Спектакль Маэстро
В основе спектакля «Маэстро» режиссера Юрия Иоффе лежит роман «Жизнь и творчество композитора Фолтына», в котором речь идет о жизни творческой богемы. Красивые балы, на которых танцуют страстное танго, салонные встречи с презентациями будущих музыкальных шедевров – все это ждет зрителей спектакля «Маэстро». А еще рассказы-воспоминания знакомых и коллег Бэды Фолтына – героя, которого смело можно поставить в один литературный ряд с Тартюфом и Фомой Опискиным. Композитор Бэда Фолтын жаждет славы, не имея для этого никаких оснований. Он наделен единственным талантом – жить за счет способностей других людей.
Отзывы о «Маэстро»
Хотите улучшить настроение и получить пищу для размышлений? Сходите на "Маэстро" в театр Маяковского. Получите массу удовольствия. Актерские работы там потрясающие, причем все без исключения. А режиссура Юрия Иоффе очень хороша.
Это история мелкого прохиндея от музыки Бэды Фолтына. Перед зрителями пройдет вся его жизнь, с детства и до самой смерти. Рассказ будут вести разные персонажи, которые встречали Фолтына на своем пути в течение 20 лет. Первыми рассказчиками будут те, кто встречал его еще в гимназии, бывший друг Бэды Шимек и пани Гудцова, которая была влюблена в Бэду, когда ее звали просто Иткой.
Он хочет, чтобы его считали неземной натурой, немыслимым талантом, великим обольстителем. Но вся эта внешняя шелуха в конце концов спадает и товарищи Бэды, как и зрители, видят его истинное лицо прохвоста, лицемера и плагиатора. Тем не менее, какое-то время ему удается держаться на плаву. Но недолго, ибо прозревают самые наивные, даже его жена Карла (В. Забегаева), глупая гусыня, поначалу слепо влюбленная в своего дорогого гения. Юрий Иоффе наглядно показывает, как растут его герои, как взрослеют, умнеют Шимек, Карла, Итка... И только Бэда остается таким, как был.
Спектакль изумительно хорош с точки зрения актерской игры, тем более, что идет он на сцене на Сретенке, зал маленький и актеры играют прямо перед зрителями. Это потрясающе! Совершенно великолепен Виталий Ленский в роли Бэды. Ему удалось перевоплотиться и в юного гимназиста, и в зрелого "Маэстро". Если поначалу его герой кажется просто ошибающимся юнцом, то к концу спектакля зрители уже вполне раскусили его: это истинный павлин, который не умеет петь. Говорю это фигурально и имею в виду исключительно героя, потому что Ленский как раз в спектакле поет. Очень хорош критик Петру в исполнении Евгения Парамонова. Рисунок роли несколько отличается от того, что написал Чапек, но зато достаточно узнаваем. Такие персонажи нередки в театральной тусовке. Прекрасна оперная дива (Мария Фортунатова). Кстати, в спектакле она исполняет арию Кармен. Образ кабацкого музыканта Каннера (Вячеслав Ковалев), забулдыги и пошляка, наглядно показывает, чем истинный талант отличается от ложного. Пусть его "Песнь о Юдифи" посвящена не библейской героине, а буфетчице, она прекрасна, чего нельзя сказать об опере Фолтына. Не менее хороши студенты-музыканты (Р. Фомин и А. Гусев) и Итка (М. Болтнева). И еще две роли я хотела бы отметить. Это отец Карлы (В. Довженко) и служанка Марта (Д. Хорошилова, если я не ошибаюсь). У первого всего несколько реплик в первом отделении. Но какой колоритный образ: полу-барин, полу-мещанин, стареющий лев, обожающий дочку Карлу. Марта находится на сцене гораздо больше времени, зато реплик у нее мало. Но это актрисе не мешает. Телом, улыбкой, глазами она очень много рассказала о своем персонаже.
Хочу отметить еще работу В. Негруца, которая отвечала за музыкальное оформление. Поскольку спектакль рассказывает о композиторах и музыкантах, в нем постоянно звучит музыка, причем разная, от оперной до кабацкой. Она подобрана хорошо и использована к месту. И, наконец, пару слов надо сказать о костюмах А. Климова. Яркое алое платье певицы, фрачный костюм Беды, длинная ночная рубашка Марты, нелепое лососевое платье Карлы, костюм-тройка ее отца, вязанный жилет Петру - все эти наряды изумительно подходят их героям и многое говорят о них.
Режиссер постановки – Юрий Иоффе.
Трагическая комедия на тему около-богемной чешской жизни. Интересно, кого так Карел Чапек хотел разоблачить, до исподнего.
Хотя как сказать. Разоблачение проведено не только последовательно, от детских лет героя до гроба, но и красиво. В обстановке прекрасного богатого дома, в шелках, бархате и при звуках рояля.
Великого и ужасного Беду Фолтына играет Виталий Ленский. Великого в своем обаянии и ужасного отсутствием очевидных талантов. Беда – эгоистичный, завистливый, лживый человечек без особых дарований как бы, но явно с серьезным и сокрушительным талантом очаровывать, а также умением чувствовать столь нужный ему самому творческий дар в других, в окружающих, и вообще жуа де вивр – конек артистической натуры Беды Фолтына.
Итак, маэстро умер на сцене, и в силу жанра все обиженные им пройдут перед нами живой картинкой
Сначала мальчик Шимек, чьи стихи были по достоинству оценены Бедой, затем прекрасная дама (Мария Болтнева),чьи кружева, танго и история Юдифи буду полезны будущему композитору. И наконец, главное завоевание – жена Карла (блистательная Валерия Забегайлова). Она, ее личная скромность и большие деньги – настоящий капитал, на который Беда Фолтын оторвется по полной, а мы понаблюдаем.
Ну это ж все нестерпимо прекрасно: обеды, на которых музыканты пьют шампанское и коньяк, беседы об искусстве и лучшее украшение общества – нет, не оперная певица и первостатейная красавица, а музыкальный критик-алкоголик в почтенном возрасте, Евгений Парамонов в ермолке, вязаном жилете – блеск и образец. «Почему бы и нет» - гениальная фраза, брать и пользоваться. А как стирал носки. Чернил, и плакать
К тому же доктор Петру оказался честен и слегка жесток. На розыгрыш наглого Беды его развел конечно, человек из Рыбинска, ну кто ж еще. Правда, похоже я путаю артиста и его роль. Да, собственно, причем тут Рыбинск и его тороватые и довольно лихие жители, здесь, на сцене студенты пражской консерватории. Самого шалого играет Андрей Гусев (он из Рыбинска), а самого доброго и талантливого «Папеньку» – Роман Фомин. Веселые ребята. И голодные. А Фолтын их кормил на средства жены довольно щедро.
Очень понравился Каннер, кабацкий музыкант – Ковалев Вячеслав. Играл, пел и валялся на сцене так вдохновенно, что мог впечатлить не только Беду.
Служанка – Дарья Хорошилова – как Моцарт-мальчик-паж еще туда-сюда, просто забавно, а вот в качестве звезды-американки-Мерилин-ревущие 20-ые и пр – очень даже мила, вертлява, и тыщи-тыщи-тыщи искр летят из глаз ее и из-под шпилек.
Что ж сказать к финалу. Да, Беда Фолтын – скотина и мерзавец. Но что умер – жалко. Лучше б продолжал вертеться и чудить и добавлять безумия в размеренную буржуйскую жизнь.. Вот так кажется.
Читайте про другие
события
Актеры «Маэстро»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.