Отзывы о "Морское путешествие 1933 года"
«Морское путешествие 1933 года» в театре им.Моссовета, как бы ни было это неочевидно из названия, показывает зарождение фашизма на примере замкнутого общества путешественников на корабле, плывущем через Атлантику в Германию. На протяжении почти месяца самые разные пассажиры обеспеченного «второго класса» будут общаться, ссориться, влюбляться и заводить краткие романы.
В спектакле занята, кажется, почти вся основная труппа театра – режиссер Юрий Еремин явно имел задачей показать максимальное разнообразие человеческих типажей: на корабле есть уважаемая вдова профессора и бизнесмен с дочерью, стареющая актриса варьете Мэри и еврей-коммивояжер Левенталь, бедный художник и его богатая молодая возлюбленная, старик в кресле-каталке и его племянник, сутенер и танцовщицы/проститутки, издатель крупного журнала и манекенщица, инвалид едва передвигающий ноги и американский спортсмен, а также глуповатая пожилая дама с собачкой (живой!). Самой яркой и необычной пассажиркой является Графиня, которую везут как арестантку, чтобы в Германии посадить в тюрьму за сочувствие и помощь коммунистам. А в трюме, конечно же, три сотни нищих больных работников, ютящихся в темноте без окон, пока богачи гуляют по палубам.
В «Морском путешествии» удивительным образом за три часа очень полно раскрываются все герои и многочисленные сюжетные линии между ними, а разнообразие персонажей не только совсем не путает, но и не дает заскучать. Какие только сцены мы не увидим: и комические, и романтические, и печальные, и трогательные, и даже самые настоящие трагедии! За время спектакля очень проникаешься симпатией к героям (не ко всем, конечно), и поневоле начинаешь им сопереживать. За «капитанским столом» имеют право сидеть в ресторане только богатые чистокровные немцы, все остальные – сидят за дальними столиками. Тут и начинается расслоение общества, которое сквозит в разговорах, которые инициирует издатель Рибер (Евгений Ратьков), поклонник Гитлера, в его отношении к другим путешественникам и в общем тягостном настроении, какое бывает перед катастрофой. Ведь все начинается с мелочей, а кажущиеся приятными дама с собачкой или пай-мальчик, племянник инвалида (Антон Аносов), могут проявиться в дальнейшем как настоящие чудовища!
Наиболее трогательны, конечно же, самые «отстраненные» члены общества, и они же – самые человечные. Матрос Григорио из трюма спасает собачку богатой дамы из океана. Еврей Левенталь (Сергей Виноградов) помогает нацисту Риберу с абсцессом и уверяет стеснительную дочь бизнесмена Эльзу (Евдокия Карева) в ее красоте. Бедный художник Дэвид (Антон Поспелов) видит себя более уместным в трюме, рисуя нищих рабочих, чем на танцах на верхней палубе с богатой девушкой. Инвалид Карл (Дмитрий Подадаев) – единственный, кто откликнулся на крики о помощи старика в коляске и довез его до каюты, несмотря на собственные костыли. Грубоватая танцовщица-проститутка Лола (Лили Болгашвили), мечтающая втайне о нежных чувствах с ровесниками, а не о продажной любви для стариков. И даже вначале раздражающая стареющая актриса Мэри (Ирина Климова) оказывается романтичной одинокой особой, которой так не хватает сильного человека рядом.
Самая красивая и трагичная история - зарождающееся чувство между арестанткой-графиней (Евгения Крюкова) и судовым врачом Шуманом (Дмитрий Щербина). Это любовь, которая изначально обречена: женатый мужчина и женщина, которую везут в тюрьму. Взаимопонимание, которое быстро возникает между красивой утонченной графиней и благородным, но таким скромным доктором, заставляет задуматься о том, как неожиданно можно встретить свою настоящую «судьбу» и как легко ее потерять…
Финальная сцена (не будет спойлером, потому что все знают, что будет дальше), кажется мне самой сильной не только в этом спектакле, но и вообще из всего, что я видела в последнее время: танцы на верхней палубе под немецкие веселые песни сменяются знаменитым «Полетом валькирий» Вагнера, любимого композитора Гитлера. А над выстроившимися в шеренгу героями царит Рибер, который уже сделал такую же прическу, как у своего кумира. И наивный Левенталь, который «прежде всего немец, а уж потом – еврей», шутливо вопрошает: «В Германии более миллиона евреев, да что они с нами сделают? Расстреляют?». Да, дорогой Левенталь, ты еще ни-че-го не знаешь…
Это спектакль можно в полной мере прочувствовать только вживую, надо прожить с героями эти несколько часов, чтобы проникнуться историей каждого. «Морское путешествие», однозначно, стало моим любимым спектаклем театра им.Моссовета, и думаю, я после схожу на него еще раз.
И все-таки Театр начинается с хорошо рассказанной истории, которая может удержать зрителей в зале, а если зритель заинтересовался, то он уже не побежит в антракте в гардероб, ведь всем интересно узнать чем дело закончится.
Спектакль "Морское путешествие 1933 года", поставленный Юрием Ереминым в Театре имени Моссовета как раз и основан на хорошем материале, а именно на вольной интерпретации фильма Стэнли Крамера "Корабль дураков", а фильм в свою очередь поставлен по роману Кэтрин Портер.
Принцип книги-фильма-спектакля множество раз использовался в искусстве - группа казалось бы ничем не связанных между собою людей помещается в некое изолированное пространство, из которого не вырваться при всем желании. Далее в них кидается запал интриги - вот тут все и начинается.
В нашем случае действие происходит на океанском лайнере, плывущем из Мексики в Германию.
И время путешествия - 1933 год - выбрано неслучайно: еще не родился Третий рейх, а уже начинается распределение пассажиров на чистых и нечистых, на полноценных и неполноценных.
В результате получился спектакль о любви, ненависти и жестокости, о взаимопонимании и его отсутствии. И в нём множество сюжетных линий, каждая из которых что-то добавляет в общую картину этого "ноева ковчега".
Это спектакль о нас с вами, он о тщеславии и глупости, о мечтах и надеждах и о человеческих чувствах.
Действующих лиц в спектакле очень много, среди них нет главных, каждый герой важен для развития сюжета, каждый льет свою воду на общую мельницу. Перед нами проходит череда мелких жизней, и все вместе они образуют целое, дают ощущение мира, катящегося в пропасть.
Все актерские работы восхитительны - не видно ни единого узелка на изнанке общей вышивки.
Юрий Еремин не только поставил спектакль, но еще снабдил его выразительной сценографией. Вращающаяся сцена-палуба добавляет образности этому мирку - микрокопии большого мира. Плеск волн, проецируемых на экран, красив, но способен вызвать морскую болезнь, что еще больше сближает зал с персонажами, плывущими на корабле.
В результате получился многогранный, глубокий, наполненный множеством судеб спектакль, в котором постоянно возникает ощущение надвигающейся катастрофы.
Актриса Евгения Крюкова нравится мне в фильмах. Красивая, харизматичная, «манкая» ( как говорят про таких девушек с ярко выраженным женским обаянием).
Хотелось посмотреть на неё в театре.
Выбор был сделан в пользу спектакля «Морское путешествие 1933 года» .
События происходят на корабле, который 28 дней плывет в Германию. Я сама часто путешествовала раньше на подобных огромных круизных лайнерах, когда недельное путешествие , как целая жизнь!
Люди разных слоев, профессий, возрастов и устремлений садятся на корабль и отправляются в путешествие, которое символизирует наш жизненный путь. Мы всегда куда-то идём, спешим, стремимся, окружённые постоянно разными людьми, вступая с ними во взаимодействие. Происходят различные события, кто-то влюбляется, кто-то кого-то обманывает,кто-то философствует, кто-то хочет познакомиться...Мы наблюдаем за этими жизненными историями, примеривая их на себя, сопереживая кому-то, осознаём, что многое из увиденного созвучно тому, что происходит с нами, о чем думаем мы,хотя это путешествие 1933 года , а у нас на дворе - конец 2021-го. Меняется время, меняется мода, меняется жизнь и технологии, но неизменными остаются человеческие чувства, пороки,страхи, переживания, мечты...
Каждый здесь увидит что-то своё личное. То , что его заставит задуматься. Лично меня взволновала любовная история судового врача ( актёр Дмитрий Щербина) и графини- арестантки ( Евгения Крюкова). Вот ведь как бывает - «любовь нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждёшь», ну вот в самый неподходящий момент. Часто мне приходилось наблюдать, когда определённые обязательства и долг перед семьей( по факту уже несуществующей) не дают возможности построить новые отношения и личное счастье. Шуман, судовой врач, стоит перед таким же выбором : долг по отношению к семье , жене и вспыхнувшие чувства.
А потрясающе сыгранная Ириной Климовой история бывшей актрисы варьете, дамочки «бальзаковского возраста»,стремящейся к обретению своего женского счастья. Ирина очень тонко и чувственно показывает нам этот образ. У меня он вызвал сочувствие и сострадание к бедной женщине.
А роль Дмитрия Подадаева ( инвалид)! Я даже не могла поверить, что это физически здоровый актёр играет, так это было талантливо.
Здесь каждая сюжетная линия выполнена очень ярко всеми актерами, что практически нет главных и второстепенных персонажей.
И на фоне всех этих личных историй показаны темы добра и зла, общий ход мировой истории кануна великого перелома. Вот уже в воздухе витает зарождающийся дух фашизма и неоднозначное отношение к евреям. Вот погибает нищий эмигрант, спасающий собачку богатой дамы, а та абсолютна безразлична к смерти человека.
Хочу отметить сценографию спектакля . Вращающийся круг сцены выдвигает на первый план то одних героев, то других. Интересное решение. Впрочем , в Моссовета я не помню пока спектакля, чтобы мне не понравилось сценическое решение . Здесь всегда всё к месту. Если нужно - будет ярко и богато, подчеркивая красочность действия и сюжета, если нужно- сдержанно и лаконично ( чтобы больше акцентировать на игре актеров).
Юрий Еремин, режиссёр, сделал объемный, сложный, глубокий спектакль. Смотреть его- удовольствие!
Рецензии
Корабль дураков
Эффектный спектакль-панорама о том, как начинался фашизм.
24 апреля 2015, Наталья Витвицкая
Читайте про другие
события
Статьи по теме
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
БродскийМаяковскийБлок
Минималистичный спектакль-концерт собран из стихотворений трёх важнейших поэтов XX века — Иосифа Бродского, Владимира Маяковского и Александра Блока.