Спектакль Бег
Радикальный Булгаков под музыку Майкла Джексона и Pink Floyd от Юрия Бутусова.
Пьеса М. Булгакова «Бег» написала в 1928 году и при жизни автора не была поставлена, что «было для М. Булгакова почти катастрофой. Основой сюжета послужили воспоминания об эмиграции первой жены писателя Л. Белозерской, бывшего генерала Я.
В «Беге» тема разочарования, разрушенных иллюзий, тупика, безостановочный бег, похожий на бред, на кошмар, на страшный сон, — не случайно отдельные акты названы снами». Ю. Юзовский. «Бег» разрушает условные границы жанра, то перед нами психологическая драма, то фантасмагория, почти выпадающая из реальных представлений об окружающем мире». В. Каверин.
Сегодня эта пьеса, к сожалению, актуальна как никогда.
«„Бег“ для меня — это состояние человека, проснувшегося после сна, в котором его преследовал кошмар, видения… а утром ты обретаешь покой… Ты один, очень тихо, в соседней комнате спят родные,.. все хорошо,.. и ты спокоен и счастлив…», — Юрий Бутусов.
Спектакль — корпродукция Открытого фестиваля искусств «Черешневый лес» и Театра им. Вахтангова.
Фотография обложки «Бег».
Автор Валерий Мясников. Источник https://vakhtangov.ru/show/beg/.
Отзывы о «Бег»
Ещё 3 отзываУдивительный по силе эмоций спектакль. "Бег" Юрия Бутусова – размышления на тему, 8 снов о потерянном, несбывшемся и настоящем. И смерть, которая сквозной линией проходит через каждый сон. И всё завершает.
Ниже простыня мыслей о Беге, который я увидела во второй раз почти через год после оглушившего меня первого просмотра, который даже снился мне в последнее время, и который я, видимо, буду проживать еще. Перед третьим звонком поймала интересное непривычное ощущение: волнение от знания, что предстоят 8 булгаковских снов, и, в первую очередь, неудобные, некомфортные полчаса пристального наблюдения за лихорадкой "тифозной женщины", за зарождением болезни Хлудова, за метаниями Чарноты, волнение от знания, что будут оглушать ритмы Pink Floyd, а музыка Olafur Arnalds будет сжимать сердце.
⠀
Первый сон это неловкость от подглядывания в чужой болезненный бред, физическое желание иногда схватиться за голову и прикрыть уши руками, и отсутствие возможности оторваться. Как причудливо и в то же время логично первый сон перекликается со сном пятым (первым после антракта) - сном генерала Чарноты, который в "сволочном" Константинополе вполне буквально теряет своё лицо и декламирует стихотворение Володина "Надо следить за своим лицом". Текст Булгакова переплетается ещё и с Бродским, Маяковским, Довлатовым. Не всегда и не во всем для меня понятны эти включения, но звучат органично. В самом тексте Булгакове уже магия. Странно, наверное, но одна из любимых моих фраз: "Случился зверский, непонятный в начале ноября в Крыму мороз. Сковал Сиваш, Чонгар, Перекоп и эту станцию". Мне от неё холодно и жутко. ⠀
Описания Хлудова, станции, Константинополя очень образные ("электрические луны"!). Как здорово, что они оставлены в спектакле, и какие же приятные голоса у рассказчиц.
⠀
В этот раз мое место было ближе к сцене, ракурс - удобнее, и я увидела много деталей, ранее не замеченных. Вот, например, Люська в воображении Чарноты после разрыва с Люськой, вполне живой, снимает туфли и не уходит-уплывает на носочках (до чего красиво!), а я смотрю на эти туфли и думаю, что на сцене остался реквизит. И меня интересует, когда и как их уберут. А их и не убирают, конечно, и в следующей сцене Голубков (Сергей Епишев) берет их в руки и говорит, что Серафима ушла. Что произошло с туфлями дальше я просто не помню, потому что смотрела на лицо Епишева, и мне становилось не важно, как "уйдут" эти туфли.
Беременная женщина с сигарой и бокалом в первые секунды вызвала оторопь, и у меня пронеслась мысль о том, что можно же и поменьше эпатажа, Юрий Николаевич, ну, а потом все поняла и щипнула себя за руку от досады - ну, конечно, вот же она какая мадам Барабанчикова. Ничего не придумано, хотя и может казаться очень вольным обращением с пьесой. Это есть у Булгакова. Думаю, можно играть и ставить действия, а можно переносить дух и смысл.
А ещё можно тасовать сцены, словно колоду карт, чередуя шарманку и выступление интеллигента из Петербурга и Симы, вызывающие смех облегчения в зале (напряжение зрителю тоже нужно периодически сбрасывать), и разлетевшиеся "стакашки", которые старательно собирает Хлудов, и от одного только этого слова все уже сжимается внутри. И, кстати, не настолько уж прямо его образ про таракана, на мой взгляд, человек болен и человек стареет. По крайней мере, Булгаков пишет об этом.
Да, 4 часа много, устают и спина и попа, чего уж там, но сон последний, грустный, с надеждой, перекрывает все. Закончен Бег, впереди ночь, которую вполне можно убить на прения с самим собой и с теми, кто смотрел спектакль вместе с тобой. Главное не чокнуться, говорю я себе :) Но в этот раз ощущение светлое.
Рецензии
«Бег» с препятствиями
Радикальный Булгаков под Майкла Джексона и Pink Floyd от режиссера Юрия Бутусова.
14 апреля 2015, Наталья Витвицкая
Читайте про другие
события
Статьи по теме
Актеры «Бег»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.