Спектакль Медея
«Бенефис» Хиблы Герзмавы в одной из самых ярких партий бельканто.
Самая известная из трех десятков опер, сочиненных Луиджи Керубини. Александр Титель перенес действие в XX век: на ногах у Медеи армейские ботинки и простое черное платье с карманами, в которых она прячет сжатые кулаки. А свое убежище она находит среди тетраподов — специальных сооружений, гасящих удары волн. Хибла Герзмава, международная звезда и любимица мировых оперных сцен, фантастически хороша в образе разъяренной обманутой женщины. Финальное, третье действие — практически монолог Медеи и бенефис Герзмавы — действует даже на неподготовленного зрителя гипнотически.
Отзывы о «Медея»
О, Боги! Медея прекрасна и ужасна! Любить до ненависти! До зубовного скрежета! Так что бы быть на вершине торжества в самый горестный момент может не каждый.
Великолепная Наталья Мурадымова это нечто совершенно необъяснимое словами. Как могло переплестись в одной женщине столько талантов - не постичь. Прекрасный голос играет как изумительной чистоты огранённый алмаз. То обволакивая нежным бархатом, то режет душу острым ножом. Тонкая игра на нервах страстей брошенной женщины ей удалась на столько что вызывает трепет затаённых слёз в душе сидящего в зале.
Драматизма в ее роль вносит черный цвет костюма. Она единственная кто в таком цвете костюма. Порывистые движения и игра лицом – все вместе держат в напряжении с первых минут появлении Медеи и до финального ухода героини. Даже если Медея присела за столик – нерв не отпускает натяжения струн души. И вот секунда, шелест юбок и уже разъярённая тигрица летит навстречу тому кто предал ее. Ещё секунда и уже несчастная изгнанница согнулась под тяжестью боли разбитого сердца. Даже зная финал из учебников и книг сочувствуешь Медее. Ей переживаешь и понимаешь как это любить до безумия. Наталья Мурадымова прекрасно показывает всем свои существом как это. И ты веришь ей. Веришь что боль захлёстывает рассудок. И ты не хочешь ничего кроме как обнять её и пожалеть.
Приятно оттеняет порывистость Медеи её верная служанка Нерис. И в счастье была она со своей госпожой и единственная кто не предал, оставшись до последнего вздоха с ней. И едва ли не такой же шквал оваций срывает как и прима. Нежно заботится о своей хозяйке, пытается увещевать, но всё тщетно.
Естественно прекрасен Николай Ерохов в роли Ясона. Ему очень удаются роли неоднозначных героев. И рвёт душу его игра не хуже игры Мурадымовой. Конечно не так порывист и эмоционален. Но это барышням позволено заламывать руки. Ясон же герой. Поэтому сдержан. Но и у него прорываются эмоции не забытой любви к прекрасной Медее. В эти моменты отчаяние и злость на самого себя сквозит во всем. Злость что не может забыть любви к прекрасной жене. Но и злость что нужно уходить ибо вместе уже невмочь. И невеста красивая, которой клянётся в любви, ждёт свадебного пира.
Конечно хороша и Главка, но она меркнет на фоне таких ярких персонажей. Ей достался светлый наряд как противовес Медее. Такая наглядная демонстрация добра и зла.
Постановка Тителя такой психологический штурм всех чувств сразу. Даже лаконичные декорации в виде бетонных тетраподов, которые часто увидеть можно на берегах морей как волнорезы, играют свою молчаливую роль. В первом акте они где то там в стороне намекая на берег Эгейского моря, пляж и приятную атмосферу. Во втором акте уже в центре разделяя планы сцены и придавая динамики действу. Натягивая струны психологии ритмом. В третьем - это уже почти противотанковые ежи в динамичном такте конструкции. Такой ритм - динамик, ощеренность болью героев и финал. Острый, печальный и логичный.
Опять я порадовалась переносу во времени происходящего. Снова на сцене время начала двадцатого века. Костюмы намекают на ... примерно на года тридцатые или двадцатые. И это прекрасно вписано в оперу которой столько веков! Я не буду писать об истории самой оперы. Скажу что великая Мария Каллас задала высокую планку и в www.stanmus.ru у неё прекрасные преемницы в Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко !
Одно но! В момент свадьбы Ясона с Главкой венчает православный поп. Простите меня, но реакция моя и моих соседей впереди и сзади сидящих,даже дамы за 60 недоуменно переглянулись, была однозначной "на кой ляд?!". Его появление сбивает, убивает силу происходящего. Когда на переднем плане страдает Медея, на втором плане появляется этот персонаж и вызывает реакцию "не нужно его" под песнь Гименею. Даже если нужно венчать - то царственных особ не венчают попы и в чёрном. Как минимум архиепископы и в белом. Он чужероден в этом моменте.
Но это та самая милая капля , но которая в данном случае не испортила бочку мёда!
Восхитительная режиссура, неподражаемая актёрская игра, прекрасная работа костюмеров, реквизиторов и декораторов Всё это звучит как единое БРАВО! И даже БРАВИССИМО!
Глубокий реверанс сообществу Люблю Москву за возможность увидеть прекрасное!
Рецензии
По-царски
Безупречная постановка оперы Керубини с Герзмавой в роли Медеи.
19 мая 2015, Наталья Витвицкая