Спектакль Карамазовы
Это именно Достоевский. Без всяких примесей. Достоевский, столь тревожно и тонко резонирующий с сегодняшним днём.
Театр продолжает диалог с автором о Боге и бессмертии души, о времени и месте человека в нём. О человеке, терзаемом сомнениями, раздираемом страстями, жаждущем любви, денег, власти, мечущемся от добра ко злу и от зла к добру. Человеке, ищущем свой путь, свою веру, своего Бога. Всё это оживает на сцене, превращаясь в сумасшедший водоворот. Спектакль как гипнотический сеанс. Зрителя постепенно втягивают в запутанный лабиринт чувств, а потом шквалом обрушивают на него жар неистовых страстей.
Режиссёру удаётся передать смену настроения каждого из героев, когда, в одну секунду, мирная беседа может превратиться в ссору, а скандал внезапно остановиться и обратиться в сон.
Фотография обложки «Карамазовы».
Источник theatreman.ru.
Отзывы о «Карамазовы»
"Карамазовы" Пермский театр "У моста".
(или же всё-таки МОСКОВСКИЙ Пермский театр "У моста" - как спросил прохожий у Сергея Федотова около Театра Луны, где уже не в первый раз проходят гастроли театра).
Очень люблю этот театр. И влюбилась из-за его постановок обожаемого Макдонаха. Потом очаровалась той же искромётной "Мачехой Саманишвили". Но театр задумывался для классических постановок (как выяснилось из традиционной предспектаклевой речи худрука и главного (единственного?) режиссёра театра Сергея Федотова.
Конечно, дословно поставить такую махину на сцене довольно сложно, чем-то (кем-то) приходится жертвовать, выделяя для постановки конкретную линию. Безусловно этот спектакль о любви Дмитрия и Грушеньки и конфликта на этой почве в том числе Мити с отцом. Эта линия тут главная. Зосима упомянут мельком, Алеша тоже в общем-то не раскрыт. И со Смердяковым тоже толком не разобрались. Но повторюсь, тут впихнуть невпихуемое.
И Дмитрий, и Грушенька прекрасны. В своих чувствах, спонтанных безоглядных действиях. Как раз та шикарная грань, когда вот включаешь логику - содержанка легкомысленная да любитель женского общества, а как же сопереживаешь! Как же они оба приятны! Честностью! Оговора молвы не боящиеся. Право слово и в спектакле больше понравились исполнители именно Дмитрия (Владимир Ильин) и Грушеньки (Анастасия Перова). Страстные натуры, много чего наболтать могут в пылу, но при этом честные, настоящие. Я бы даже сказала нарывающиеся и не умеющие обелить себя. И постоянные разговоры Дмитрия, что убьёт отца, как раз потому, что по-настоящему не помышлял. И специальное выпячивание Грушеньки её "плохости", особенно при чистом Алёше. При видимой легкости существования, при разбитном характере, вглубине она корит себя, тяготится своим существованием. А как она ждала встречи со своей старой любовью? Честно, униженно, но не жалея? И какое же разочарование! По-настоящему завидуешь ее полноте чувств, пускай и довольно переменчивых.
Также колоритен батюшка Карамазов - Федор Павлович . Думаю, что играл Александр Шаманов. (Увы, программка не очень информативна - угадай из трех-четырех исполнителей кто на сцене - прошу прощения за воможные ошибки). Насколько противный человек! Но как водится, именно у него блага жизни и в его власти решить проблемы других.
Немного жаль, что Алеша тут скорее святая икона, к которой припадает и с которой пытается богохульствовать Грушенька. Эдакая Швейцария с нейтралитетом. Парламентер. Но вот характера, помыслов Алеши тут уже впихнуть не удалось.
Также хоть и ооочень ярко, но минимально показан Смердяков. С виду хоть и колоритная, но чистая змеюка подколодная. А там ведь какая интрига мести, да и чего ж он повесился? Взял бы деньги да и уехал? И чего фразочки про Бога? У Вильдана Валиева (если не ошибаюсь) - прям вот классический злодей по образу. Противненький. Но хоть и мало его было, но шикарно сыгран! И последняя его сцена прекрасна! Но мало его было, мало...
А красавчик Пан? Иванов Денис.
Режиссер Сергей Федотов не пытается ошеломить зрителя нестандартностью постановки. Спектакли его театра по правильному классичны. Костюмы и декорации соответствующие эпохе. Чем же привлекают постановки людей? За всех не скажу, но вот меня особой камерностью. И это несмотря на то, что размер сцены не так уж и мал. Свет выстроен так, что создается ощущение, что ты заглядываешь в окошко и наблюдаешь за чужой жизнью.
Вот высветилось окно за которым три брата Карамазовых со свои отцом ведут диалог со старцем Зосимой. В этом разговоре сразу очерчиваются характеры героев: богопослушный младший Алексей; неверящий в бога, но признающий существование черта, средний Иван; неуемный, живущий страстями старший Дмитрий; их отец — сластолюбивый прижимистый старик Федор Павлович. Пришли они к старцу за советом в надежде на выяснение имущественных отношений. Но слишком велики противоречия и взаимные претензии у отца и Дмитрия Карамазова, а потому все заканчивается очередной ссорой. Достоевский немало строк посвящает размышлениям об отношении к религии и богу, но тут проблема отцов и детей не в теологических несогласиях, а в весьма плотских материях. Как говорят французы «cherchez la femme» — папа и сын запали на одну молодую особу, имя которой Грушенька.
Пересказывать содержание не имеет смысла. Оно больше похоже на те сжатые эссе для старшеклассников, которыми потчует интернет в преддверии экзаменов «вся литература за полтора часа». Роман содержит много больше сюжетных линий и героев, чем позволительно представить в трехчасовой театральной постановке. Тут же внимание полностью отдано семье Карамазовых и их внутрисемейным разборкам.
Очень долго Достоевский мучает читателя вопросом: «так кто же убил старика Карамазова?» На сцене же зритель довольно быстро получает ответ: «Вне всяких сомнений, это лакей и незаконнорожденный сын Смердяков». Настоящий убийца определен, но как и в книге, на каторгу пойдет Дмитрий Карамазов. Несовершенство судебной системы и желание главного героя «очиститься через страдание». Вновь и вновь писатель обращается к своим излюбленным темам: вера в Бога и неверие, разрешение на преступление и муки совести следующие за трагическим поступком, честные и падшие женщины, жертвенные и страстные отношения. И темы эти проявляются в диалогах, наиболее важные из которых, режиссер включил в постановку.
Спектакли Сергея Федотова наполнены элементами мистицизма и таинственности. Одной из подобных мистических сцен является беседа неверующего в Бога Ивана Карамазова с чертом. Окутанные зеленоватой дымкой собеседники по разным концам длинного стола ведут разговор, но на самом деле это разговор Ивана с самим собой, с тем своим д********, который воплощает все темные черты натуры. Подобная трактовка крайне близка и театру Луны, сцену которого на этих гастролях использовал Пермский театр.
Актерский состав профессионально ровен. Каждый из артистов без труда может перевоплотиться и заменить партнера по сцене, программка тому подтверждение. Владимир Ильин, исполнявший роль Дмитрия Карамазова, завтра может стать братом Иваном, и наоборот. Было бы любопытно увидеть вещь с иным актерским составом, но для этого необходимо отправляться в Пермь, а это сложно. Рада за очередное соприкосновение с театром «У Моста».
Читайте про другие
события
Статьи по теме
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.