Отзывы о "Хованщина"
Собираюсь идти на Хованщину, решила отзывы почитать. Уже хочу, очень даже.Мой любимый театр, много пересмотрела опер, нравятся все, кроме "Кармен". Балет шикарный, если , особенно, танцует Кардаш.
Посмотрела на днях пожалуй одну из самых сложных для моего восприятия постановок — «Хованщину» в МАМТе в постановке Александра Лазарева. Опера с богатой историей — первая постановка состоялась 122 года назад. И с тех пор на каких только сценах её не ставили — Москва и Санкт-Петербург, Милан и Париж, и многие другие. Либретто к постановке написано самим композитором Модестом Мусоргским.
Она меня просто поразила своей масштабностью, такого большого хора на сцене я еще не видела. Потрясающие голоса! Первая сцена где поют стрельцы с женами и зовут прийти Батю. Именно так стрельцы называют Ивана Хованского. Исполнитель его роди Дмитрий Ульянов поражает с первой арии своим мощным голосом.
Еще из исполнителей очень понравилась Ксения Дудникова, исполнительница роли Марфы. Особенно в сценах «Силы потайные, силы великие» (вот и вправду верилось, что ведьма и что-то видит) и «Исходила младёшенька».
Из поразивших меня сцен в общем ходе оперы — сцена с персидскими девушками — восточная музыка со сцены, танцы.
Красивые костюмы от Марии Даниловой — но они красивы своей простотой. Народ — в белых одеждах, стрельцы — в красных, бояре — в кафтанах. Чем то мне это напомнило постановку на историческую тему в театре Моссовета.
Поражает сценография спектакля от Владимира Арефьева — огромный дом, где находится место для всех. Только вот мирно никому в этом доме не живется. Огромный стол, который служит много чем по ходу постановки — он и собственно стол, богато украшенный яствами, и стена, разделяющая героев, и эшафот в финале оперы.
Не зря, не зря раздают у нас спектаклям "Золотые маски"
Стрелецкий бунт - весьма сложная страница российской истории. И опера "Хованщина" тоже непроста для постановки.
Но прежде чем рассказать о "Хованщине" в МАМТе, напомню, что впервые партитура оперы Модеста Мусоргского «Хованщина» была издана в 1883 году в редакции Римского-Корсакова. Мусоргский писал оперу долго и трудно, и так и не закончил. Но у него получилось главное!
Получилось отразить в музыке и чувства людей, и красоту, и сложность ситуации, в которой оказались стрельцы, и темень времени, и раскол не только церкви, но всей страны, всего общества, и даже невероятную тоску и безысходность. А ещё красоту России, красоту простого народа. Режиссер-постановщик Александр Титель вместе с дирижером-постановщиком Александром Лазаревым лишь правильно преподнесли всё это зрителю.
Да! В МАМТе мы слышим оперу в оркестровке Дмитрия Шостаковича, сделанную им в 1958 г., завершение оперы написано Владимиром Кобекиным.
В постановке МАМТа очень, очень много правильного. Правильные декорации, которые начинают работать ещё задолго до начала спектакля, как только зритель попадает в зал. Сидишь, смотришь на эти деревянные стены то ли дома, то ли города, и остро чувствуешь то самое время, словно там на сцене открылся портал в прошлое.
И первая же сцена, в которой женщины в старинных простых одеждах, подоткнув подолы, моют полы, вызывает мгновенное принятие, как нечто абсолютно естественное и повседневное, происходящее здесь и сейчас.
И таких сцен, в которых всё происходящее кажется абсолютно правдивым и естественным, много. Вот уж не ожидала лично я, например, что буду пристально следить за каждой секундой, проведённой на сцене Чингисом Аюшевым в роли Подьячего.
Что буду восхищаться не только голосом, но и каждым движением Князя Ивана Хованского, которого так ёмко сыграл Андрей Валентий.
Что буду не просто слушать, а подавшись вперёд, впитывать звуки оркестра. Впитывать как живительную воду или как яд, даже не знаю.
Но сопротивляться этому мощнейшему потоку бессмысленно.
А моменты, когда пел стрелецкий хор, проникающие прямо в душу, забыть просто невозможно! До дрожи. Потрясающе красиво задумано и исполнено!
А стрелецкая казнь - кульминация всего спектакля. Встающие и уходящие в финале сцены один за другим стрельцы - это мощно.
Это тот самый прыжок с обрыва после долгого и мучительного балансирования на краю. Браво!
И, конечно, блестяще сыгранная Ксенией Дудниковой Марфа. Да-да, не только спетая, но и сыгранная!
Особенно пронзительная в сценах с Сусанной и Досифеем.
Партию Андрея Хованского исполнял Николай Ерохин, обладатель гипнотически красивого голоса и весьма эмоционально сыгравший молодого князя.
И оба они, и Ксения Дудникова, и Николай Ерохин, безупречно сыграли финальную сцену, именно так, что понимаешь: всё, конец.
А дальше.. Дальше лишь смотреть застывшими глазами вверх на клубы дыма и всполохи огня. Смотреть опустошенно, чувствуя, как в этих клубах исчезает и какая-то часть твоего собственного маленького мирка, который теперь уже не будет прежним.
И эта неизбывная тоска, которую, наверное, так или иначе знают и чувствуют все, в чьих венах течёт хоть капля русской крови, неотъемлемая часть и тебя самого. И она очень точно выражена Мусоргским в его бессмертной "Хованщине".
Сходите в театр!
Рецензии
Русская народная мгла
Политическая опера Мусоргского в почти безупречной версии «Стасика»
24 февраля 2015, Наталья Витвицкая