Отзывы о "Спартак"
Ю
"Спартак" Рафаэлло Джованьолли я прочитала лет в 13. Долгое время книга была одной из моих любимых. В тот период времени с упоением читала книги про приключения, про людей, сильных духом, готовых противостоять условностям и обстоятельствам.
Несколько слов стоит стоит уделить сюжету. В 70-х годах до н.э. в Римской империи были распространены гладиаторские бои. Пленные, обладающие необходимой физической формой, становились гладиаторами, выступая для развлечения знати. Результатом таких выступлений, как правило, становилась человеческая жизнь. Но Спартака возмущало такое отношение к человеческой жизни. Он призывает рабов к восстанию.
Этот балет удивил и восхитил своей мускулинностью. Мне, привыкшей к мягким, женственным постановкам, сначала было непривычно увидеть на сцене гладиаторские бои и агрессию.
О музыкальном сопровождении. Музыку к балету написал Арам Хачатурян. С первых аккордов поражает своей мощью и экспрессией.
Костюмы. Для этого балета было создано около 300 костюмов. Декорации достаточно простые. Они на на глазах зрителей превращаются то в храм, то в римские улицы, то в арену Колизея.
Ведущие партии в балете исполнили артисты мирового класса. СПАРТАК - Артем Хорошилов, АВРЕЛИЯ - Лауреат международного конкурса Марина Волкова, КРАСС - Заслуженный артист России Николай Чевычелов, ЭВТИБИДА - Заслуженная артистка России Наталья Огнева.
С удовольствием посмотрела балет “Cпартак” в исполнении артистов театра классического балета Натальи Касаткиной и Владимира Василева. Спектакль шел на сцене Государственного Кремлевского дворца, под живую музыку Арама Хачатуряна, в исполнении симфонического оркестра "Новая классика". История борьбы за свободу на фоне чувственной атмосферы эпохи упадка Римской Империи. Эффектно, ярко, ритмично и очень откровенно. Перед нами разворачивались ожесточенные сражения, мистические ритуалы с жертвоприношением, разнузданные оргии и нежные сцены любви. Костюмы артистов и декорации создали атмосферу того времени. Перед нами Колизей, где проходят гладиаторские балы, улицы Рима, дворец Суллы, таверна, где пиршествует народ. Наталья Касаткина и Владимир Василёв создали либретто на основе своих фантазий, по мотивам романа Р. Джованьоли. Изменились имена персонажей, а некоторые были введены дополнительно. Возлюбленную Спартака (Артем Хорошилов) Аврелию, сыграла Марина Волкова. Николай Чевычелов - предстал в роли полководца Красса.
В этот вечер состоялся бенефис артистки Натальи Огаревой, которая сыграла роль амазонки Эвтибиды. Поздравления и море цветов ожидали артистку в конце вечера. Было приятно стать причастной к этому событию. Есть над чем поразмышлять по дороге домой. Балет на время погружает в историю, заряжает мощной энергией ритмов Арама Хачатуряна. Подняты темы свободы, самоотверженности и чести людей с одной стороны и ярко представлена теневая стороны личности, с ее пороками, сладострастием и жестокостью. Обращайте внимание, на возрастной ценз 16+.
Мистическое шоу «Щелкунчик» — заголовок из рекламных объявлений. Постановщики пытаются удивить и поразить зрителя новизной собственных взглядов на уже знакомые вещи. Так и достаточно известный в прочтении Юрия Григоровича в Большом театре балет «Спартак» стал даже музыкально иным в версии Театр классического балета Натальи Касаткиной и Владимира Василёва.
Как же это удалось? Оказывается, что Арам Ильич Хачатурян написал более четырёх часов музыки к этому балету. Но и в первой постановке балетмейстера-постановщика Государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова (Мариинский театр) — Леонид Якобсона в декабре 1956 года, и в последующих постановках Большого театра Игорем Моисеевым в марте 1958 года и Юрием Григоровичем десять лет спустя в 1968 году звучало всего чуть более двух часов, остальную музыку не исполняли. Режиссеры понимали, что четыре часа балетного действия сложны, как для восприятия зрителями, так и для физических возможностей артистов.
Создавая свою версию балета, Наталья Касаткина и Владимир Василёв обратились в основном к частям забытой партитуры. Было написано новое либретто, где частично изменились имена персонажей, а некоторые персонажи были введены дополнительно. Основанием к этому стала основательная проработка исторических материалов, описывающих жизнь той эпохи. Не обошлось и без фантазий создателей, подчеркивающих колорит упадка Римской империи, хотя в 73 году до нашей эры ( год восстания Спартака) до этого упадка было еще с пол тысячелетия. Лишь в 476 года вождь федератов Одоакр свергнул последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа. И взгляды на восстание, в среде античных и византийских историков, были в целом негативны. Восстание рабов считалось нарушением общественного порядка, ведь рабство в то время было нормой. Но времена меняются, и в 1769 году Вольтер одним из первых сослался на это восстание в контексте обоснования права людей на вооружённое сопротивление угнетателям. Но что-то я далеко от балета в исторические факты углубилась.
На сцене ясно считывались и жестокие гладиаторские бои, и мистерии с сатурналиями, и нежная привязанность Аврелии (=Фригии) к Спартаку, и раскованность с коварством куртизанки Эвтибиды (в более ранних версиях либретто имя этой героини Эгида), и противостояние воинов Рима, во главе с полководцем Марком Крассом, восставшим рабам со своим предводителем — гладиатором Спартаком. И, как мне кажется, того, что не было ни в одной из постановок балета других хореографов — это добавление мистической составляющей: чтобы ***** Спартака, Красс использует меч, обагренный жертвенной кровью невинной девушки. Жестокая сцена жертвоприношения происходит на фоне золотого зиккурата, в который на глазах зрителя превращается стоявший на сцене до этого Колизей — одна из фантазий сценографа Иосифа Сумбаташвили. За яркие интересные костюмы стоит благодарить Елизавету Дворкину.
Очень нестандартная история получилась у Театра Классического балета Натальи Касаткиной и Владимира Василёва, нестандартная как по музыке, так и по технике исполнения. Тут много, кроме классических балетных движений, пластики и гимнастических номеров, а хождение персонажей на котурнах связывает действие на современной сцене с театральными представлениями, показываемыми на сценах древнеримских амфитеатров.