Спектакль Паразиты
Спектакль по пьесе молодого и уже известного в мире немца Мариуса фон Майенбурга. «Жизнь – это инфекция», – утверждают авторы спектакля.
"Паразиты" - это бытовая драма. Беременная Фридерика бежит от мужа-садиста к своей сестре и, не найдя здесь утешения, а больше надоев всем своими «закидонами», травится таблетками и теряет никому не нужный плод.
Фирменный стиль «Паразитов» – голубой горошек на зеленом фоне. Эта инфантильная гамма повторяется и в костюмах героинь, и в афишах спектакля. Пестрые кружочки кажутся веселыми и наивными, но на деле, по концепции режиссера Живиле Монтвилайте, это знак злой инфекции, ядовитые следы вредных микробов. Жизнь – болезнь. Тем более такая, какую ведут пятеро героев спектакля.
Европейская драма все еще подражает чеховской: персонажи слоняются, переговариваются, хамят друг другу, пристают, теребят себе и окружающим нервы. Дезориентированная молодежь, суицидальная раса, паразиты, присосавшиеся друг к другу, живущие за счет друг друга. Две родные сестры, парализованный на коляске – и тут же рядом тот, кто сделал его инвалидом.
Отзывы о «Паразиты»
Есть мнение, что спектакль «Паразиты» режиссера Артема Данина — «не для всех». Мол, ходят на него только те, кто испытал или испытывает в настоящее время невеселый опыт созависимости. Что ж, даже если считать эту версию справедливой, то она лишь доказывает важность и нужность освещения этой темы. В конце концов, не только «за тем, чтоб поржать» люди в театр ходят!
… На почти что пустой сцене — две пары. Слева — Ринго (Артём Данин) в инвалидной коляске и жена его Бетси (заслуженная артистка РФ Ольга Брауэр), трогательно за ним ухаживающая. После автокатастрофы Ринго полностью зависит от своей жены, а она, как истинный Спасатель, посвящает себя заботам о муже, наплевав на себя и свои потребности.
Ринго постоянно капризничает, ревнует жену к каждому столбу и не хочет терпеть рядом никого другого. А Бетси, добровольно приняв на себя роль Спасателя, уже настолько созависима от искалеченного мужа, что не мыслит себе жизни иной. Она предпочитает успокаивать, гладить по головке своего «малыша», убеждая его, что «мамочка, женушка, доченька», единая в трёх лицах — рядом и никуда от него не уйдёт… Даже поплавать в озере, о чем она так давно и несбыточно мечтает!
Вторая пара, та, что справа — пример типичного домашнего «серпентария». Я не оговорилась: у Петрика (Виталий Мигунов) живая змея действительно имеется. И он трогательно ее любит, потому что «у неё нет ножек и ручек, и она вынуждена передвигаться на животе».
А вот у жены его Фредерики (Елена Мурзабаева, браво!) все это в полном комплекте. Да ещё и беременность вдобавок имеется. А посему, ни жалости, ни внимания она не достойна.
Отношения в этой семье, что называется,
«душные». Супруги созависимы: им и «вместе тесно, и врозь скучно». Постоянные угрозы Фридерики выпрыгнуть в окно настолько достали Петрика, что он цинично советует ей «********* с собой мусор». А ее попытка уйти из дома подвигает муженька помочь ей в сборе шмоток…утрамбовывая их ногами в огромной сумке.
Не знаю, по мановению какой «волшебной палочки», в доме у Бетси оказывается вначале Фридерика (ее родная сестра), а потом и измотанный отсутствием «пищи» духовный паразит Петрик. Впрочем, волшебная палочка тут ни при чем: просто Спасатель Бетси, слишком увлёкшись своей ролью, готова принять под тёплое крылышко кого угодно. В том числе (не смейтесь!) — и старика Мульчера (Павел Морозов), который сбил на машине Ринго. Потому что Мульчер, видите ли, не спит ночами и мучается оттого, что покалечил «такого молодого человека». И готов искупить свою вину, будучи при нем сиделкой…
Вот тут-то и начинается все самое интересное… Не буду раскрывать вам всю интригу, лучше посмотрите спектакль сами. Кто не в курсе, погуглите «треугольник Карпмана»: там прекрасно описаны сценарии развития созависимых отношений. В том числе и превращение Спасателя в Жертву и Жертвы в Преследователя.
Сама постановка спектакля очень меня впечатлила. Вначале на сцене создаётся иллюзия двух комнат с разными семьями; потом огромный экран транслирует поток бессознательного, периодически омывающий мозги персонажей. Звучат их голоса, вещающие то о людях, падающих из окон, с мостов и под поезда; то о небе, которое то и дело их сбрасывает…
Слушаешь все это — и поневоле соглашаешься с Мульчером, обратившимся к залу вот с таким откровением: «Людей, которых я тут нашёл, я отправил бы лучше на лечение, в психбольницу».
Впрочем, старик, скромно позиционирующий себя как «просто ошибку», даст фору любому сумасшедшему. Несмотря на внешнюю безобидность и покладистость Мульчера, его желание встретить смерть с кем-то «за компанию» отражает неприкрытую жажду попаразитировать напоследок…
Интересно, что когда я впервые прочла пьесу Мариуса фон Майенбурга, то испытала куда больший страх, отвращение и злость к персонажам, чем при просмотре этого спектакля. И вовсе не потому, что я уже «все знала». В постановке Артема Данина, как мне кажется, действующие лица скорее больные, чем злодеи. Хотя и ведут себя порою так, как будто единственная цель их жизни — нагадить ближнему своему, унизить и растоптать его. Со своими ярко размалеванными лицами, они куда больше похожи на клоунов, чем на садистов. Они то вдохновенно танцуют безумный техно-танец, то двигаются еле-еле, как пьяные. Как будто кукловод их устал и заснул во время репетиции, а у шарманщика сломалась шарманка…
И вот уж я, попавши в их сети, ловлю себя на совершенно безумном желании: собрать этих маленьких и глупых «размалёвышей» в песочнице и помочь им восстановить уютные песчаные домики, которые они по глупости разрушили…
Но я понимаю, что ничего поправить здесь уже нельзя. Да и не моя это «сказка»…
Только нелюбимые ненавидят".
Чарли Чаплин
Я помнила, когда он подарил на все свои деньги цветы и брошку. Я помнила, когда он сказал, что уродливее меня никого нет.
Я помнила, а он уничтожил мою жизнь, свою жизнь. Мы ненавидели друг друга. Жили в маленькой квартире и вынуждены были смотреть друг дна друга. Мы не хотели новых людей, мы хотели ненавидеть друг друга. Когда то красивые черты превратились в уродливую маску....
Когда то я ходил, бегал, мы наслаждались озёрами. Ты целовала мой обгоревший нос, мои потрескавшиеся губы. Я умер...Нет, лучше бы я умер, меня воскресили врачи, меня сбила машина. Я теперь молодой инвалид, смотрю через щёлочку штор, как светит солнце. Она меня моет, одевает, кормит, убирает мое ...но. Я воняю. Она рядом, как слепой укор моего уродства...
Сначало я просто хотел доказать свою правоту, но ты меня изображала, кривлялась, я взял твою голову и ударил несколько раз о стену....
Я старик, я переехал молодого парня, его нет больше. Остался калека. Есть, тот нытик, который сидит в кресле и не может, жить, бегать, любить. Я буду его навещать, пока чувство ненависти в его глазах меня не убьет
Я побывала на спектакле "Паразиты", камерная сцена, актрисы очень жизненные. Не силиконовые куклы с губами. Игра искренняя.
Что нам хотели показать и рассказать?
Я думаю о том, что в нас, про нас. Мы бываем созависимыми к нелюбимой работе, к нелюбимому мужу, к нелюбимому городу.
Мир настолько огромен, а жизнь коротка чтобы терпеть, то, что разрушает.
В спектакле главная героиня грозила ***** себя и ...ее не стало.
Спектакль печальный, он не комедия, он для того, чтобы найти вот этот червяк созависимости и избавиться от него.
Пьеса современного немецкого драматурга Мариуса фон Майнбурга - это вызов публике.Жизнь героев - это мир, где ненависть, отчаяние, страх стали обыденностью.
Я выпрыгну из окна!
А ей отвечает муж - мусор *******!
Нельзя не отметить прекрасную режиссерскую и актерскую работу Артема Данина, великолепную Ольгу Брауэр, Павла Морозова, Виталия Мигунова и замечательную талантливую гениальную Елену Мурзабаеву.
Благодарю Театр Современной Драматургии Драматургии за приглашение.
Театр сотрудничает со школами, детскими центрами. Театр открыт для идей. Сам театр находится в центре на Палиха 14/33 стр 2.
В кофейне обалденный кофе и очень уютно.☀❤