Отзывы о "Портрет Дориана Грея"
Чем дольше хожу в театр "На Юго-Западе", тем больше проникаюсь духом и стилистикой его спектаклей, и вот, не без опасения, я наконец решилась посмотреть «Портрет Дориана Грея». Дело в том, что, на мой взгляд, изящный стиль любителя парадоксов Оскара Уайльда, идет в разрез с яростной активностью театра "На Юго-Западе". Но, как это не удивительно, спектакль мне понравился. Принесший Уайльду наибольшую славу роман «Портрет Дориана Грея», роман-аллегория, роман-символ, роман-миф, на сцене театра "На Юго-Западе" возможно потерял черты эстетизма и европейского модернизма, но приобрел нечто новое и, в разрез с мнением Уайльда, считавшим, что искусство скорее покрывало, чем зеркало, стал именно зеркалом, ослепительно отражающим черты героев. Борьба Белого и Черного в постановке Олега Леушина заточена до опасной остроты. Самая яркая и завершенная фигура романа, своего рода демон-искуситель, — лорд Генри Уоттон, в спектакле абсолютно буквально становится Мефистофелем. Уайльдовский Мефистофель лишен атрибутов дьявола, он действует в облике светского человека из высшего общества, его речь — вереница блестящих парадоксов. Черное, в исполнении Фарида Тагиева, зло ради зла, хотя и не лишенное обаяния, это черный демон, цель которого искушение - опыт с Адамом повторяется на Дориане Грее. Белое (Олег Леушин) скорее философ и наблюдатель, чем борец, непризнание поражения для него - победа. Художник Бэзил (Сергей Бородинов), единственный герой как романа, так и спектакля, сознательно пытающийся бороться за душу Дориана, но терпящий сокрушительное поражение. Это пожалуй единственный герой постановки, полностью соответствующий образу из романа Уайльда - его восхищение Дорианом, нежная любовь, ревность к лорду Генри мягко окрашивают пожалуй самые лирические сцены спектакля. Дориан Грей в исполнении Михаила Грищенко, как и полагается, невероятно красив и обаятелен. Возможно, образ Дориана в спектакле, менее многогранен и более прямолинеен, чем герой, задуманный Уайльдом, но потери компенсируются звериной пластикой и особым шармом актера. Семейству Вейнов в спектакле оставлены лишь необходимые крохи сценического времени, а образы остальных действующих лиц спектакля решены уже абсолютно конспективно, но они создают необходимый великосветский хоровод вокруг основных героев. В спектакле театра "На Юго-Западе" найдено неожиданное и интересное решения магического предмета, портрета, аккумулирующего в себе пороки заглавного героя - портрет не стареет, а все больше мрачнеет, теряя ангельскую чистоту и насыщаясь горем предательства и грязью убийства. И, как всегда в театре "На Юго-Западе", в спектакле значимыми действующими лицами становятся свет, звук и хореография - именно ими компенсируются блестящие диалоги романа Оскара Уайльда, не вошедшие в постановку Олега Леушина.
Я, наверное, никогда не устану восхищаться постановками Театра на Юго-Западе. Именно здесь я увидела ту трактовку романа «Портрет Дориана Грея», которая оказалась наиболее мне близка. Режиссером данного спектакля выступал Олег Леушин, и он по-своему дополнил текст произведения, превратив его в «жестокую сказку для взрослых», как заявлено в описании спектакля. Впрочем, это выглядит даже не сказкой, а некой философской притчей о вечной борьбе добра и зла.
Спектакль начинается со спора Белого (сам Олег Леушин) и Черного (Фарид Тагиев), которые от скуки решили заключить пари: создать совершенного человека и проверить, станет ли он порочным и испорченным. Так появился на свет прекрасный Дориан Грей (Михаил Грищенко), а художник Бэзил (Сергей Бородинов), чьими руками водил Белый, написал его портрет.
Удивительно, но Черное тут – это и лорд Генри. Мне кажется, это идеально объясняет такую заинтересованность лорда в дурном влиянии на невинного Дориана. Но этот факт показался мне и слегка несправедливым: ведь Белое не появляется в жизни Дориана, тогда как искуситель-Черное под личиной друга – вот он, всегда рядом.
Очень интересно и решение с портретом: в этой версии портрет не стареет, а меняется. В начале мы видим на нем Дориана и окружающих его людей в белых одеждах, как в Раю, но, чем дальше, чем больше грехов – тем больше «жертв» на портрете, и вот перед нами уже Ад. А порок в спектакле показан очень ярко и жестко.
Первым грехом станет расставание Дориана с Сибиллой Вейн (Ксения Ефремова). Важно, что и Джеймс, ее брат (Денис Нагретдинов), тоже актер, и они вместе играют в спектаклях. Мать Сибиллы (Ольга Иванова) предостерегает наивную влюбленную девушку, что романы со знатными господами плохо заканчиваются, но та не хочет ничего слушать. Сибилла и Джеймс играют перед Дорианом и его друзьями отрывок из «Фауста», Сибилла – Маргарита, и это так символично. Сибилла ведь действительно так похожа на героиню Гете: начиная от наивной влюбленности, соблазнения, и заканчивая безумием и смертью. Сибиллу очень жаль: доверившись Дориану, который пообещал назавтра же объявить об их помолвке, она проводит с ним ночь. Как могла она знать, что следующим вечером он порвет с ней отношения?
Так начинается путь Дориана, который с такой легкостью рушит чужие жизни, ведь люди так обманываются внешней красотой. И Белое с ужасом отворачивается от своего творения, Черное торжествует. Дориан все глубже погрязает в царстве порока, его поступки все ужаснее. Устраивать оргии, чтобы доказать, что пока мы живем, мы должны испробовать все? Пожалуйста. Мужеложство? Легко. Соблазнить в день свадьбы невесту, а следом и ее мать? С удовольствием. И так текут страшные годы.
Самой страшным эпизодом романа я всегда считала убийство Бэзила: самого старого друга, который всегда так искренне восхищался Дорианом. Тем страшнее он здесь: увидев портрет, Бэзил призывает Дориана раскаяться, читает «Отче наш». И даже кажется, что Дориан осознал свою вину… но это лишь видимость, и молящийся Бэзил хладнокровно задушен.
Но Белое не сдастся так просто: ведь падшую душу всегда можно спасти. С этой целью в сознании Дориана появляется Анджела (Любовь Воропаева), и только после встречи с ней он поймет, что жизнь нужно изменить. Мы понимаем, что «убийство» портрета – это финальная битва добра и зла, битва за душу Дориана. Только вот кто выиграл пари, в котором человек был всего лишь пешкой? А пока мы будем думать над ответом на этот вопрос, Черное и Белое сыграют еще в одну игру, ведь у них впереди вечность…
Думаю, «Портрет Дориана Грея» займет в моем личном списке любимых спектакле Театра на Юго-Западе почетное второе место. А по трактовке романа, как я уже сказала – первое среди просмотренных фильмов и драматических спектаклей. Тот случай, когда изменения и дополнения от режиссера ничуть не повредили книге, а пошли ей на пользу и даже, пожалуй, помогли лучше раскрыть и донести идею автора.
Кроме того, спектакль смотрелся бы далеко не так шикарно без потрясающего светового и музыкального оформления (которые я всегда отмечаю отдельно) и очень пластичного ансамбля.
Один из наиболее рекомендуемых мною к просмотру спектаклей этого сезона. 10 из 10
Вопрос о том,какой спектакль однозначно привлечет зрителя, впервые пришедшего на ЮЗ, я для себя решила. Конечно, идти повторно и вести новичков надо на «Кабалу святош» (смотрела позавчера), но еще в большей степени — на «Портрет Дориана Грея», ибо спектакль хорош чрезвычайно, в нем практически нет недостатков.
Музыка, свет, бьющая через край энергетика... а как безупречно двигаются актеры. Весь спектакль смотрится с восторгом и на едином дыхании, и даже чуть затянутый и не совсем логичный предфинальный эпизод с Анджелой оказывается лишь временным многоточием... после которого следует эффектный восклицательный знак финала!
Содержание известно: молодой человек перекладывает обязанность стареть на свой портрет, на лике которого отпечатываются и все грехи; сам же Дориан, с каждым годом все больше превращаясь в бездушного монстра, видом по-прежнему схож с чистым прекрасным Ангелом.
Для движения сюжета в него введены два персонажа «со стороны»: Белое и Черное (персонаж объединен с Лордом Генри).
С самого начала между ними возникает спор о человеческой душе (кстати, спором о ней же и завершается постановка): столь ли она божественно чиста и прекрасна, либо легко поддается гниению и разрушению?
Когда-то у меня был билет на один из премьерных спектаклей. Заболела, передала его своей девушке N. А поскольку она — человек театра, но не фанатично влюбленный в этот вид искусства, а критически его воспринимающий, мне нравится допрашивать ее о впечатлениях. И вот вчера я с ней полностью согласилась.
Тогда она сказала, что — постановка подтвердила: Зло намного эффектней, энергетичней, красивее и настойчивей Добра. Тогда, как Добро почти равнодушно ждет, что к нему всё равно придут, Зло заинтересовывает, приманивает, становится необходимым.
А уж когда Добро обиженно надувает губы, мол, не хотите быть со мной, так идите на все четыре стороны... Вот тогда Зло становится полновластным хозяином ситуации, активно двигая ее в нужном для себя направлении без труда.
Самое странное, мне это даже нравится. Если, конечно, не брать случая крайней разнузданности, как случилось с Дорианом.
Просто по спектаклю получается, что быть хорошим и добрым — значит просто сидеть в сторонке, не желая запятнать свои белые одежды.
Черный же (то бишь Зло) непрерывно что-то делает, приводит неглупые аргументы, поощряет добрым словом и своим вниманием — а мне пассивность совершенно чужда.
Между прочим, первое дурное деяние Дориана — обещал жениться на актрисе Сибилле Вейн, обещания не сдержал, и она покончила с собой.
Ага. Надо было по первой влюбленности жениться на посредственной актрисе (к сожалению, особой гениальности я в ней не заметила, к тому же она мгновенно меняет свою верность актерской профессии на... да на неизвестно что). Так что, наверное, нужно было жениться и возненавидеть визгливые трагедии, которые нервная девушка будет устраивать ему дома.
Конечно, в изначальной ситуации оба они были «хороши»... но кто ж рассчитывал на такую нервную неустойчивость девушки?
Так что при желании на спектакле (или после него) можно пофилософствовать. А можно просто насладиться прекрасной актерской игрой, музыкой, игрой света и теней, оригинальностью режиссерской фантазии.
Читайте про другие
события
Статьи по теме
Другие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.