. Описав в “Духе земли” стремительный взлет героини, автор в “Ящике Пандоры” рассказывает о ее падении. Лулу опускается на самое дно жизни и, чтобы прокормить себя, идет на панель, где гибнет от руки Джека–потрошителя (в пьесе его называют Жак-маньяк).
Дилогия несколько раз игралась в любительских театрах (драматург сам принимал участие в представлениях), но особого успеха никогда не имела. Поэтому Франк Ведекинд и предположить не мог, что кто-нибудь захочет не только всерьез поставить "Лулу", но еще и перенести скабрезный сюжет на оперную сцену.
Идея представить дилогию Франка Ведекинда "Лулу" на оперной сцене пришла в голову австрийскому композитору Альбану Бергу - ученику Арнольда Шёнберга и представителю “нововенской школы” (критики музыкального авангарда называют ее “черный экспрессионизм”).
Мировую известность принесла Бергу опера “Войцек”. Композитор сочинял атональную музыку, отказавшись от привычных всем мажора и минора, и исповедовал методику додекафонии (его сочинения представляют собой сложные комбинации мелодий, состоящих ровно из 12 звуков разной высоты).
Берг критически относился к своим сочинениям и писал очень медленно. Его вторая опера “Лулу” (работа над ней продолжалась с 1928 по 1935 год) так и осталась незавершенной.