Отзывы о "Кто боится Вирджинии Вулф?"

Оценка редакции
Наталья 15 апреля, 09:21

Постановке без малого 10 лет. Но она отнюдь не выглядит уставшей. Она вообще вне времени, потому что зрители оказываются как бы гостями, приглашенными к чудоковатой тетке и ее мужу. К этой токсичной паре добавляется ещё одна, более молодая. Супруги становятся свидетелями, а затем и участниками странных игр...

4 актера, несколько бутылок с "алкоголем", диван, пара кресел, столик. Вот и вся арифметика! НО полное погружение в историю взаимоотношений.

По описанию может показаться, что это нечто совсем уж бытовое. Но почти 3 часа вообще не до скуки. Сидишь - скрипишь мозгами, что там на самом деле произошло 🔥 ЧуднО переплетается смешное и трагическое, всё дуально. Причём от смеха временами испытываешь некую неловкость - будто подглядываешь за чем-то интимным. Такой вот психологический триллер 🔥

Зрителям остаётся поспевать за блистательными актерами, отслеживая сюжет и считывая их эмоции. Игорь Гордин живёт на сцене, как и всегда. Аж передёргивало от узнавания - такие дяди, острые на язык, многим встречались.
Ольга Демидова в образе (не)много странько в нелепых нарядах - убедительна и тоже узнаваема, как типаж. И молодые Илья Шляга и Евгения Михеева - любимы ещё с Ромео и Джульетты 😍 Но здесь другие и это здорово!

Спектакль раскрашен множеством эмоций. Актеры как будто с встроенным тюнером - секунда! И радостный смех сменяет отчаяние. За ним - лютая злость... И вдруг внезапно - любовь! Настоящая. Но больная, увы. И это происходит все 3 часа. Как по нотам, четко, без провисаний. Браво!!!

Наталья 15 апреля, 09:20

Постановке без малого 10 лет. Но она отнюдь не выглядит уставшей. Она вообще вне времени, потому что зрители оказываются как бы гостями, приглашенными к чудоковатой тетке и ее мужу. К этой токсичной паре добавляется ещё одна, более молодая. Супруги становятся свидетелями, а затем и участниками странных игр...

4 актера, несколько бутылок с "алкоголем", диван, пара кресел, столик. Вот и вся арифметика! НО полное погружение в историю взаимоотношений.

По описанию может показаться, что это нечто совсем уж бытовое. Но почти 3 часа вообще не до скуки. Сидишь - скрипишь мозгами, что там на самом деле произошло 🔥 ЧуднО переплетается смешное и трагическое, всё дуально. Причём от смеха временами испытываешь некую неловкость - будто подглядываешь за чем-то интимным. Такой вот психологический триллер 🔥

Зрителям остаётся поспевать за блистательными актерами, отслеживая сюжет и считывая их эмоции. Игорь Гордин живёт на сцене, как и всегда. Аж передёргивало от узнавания - такие дяди, острые на язык, многим встречались.
Ольга Демидова в образе (не)много странько в нелепых нарядах - убедительна и тоже узнаваема, как типаж. И молодые Илья Шляга и Евгения Михеева - любимы ещё с Ромео и Джульетты 😍 Но здесь другие и это здорово!

Спектакль раскрашен множеством эмоций. Актеры как будто с встроенным тюнером - секунда! И радостный смех сменяет отчаяние. За ним - лютая злость... И вдруг внезапно - любовь! Настоящая. Но больная, увы. И это происходит все 3 часа. Как по нотам, четко, без провисаний. Браво!!!

Елена Шмырева 10 февраля 2023, 09:55

Спектакль поставлен режиссёром Кама Гинкасом не на сцене зрительного зала, а в фойе театра. Зрительские места разместили в несколько рядов с хорошим подъемом и с двух сторон вдоль стен от сценического пространства, создав иллюзию большой гостиной. По пьесе, время от времени герои отправляются на второй этаж, не требуется никаких дополнительных декораций - центральная театральная лестница сама становится логическим продолжением сцены. И при такой сценографии артисты совсем рядом.
Тема, поднятая Олби, слегка мутноватая, так же как и название. Ну, причём тут эпатажная неуравновешенная кончившая жизнь самоубийством писательница-феминистка Вирджиния Вулф? Если, что и объединяет его пьесу с её творчеством, так это глубокий психологизм. Но не в эту игру автор хочет сыграть со зрителями и героями. Он настроен подкидывать темы и задавать вопросы, на которые постепенно в репликах героев зрители находят ответы. А с названием... кто смотрел и остался в неведении, находит ответ в интернете: это игры драматурга, который сыграл от аллюзий. Ему имя Вирджинии Вулф померещилось в написании фразы из сказки Три Поросёнка "Нам не страшен страшный волк", что в английском варианте звучит как "Who’s Afraid of the Big Bad Wolf?", вот и появилось "Who’s Afraid of Virginia Woolf?".
Но это всё неважно, а важно, ради чего затеял автор все эти игры , и как режиссёр и артисты донесли историю до зрителя.
Супруги Джордж и Марта, прожившие вместе более двадцати лет, прекрасно знают друг друга. Они постоянно пикируются, но в их колкостях ощущается взаимная привязанность и болезненная зависимость. И к этой, так давно совместно живущей паре заглядывает в гости чета недавно официально оформившая свои семейные отношения. Молодой человек Ник - подающий большие надежды преподаватель, и его простоватая женушка — Хани.
Вся компания в легком подпитии. Алкоголь развязывает язык, и вот уже отброшены официальные правила приличия и собеседники вытаскивают из шкафов семейные скелеты, причем старшие кажутся более раскованными и беспринципными в своих признаниях. Тут и попытки разобраться во владеющих ими чувствах, подвести жизненные итоги, построить прогнозы на ближайшее будущее для своих новых знакомых.
Психологические переживания и интеллектуальные диалоги отлично передаются Ольгой Демидовой, исполняющей роль хозяйки дома Марты. Отчетливо сознающим собственную нереализованность, неверящим в счастливые перспективы, уставшим и не желающим что-либо кардинально менять в жизни, представлен Игорем Гординым его герой Джордж. Маленький штришок в костюме — домашние тапочки, и сразу: шаркающая походка, расслабленность, наплевательское отношение к тому, как он будет выглядеть в глазах гостей. Он не заинтересован в том, чтобы выглядеть представительным, его это не занимает. А всё то, что его занимает и о чем он думает, Джордж без стеснения высказывает едким и весьма колким языком.
Молодым задорным петушком по началу ощущает себя приглашенный в гости Ник. Илье Шляге, ответственному за эту роль, удалось передать некоторое волнение и неуверенность при знакомстве и дальнейшую трансформацию образа. Молодой человек, наслушавшись «добрых советов», поощряемый обоими супругами начинает флиртовать с Мартой, не обращая внимания на свою перебравшую бурбона жену Хани. Роль глуповатой Хани чудесно исполнила Евгения Михеева.
Ближе к концу ночи к гостям приходит понимание, что хозяева сыграли с ними в какую-то унизительную игру, но остался ли они в выигрыше, большой вопрос. Судьба сдает карты, и человеку в этой партии можно только строить предположения. И если рядом с тобой преданный, понимающий тебя человек, то это и есть выигрыш, подаренный судьбой.
Мой рассказ о спектакле слишком краток и прост. Сценическое повествование гораздо объемнее и интереснее. Психологическая вещь с тонкими актерскими работами.

Elena 8 октября 2022, 12:13

Я давно и много слышала о спектакле "Кто боится Вирджинии Вульф?". Знаю о существовании одноименного фильма. Знаю про пьесу Эдварда Олби... Но совершенно не знала, о чем это, и имя Вирджинии Вулф мне не помогало в моих предположениях :) И вот наконец-то удалось попасть на этот спектакль.
В качестве лирического отступления: меня всегда интриговало название пьесы. И после просмотра спектакля особо понятнее не стало. так что пришлось обратиться к вики. "Английское название пьесы — аллюзия на песню Трёх поросят «Who’s Afraid of the Big Bad Wolf?» («Кто боится большого злого волка?», русскоязычному зрителю более знаком вариант «Нам не страшен серый волк…») из классического мультфильма студии Disney, с заменой «Большого злого волка» на писательницу Вирджинию Вулф. Олби говорил в одном из интервью, что когда-то увидел надпись «Who’s Afraid of Virginia Woolf?» на зеркале в баре и вспомнил её, приступая к созданию пьесы." (с) Мелодию песенки-то я узнала, конечно. Но вот при чем тут Вирджиния Вульф, не догадалась бы никогда :)
Надо сказать, что смотреть, будучи абсолютно незнакомой с материалом, в данном случае оказалось очень кстати. Все действие происходит в одной комнате - почти три часа мы наблюдаем за семейными разборками взрослой пары в присутствии гостей. Это могло бы бы оказаться скучным... но не оказалось.
Пьеса была написана Эдвардом Олби в далеком 1962 году, и по тем временам была и смелой и вызывающей. Автору даже не дали Пулитцеровскую премию из-за присутствия в пьесе сексуальной тематики и обсценной лексики (впрочем, последней в спектакле-то и нет, кажется). Это произведение - про человеческие отношения. Между мужем и женой, мужчиной и женщиной, между поколениями, социальные отношения - все есть. Как ни странно, несмотря на присутствие той самой сексуальной тематики, никакого впечатления именно эта сторона отношений не производит, - психология все затмевает, там такой клубок отношений, проблем, комплексов и прочего! Хотя казалось бы, сюжет предельно простой: после приема у президента колледжа главные герои - дочь президента колледжа и ее муж (Марта и Джордж) возвращаются домой глубокой ночью. Но выясняется, что вот-вот к ним, в свою очередь должны прийти гости - молодая пара: новый преподаватель колледжа с женой (Хани и Ник). Несмотря на неурочное время гости действительно приходят, и остаются. С первых же минут понятно, что хозяева ведут бесконечную, безнадежную пикировку между собой, пытаясь задеть друг друга побольнее, и если и рады гостям, то разве что в качестве свидетелей или группы поддержки. Молодежь на их фоне кажется особенно юной, чистой и влюбленной друг в друга парой... Однако после спектакля, смею вас уверить, вы выйдете с мыслью "все не так как кажется". Присутствует и некоторая таинственная, почти детективная линия - и понять в чем там дело, удастся только в конце.
Каме Гинкасу удалось поставить очень необычный, идеально точный спектакль.
Необычность его по нынешним временам - в простоте. Камерный - все действие происходит в фойе, при отсутствии сцены - часть зрителей сидит буквально на сцене, на одном уровне с артистами, глаза в глаза. Минимум декораций - диван, пара кресел, столик да барный уголок. Все настолько просто, что это кажется гениальным режиссерским решением - отказ от любой театральности, любых технических "подпорок", которые могли бы поддержать, оттенить, замаскировать происходящее на сцене, отвлечь зрителей или усилить их впечатление. Нет - только актеры, причем они не просто на сцене - почти среди нас и им некуда спрятаться, невозможно даже отвернуться от зрительских глаз. Это требует какого-то невероятного таланта и мастерства!
/второе фото в карусели — до начала спектакля - просто чтобы было понятно, насколько все в одном пространстве. Честно говоря, было ощущение, что мы находимся в той же гостиной Марты и Джорджа и просто наблюдаем, не встревая в разговоры - такие мы тихие гости./
Для нас играли:
Марта - Ольга Демидова
Джордж - Игорь Гордин
Хани - Евгения Михеева
Ник - Илья Шляга
Все актерам хочется кричать "Браво!", потому что в этой постановке каждый - главный герой и прекрасен в своей роли.
Спектакль может показаться несколько сложным, в том числе и потому что он весьма отличается от того, к чему мы привыкли сегодня. Здесь нет яркого визуального ряда, нет "экшена", нет спецэффектов, нет песен-плясок и прочих "режиссерских находок". Происходящее занимает все внимание зрителя, не дает ни отвлечься, ни передохнуть. Если вы хотите просто развеяться, развлечься - не стоит выбирать этот спектакль, мне кажется. Но если вы от театра ждете чего-то более серьезного, если вам интересны люди и их отношения - то рекомендую очень.

Ия Ия 25 февраля 2022, 12:07

Старая пьеса, она может быть иногда такой как старые деньги, способной переживать любые времена
Вот и эта постановка очень странной пьесы Э. Олби прошла в театре сотый раз.
Мало кто мог бы и кто хотел бы увидеть в героях себя и свои отношения. И почему?
Тут все будет довольно весело. Особенно в первом отделении.
На арене сначала двое: она, Марта (артистка Ольга Демидова), довольно агрессивная дочка ректора, как мы понимаем понемногу, ей - слегка за 50, однако с порога собственного дома изрядно поддавшая на вечеринке Марта делает отличный кувырок на диван, не потеряв даже бантика со своей о мятежной головы. Марта на минутку всхрапнет и займется основным занятием – абьюзить мужа, преподавателя (серый костюмчик, умные глаза, это Игорь Гордин). Тот терпит-терпит, наливает-наливает, потом кусает. И так по кругу. Эти двое как бы устали друг от друга, но нам-то нравится, вся эта перепалка, которая может никогда не закончиться, судя по всему.
Так и получается, но для остроты в этот дом вливается в пол-2 ночи новая молодая кровь . Это и правда - иногда очень нужно для драки – спарринг-партнер. И вот оно – приглашение с благодарностью получено, на территорию «убогого жилья» зашли супруги – преподаватель биологии, симпатичный подтянутый преподаватель биологии и его жена, которую все упорно называть серой мышкой. Но она вообще не серая. Играет Мария Луговая, очаровательная и изящная особа. От серости в ней только наряд – скромное платьишко и красная кофта – и желание понравится. Описывать дуэль нет смысла, факт, что молодая пара проигрывает, по всем фронтам старым супругам. Здесь зубы у молодого мужа, он хочет быструю карьеру, деньги жены, дочери успешного проповедника, уже получены. Этот успех кружит голову Нику (Илья Шляга), думает, что проскочит и тут. Глазки делает Марте, все за чистую монету принимает, ровно как его жена. А старые крокодилы и рады. Разнесут добычу как буря карточный домик. Сломают нет ли, непонятно. Оргвыводы-то точно будут у Хани (и да, она – прелесть) и у ее щенка бойцовской породы.
Второе действие много скучнее. Я-то думала, огонь пронесется и испепелит.
Но тут выясняется, что вся проблема в браке связана с бесплодием. Марта не родила сына, вот оно самое страшное в жизни, обманула ожидания своего властительного папы-ректора, да и собственные мечты не осуществила. Потому она на грани безумия, а муж-благородный идальго и влюбленный даже, не исключено, это кто как сыграет роль, текст позволяет любую интерпретацию - ее жалеет, бедолагу, и подыгрывает, и спасает.
Не от цирроза печени, правда.
И еще: Хани классно танцует под самую прекрасную музыку на свете – 2 часть 7 симфонии Бетховена. Это бы хотелось видеть дольше, но крокодилы не дадут. У них тут своя тема и воя атмосфера.
Вывода два: эти двое стариканов любят друг друга и жалеют, а остальной мир презирают и испытывают жестко, и, судя по молодой паре, не без оснований.

Анастасия 24 февраля 2020, 07:09

Нечасто бываю в МТЮЗе, но что смотрела — все спектакли совсем не для юного зрителя. И вот постановка «Кто боится Вирджинии Вулф?» тоже рассчитан на взрослую публику. Про саму писательницу в пьесе не рассказывают, только поют «Кто боится Вирджинии Вульф?» на мотив детской песенки «Нам не страшен серый волк».
На сцене две пары — Марта (Ольга Демидова) и Джордж (Игорь Гордин), супружеская пара со стажем, и недавние молодожены Хани Мария Луговая и Ник (Илья Шляга). В немолодой паре сложные взаимоотношения, но и разойтись они уже не могут, на это нет ни сил, ни желания. Но и у молодой пары хватает скелетов в шкафу.
Спектакль непростой, очень сложно наблюдать за одиночеством вдвоем в паре Джорджа и Марты, как они выдумывают ребенка, придумывают ему целую биографию. Актерам верилось, было ощущение, что они не играют, а проживают образы своих героев, особенно понравился Игорь Гордин. И теперь хочу посмотреть одноименный фильм.

inessa 25 мая 2019, 12:47

Знаменитый режиссер МТЮЗа, Кама Гинкас, поставил на сцене известнейшую пьесу Э.Олби – «Кто боится Вирджинии Вулф?». В фойе театра (не опаздывайте, иначе на спектакль не попадете по техническим причинам!) обставлена комната – это дом Марты (Ольга Демидова) и Джорджа (Игорь Гордин), супружеской пары среднего возраста. Он – профессор истории в колледже, она – дочь ректора этого же колледжа, глубокого старика.
На факультетской вечеринке они знакомятся с молодой парой: профессором биологии Ником (Илья Шляга/Сергей Белов) и Хани (Мария Луговая). И молодые люди приглашены в гости к Марте и Джорджу.

Кама Гинкас наглядно демонстрирует нам кризис длительной супружеской жизни: за двадцать лет брака Марта и Джордж до смерти надоели друг другу. И складывается впечатление, что «свежая кровь» в лице гостей нужна им лишь для того, чтобы развеять скуку и добавить себе острых ощущений. И они ведут с молодежью этакие психологические «жестокие игры», среди которых, например: «Бей хозяина», «Бей гостей» или «Хочу хозяйку».

Ночь длится долго, и за это время перед зрителем будет открываться все более и более неприглядная правда. Со стороны страшно наблюдать, как Марта в открытую заигрывает с Ником, как равнодушен ее муж, как Марта обвиняет Джорджа в амебности и отсутствии амбиций… И мероприятие из дружеских ночных посиделок превращается в психологический кошмар с рукоприкладством для всех участников. Особенно жаль слабую и нервную «серую мышку» Хани, которую даже любящий, казалось бы, муж ненавидит, потому что она женила его на себе из-за ложной беременности, в которую верила сама. Но была ли беременность ложной?

Все герои – совсем непросты. Марта – болезненно амбициозная и распутная, Ник – хитрый, и даже кажущийся простым Джордж скрывает большую тайну. И тем страшнее понимать, что Марта и Джордж-то, на самом деле, все равно любят друг друга, просто такая у них своеобразная любовь. И, наверное, Ник и Хани – тоже неплохая партия друг для друга, и важно, чтобы они не повторили судьбу старшего поколения.

При чем же во всей этой истории Вирджиния Вулф, спросите вы? Эта британская писательница – символ тяжелых романов об изменах, депрессии и страхах. И герои пьесы распевают «Не боюсь Вирджинии Вулф» на мотив детской песенки из «Трех поросят» - "Who`s Afraid of the Big Bad Wolf". Но, может, ее все же стоит бояться?

Обращаю внимание, что спектакль 18+.

Vladilena 20 мая 2019, 03:21

Спектакль отличный, замечательная игра актеров! Если любите классическую драму без лишних спецэффектов - Вам обязательно понравится. Но тем, кто хорошо помнит фильм, возможно, будет не так интересно.

Галина Коробка 18 февраля 2019, 03:35

14 февраля мы с дочкой наконец-то дошли до спектакля "Кто боится Вирджинии Вульф" в МТЮЗ, поставленного по одноименной пьесе Э.Олби.
Наверное еще ни разу мне не было так сложно писать отзыв. Потому что спектакль оставил очень противоречивые впечатления. Постановка очень сильная, игра актеров - гениальная, а вот сюжет...
Итак, начну с состава:
Марта - Ольга Демидова
Джордж - Игорь Гордин
Хани - Мария Луговая
Ник - Илья Шляга

В спектакле показана всего одна ночь. Две супружеские пары - одной под 50, второй под 30. Что их связывает? Ничего, кроме факта, что оба мужчины работают в одном университете. Тем не менее, молодая пара оказывается в гостях у зрелой. И тут начинается. Что начинается? Травля более взрослыми людьми более молодых. Нет, параллельно Марте и Джорджу достается друг от друга не меньше. Но основная цель - Хани и Ник. Весь спектакль наполнен ядом ненависти, зависти (так и не поняла к чему), презрения. Складывается впечатление, что Джордж с Мартой ненавидят всех вокруг, включая и самих себя.
Обсуждая с дочкой после спектакль пришли к выводу, что это такая игра! Так "развлекаются" "старшие товарищи". И как только Джордж ставит точку в игре, умертвляя сына, то весь накал страстей сразу прекращается, гости становятся неинтересны хозяевам и их бесцеремонно выставляют за дверь.
Лично я увидела странный мазохизм. Джордж 23 года живет с Мартой, у которой явные проблемы с психикой, невольно сам становясь то ли психопатом, то ли просто моральным уродом. Да, конечно, деньги Марты, ее папа, от которого зависит карьера Джорджа - причина вполне себе сильная. Но разве все это стоит 23 лет жизни? Ведь Джордж не живет, а фактически существует в тумане истерии Марты!
А Хани и Ник? Ведь психологическое издевательство над ними начинается буквально в первые минуты их знакомства. При этом насильно их никто не держит. Что мешает уйти? Опять, влиятельный отец Марты? Или все же похоть Ника?
Мне никогда не были понятны мазохисты. Вот и здесь мне не понятны мотивы всех присутствующих.
Кама Гинкас (да и не только он) считает пьесу Олби одной из самых лучших в 20 веке. Я так и не смогла понять - почему. Возможно мне не хватило ума... Или воображения? Да, здесь есть любовь, но она патологическая! Такая, от которой вешаются, стреляются! Зачем демонстрировать такую любовь? В очередной раз мы видим постановку, где нет ни одного положительного героя... Двое уже зрелых людей, одна из которых уже на пороге настоящего помешательства, а второй из-за такой любви практически потерял все человеческое в душе. Двое молодых, один из которых легко поддается на заигрывания зрелой, и не очень привлекательной женщины, признаваясь, что он женился "по-залету", а вторая то ли действительно настолько глупа, то ли за глупостью прячется от реальной жизни.
Любовь? А нужна ли ТАКАЯ любовь?
И название. После спектакля читала в интернете разные теории о названии пьесы. И то, что Вирджиния Вульф сама страдала психическим заболеванием, поэтому героиня (Марта) в конце говорит, что боится Вирджинии Вульф. То есть, боится окончательно сойти с ума.
И то, что на это название Олби вдохновила надпись "Who’s Afraid of Virginia Woolf?" на зеркале в баре и зацепило сходство фамилии писательницы с названием волка на английском.
И то, что Вирджиния Вульф первая применила литературный стиль в виде потока сознания, который Олби отразил в пьесе.
Не знаю, ни одно из объяснений мне не кажется убедительным.
Но хочу сказать об актерах. Это гениально! Почти 3 часа перед нами не актеры МТЮЗа, а реально преподаватель с кафедры истории Джордж, его жена Марта, дочь ректора университета, избалованная психопатка, молодой ученый с кафедры биологии Ник и его жена-мышка Хани. Игорь Гордин просто феноменально показывает характер своего героя. Он недоволен свалившимися на голову ночными гостями. Он не скрывает этого и всячески унижает и добивает молодежь. При этом периодически он нечаянно открывается и мы видим его болевые точки - неудавшаяся карьера, несуществующий сын, паталогическая любовь к жене. Неудачник, прикрывающийся уже вросшей в плоть маской циника.
Еще хочу отметить Марию Луговую. С каждым новым спектаклем поражаюсь исполнению это актрисы. Какя она разная! В "Плешивом амуре" это девчонка-оторванка с окраины рабочего городка. Здесь совсем юная, блаженная дурочка (или притворяющаяся таковой). Свовершенно разные образы, разные характеры. И каждый убедителен на 100%. Браво! Много лет назад, посмотрев несколько серий сериала "Рыжая" (который мне ужасно не понравился, как и героиня Марии), я и предположить не могла, что буду петь дифирамбы этой актрисе. А она действительно очень талантливо играет!
Резюме - на спектакль наверное идти нужно, чтобы сделать какие-то свои выводы. Тем более, что постановка сама по себе очень сильная (ну у Камы Гинкаса иных и не бывает). А также, чтобы увидеть "в деле" таких актеров, как Гордин, Демидова, Луговая, Шляга. Но данная постановка не мое совершенно. Но каждый должен сам для себя решить - нужно ему это или нет. И посмотреть стоит.

Карина 30 января 2019, 11:10

Послевкусие от спектакля было горьким. Как то не вышло у меня сопереживать актерам и увлечься действием, не откликнулось

Галина 22 ноября 2018, 10:20

Я не могу сказать, что видела все спектакли Камы Гинкаса, отнюдь, но ни один из тех спектаклей, которые мне все-таки посчастливилось увидеть, не оставил меня равнодушной. Вот и вчерашний, "Кто боится Вирджинии Вульф", удерживал пристальное внимание на протяжении всего действия, не давая заскучать ни на минуту. И казалось бы, нет там ни лихо закрученного сюжета, ни какой-то удивительной сценографии, никаких парадоксальных находок или остромодного трэша, но от артистов невозможно оторвать взгляд, все время боишься упустить какую-то интонацию, какой-то нюанс, жест, взгляд.
Спектакль поставлен в пространстве фойе Московского театра юного зрителя (МТЮЗ), зрители сидят на нескольких рядах кресел и вдоль стен. Обожаю такие камерные пространства. И нам посчастливилось сидеть как раз возле стены, то есть практически внутри действия. Да, иногда это мешало тем, что актеры поворачивались спиной, но чаще всего их лица были видны и видны очень близко. Как раз то, что я люблю, когда можно заглянуть в глаза, увидеть не то что их выражение, а даже зрачки рассмотреть. И поскольку мы сидели сбоку, то было видно, что даже отвернувшись от зрителей, актеры продолжают играть.
И как играть! Действие пьесы укладывается в одну ночь, это диалоги двоих не слишком счастливых супругов и их гостей - юной супружеской пары. Супруги, на первый взгляд, ненавидят друг друга. За свои несбывшиеся надежды. Они не просто мучают друг друга насмешками, они жестоко друг над другом издеваются, попутно размазывая по столу и своих гостей. Морально, конечно. Хотя и до рукоприкладства нет-нет, да и доходит. "Игры" типа "Бей хозяина", "Бей гостей" и "Хочу хозяйку".
Но по мере того, как проходит время, зрители начинают понимать, как многое связывает этих людей, как, несмотря ни на что, они нужны друг другу, как знают друг о друге то, чем не хотят делиться больше ни с кем. И как жестоко мстят друг другу, если второй вдруг начинает делиться этим сокровенным с посторонними.
И вот тут все в спектакле зависит от актеров и от режиссера. Я не знаю, как это удается Каме Гинкасу, но в его спектаклях всегда настоящая жизнь. Происходящему в них веришь, их не воспринимаешь, как нечто выдуманное или, тем более, надуманное. И классные актеры это воплощают на самом высоком уровне.
Прежде всего, это Игорь Гордин. Его герой, Джордж, потряс меня своей естественностью, вот никакой экспрессии,.. вроде бы (ну подумаешь, бутылку разбил, всех можно из себя вывести), а напряжение не отпускает. И вообще, я не поняла, как этот красивый стройный актер превратился во вчерашнего поблекшего, сутулого, избитого жизнью человека, он даже ростом меньше стал. И при этом его герой столь силен духом. Как меняется изначально несколько высокомерный и снисходительный вид его молодого гостя, Ника, после того, как он понимает, на чьей стороне на самом деле ум и личностная сила. И именно его герой положит в финале конец самой большой в их жизни иллюзии, как бы ему самому не было от этого больно и страшно. Ни одной фальшивой интонации, ни одного неуместного взгляда, верила Игорю весь спектакль. Вот БРАВО просто безоговорочное.
Очень понравился и новый для меня актер, Илья Шляга, игравший карьериста Ника. Его глаза тоже не врали ни разу.
Да и обе актрисы: и Ольга Демидова, игравшая Марту, хозяйку дома, и Мария Луговая в роли юной пустышки Хани, были очень убедительны.
Но мужчины понравились больше ).
Спектакль идет с антрактом, почти три часа, но я не заметила, как пролетело время ни до антракта, ни потом до финала. Он полон драматизма, там есть, над чем если не заплакать, то хотя бы замереть, и есть, над чем посмеяться. Ирония, сарказм, даже эротика. И вот эти эротические шуточки - они на грани, но за грань ни разу не переходят, воспринимаются просто на ура, как сама жизнь. Да, я, наверное, повторяюсь, но это главное, что поразило меня в спектакле - его естественность. Смотрится на одном дыхании. Зал очень долго потом не отпускал актеров, аплодировал и аплодировал. А Игорю Гордину подарили огромный букет роскошных хризантем. Однозначно заслуженное признание.
А, да, вы, наверное, спросите, а при чем здесь Вирджиния Вулф. Это просто аллегория. Реальная Вирджиния Вулф известна тем, что всю жизнь занималась рефлексией, пытаясь докопаться до мотивов человеческих поступков. И бояться Вирджинии Вулф - это бояться заглянуть в себя, в свою душу и в свои настоящие желания и мотивы. И герои пьесы на самом деле панически этого страшатся, хоть и напевают все время "Не боюсь я Вирджинии Вулф, Вирджинии Вулф, Вирджинии Вулф" на мотив песенки "Трех поросят" ("Нам не страшен серый волк"), так же, как эти поросята, прикрываясь песенкой от суровой действительности.
За приглашение на спектакль моя искренняя благодарность Московскому театру юного зрителя.

Показать все отзывы
и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Рецензии

На тебе, как на войне

Кама Гинкас поставил спектакль о семейной жизни по драме Олби «Кто боится Вирджинии Вулф?». Идти стоит всем, кто ищет в театре правду жизни и не боится мрачных истин.

11 ноября 2014, Наталья Витвицкая

Читайте про другие
события

Статьи по теме

В театр на свидание: оригинальные спектакли о любви и отношениях

Идеи для тех, кто уверен: билеты в театр — лучший подарок.
8 февраля 2017

«Золотая маска»: смотрите сейчас

Все эти спектакли номинированы на главную театральную премию страны. Не откладывайте покупку билетов.
13 января 2016

Новые и лучшие спектакли Камы Гинкаса

В преддверии премьеры знаменитого режиссера мы вспомнили его главные работы в МТЮЗе.
27 ноября 2015

Лучшие спектакли 8–26 апреля

Что смотреть в московских театрах весной. Только проверенные хиты и лучшие премьеры.
24 марта 2015

Выходные в Москве: лучшие события

Отмечаем День святого Патрика с Борисом Гребенщиковым, рассматриваем столетние открытки и идем на фестиваль экстремальных видов спорта.
11 марта 2015

Топ 10 лучших спектаклей с 11 по 25 марта

Хотите избавиться от весенней хандры? Сходите в театр. Лучшие спектакли столичного репертуара — в нашем рейтинге.
10 марта 2015

Самые чувственные спектакли

День Всех Влюбленных в театре: куда надо покупать билеты уже сейчас.
27 января 2015

Топ спектаклей 26.11–14.12

Читайте наш рейтинг лучших спектаклей и выбирайте, в какой театр пойти морозным декабрьским вечером.
21 ноября 2014

Зараза энтузиазма

Кама Гинкас репетирует культовую пьесу Эдварда Олби «Кто боится Вирджинии Вулф».
24 октября 2014

Другие спектакли / драма