Спектакль Коллекционер
Спектакль по знаменитому роману выдающегося английского писателя Джона Фаулза «Коллекционер»
Фредерик Клегг похищает девушку. Он запирает ее в подвале, словно накалывает на булавку бабочку для своей коллекции. Фредерик обращается с ней, как с редким и драгоценным экземпляром, не замечая, что убивает ее. «Я знаю — это стыдно, мне должно быть стыдно. Мне хотелось бежать вниз, отвезти ее назад в Лондон, как она просила. А потом уехать за границу. Но я представил ее лицо, волосы, ее огромные ясные глаза, и понял – не смогу ее отпустить. Никто не поймет, все подумают, я просто добиваюсь, чего все добиваются». «Коллекционер» — это исследование одного преступления. Преступления, замаскированного мертвой моралью, внешним соблюдением приличий, желанием блага и требованием любви.
Этот спектакль о Любви как мере всех вещей, любви, которая делает человека человеком и без которой он лишь тупая и непредсказуемая сила. Удушающее и агрессивное ничто.
«Коллекционер» — это исследование одного преступления. Преступления, замаскированного мертвой моралью, внешним соблюдением приличий, желанием блага и требованием любви. Этот спектакль о любви как мере всех вещей, любви, которая делает человека человеком и без которой он — лишь тупая и непредсказуемая сила. Удушающее и агрессивное ничто.
Отзывы о «Коллекционер»
Ещё 19 отзывов"Коллекционер" – дебютный роман Джона Фаулза, популярным стал сразу, и спектаклю МТЮза популярность сопутствует в полной мере.
Дело в сюжете, но только с одной стороны. Психологический триллер о коллекционере бабочек, ставшим серийным маньяком – эффектный задел. Начало преступного пути маленького человека, так сказать.
И с другой стороны, тема романа – столкновение двух миров, не то чтоб добра и зла, а именно высокой культуры, не всегда ровной, гладкой и правильной, но притягательной и безусловно приличной, корректной, можно сказать, серой массой. Последняя пытается путями девиантного поведения – пленения, удержания, власти – заставить полюбить себя первую. Бедный лондонский чиновник Фредерик (чисто Акакий на максималках) получил выигрыш на скачках и использует его в целях овладения недосягаемым – принцессой-искусствоведом Мирандой. Не тело интересует его, хочет, чтоб полюбила его таким, каков он есть.
Иногда это поистине смешно, когда удается отвлечься от понимания, что происходит все в подвале.
Вот Фредерик сервирует вечерний чай, в высшей степени культурно, как ему кажется, с целью услужить, показать себя в выгодном свете. «Кушайте-кушайте», повторяет неприятный влюбленный снова и снова. Это повторяемое «кушать» возбуждает желание зрителя встать с кресла и приступить к удушению Фредерика, вот честно. А прекрасная Миранда неплохо держится, однако, покончив с призывами "кушать" Фредерик шумно вдувает чай, держа блюдечко самым аккуратным образом, и тогда она не выдерживает - и передразнивает его. Фи, как ужасно себя ведет эта Миранда.:) Мне нравится.
К тому же может стоит помнить – перед ней не гостеприимный хозяин, с которым можно запросто раскланяться, а насильник.
В общем, вовлекаешься в этот сюжет моментально. (Je suis Miranda, хотя не дай Бог, конечно)
В роли коллекционера – Олег Ребров, а Миранды - Марина Ворожищева. Оба вполне красивы, но такие разные…Похожи на актеров из фильма 1965 года по роману Фаулза, так мне показалось – Саманту Эггар и Теренса Стэмпа.
Еще в одном герои похожи – оба двигаются к состоянию безумия. Миранда пересмысливает свои позиции, даже собирается соблазнить Фредерика (бедная!). а потом ***** его, но по окончанию оказавшихся неуспешными мероприятий осознает границы собственного духовного падения. Тогда как он постоянно себя оправдывает, говоря о высоких чувствах и морали – о, да, и о морали, деградирует. Не интеллектуально, к слову. Тут все на стопе. Фредерик в полной мере осознает пропасть между образованным сословием (условно) и такими людьми, как он. Но он не хочет (полюбить оперу и современное искусство) приобщиться к ценностям, а напротив, понял вот что – ему нужна девушка попроще Миранды, над которой его личная власть будет работать эффективнее.
Не кошмар ли?
Художник спектакля - Екатерина Злая (какая красивая деталь), режиссер - Павел Артемьев.
Все было великолепно.
Ушли, захваченные меланхолией.
Потому что непреодолимые границы, жестокие случайности, упущенные возможности – это бесконечно печально
Недавно снова побывала в МТЮЗе, на этот раз смотрела на сцене «Игры во флигеле» постановку по Фаулзу, «Коллекционер».
Режиссер Павел Артемьев для меня был не знаком, а вот книгу Фаулза я читала, и, на мой взгляд, атмосфера и психологические игры на сцене переданы не хуже, если не лучше, чем в оригинале. Если кто-то не читал, то это история одного похищения - некий Фредерик похищает Миранду, в которую он, по всей в видимости, влюблен, и держит девушку взаперти. Собственно, это все, дальше начинаются психологические игры. Тот случай, когда зрителю книгу читать или хотя бы знать сюжет не обязательно перед просмотром - все понятно и так.
Сцена во флигеле будто создана для этого спектакля: небольшой зал, закрытое стенами с трех сторон пространство сцены, не высокий потолок — и все белое. Без всяких ухищрений становится понятно, что это замкнутое пространство — не к добру, и кажется, даже где-то почти в подсознании начинает пробуждаться клаустрофобия. Обстановка самая скудная: кровать, столик, стул, тоже белые. На кровати девушка…
Спектакль длинный, кажется, почти три часа, и это, с одной стороны, позволяет вместе с Мирандой чувствовать, как медленно тянется время, не заполненное никакой деятельностью, а с другой стороны, ощущать, как время буквально утекает сквозь пальцы, с каждой минутой, с каждой неудачной попыткой переиграть своего похитителя приближая девушку к концу истории.
Для нас играли:
Фредерик - Олег Ребров
Миранда - Марина Ворожищева
Надо сказать, что И Фредерик, и Миранда оказались именно такими, как я себе представляла при чтении. Особенно, пожалуй, Фредерик. В таком небольшом зале даже становилось слегка жутковато - настолько по-настоящему не вполне нормальным он казался! Нервный, то потел, то бледнел, его напряжение просто электризовало атмосферу.
И главное, он был так вежлив, так старался угодить своей пленнице, и план у него был вполне мирный: возлюбленная должна узнать его получше и тогда сможет ответить взаимностью! Ведь в жизни шансов у него не было вовсе: рядовой клерк, плохо образованный, ничем не интересующийся (кроме коллекционирования бабочек), он никак не мог не то что заинтересовать, но в принципе познакомиться с дочкой состоятельных родителей, студенткой художественного колледжа. Увы, бедняга слишком плохо знал Миранду. Она - бодрая, деятельная, изобретательная, артистичная (и чем-то неуловимо напоминающая Наталью Варлей в роли "кавказской пленницы"), методично пробует разными способами обвести его вокруг пальца и сбежать, проявляя чудеса изобретательности. Но при этом даже не делает вид, что этот странный, нервный, закомплексованный и, как ни крути, влюбленный в нее молодой человек ей если не мил, то хотя бы интересен. Ни грана приязни она не высказывает, совершенно не интересуется "как он дошел до жизни такой", а все его многочисленные промахи высмеивает, в результате медленно, но верно загоняя Фредерика в тупик...
В общем, это стоит смотреть! Мне на самом деле понравилось
Рецензии
Рецензия на спектакль «Коллекционер»
Психологический триллер про маньяка, решившего, что он влюблен.
15 июня 2015, Наталья Витвицкая
Читайте про другие
события
Актеры «Коллекционер»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / драма
Как Фауст ослеп
Спектакль «Как Фауст ослеп» – это погружение в поэтический мир образов Иоганна Вольфганга фон Гёте и слога Бориса Пастернака (автор перевода), изысканное музыкальное и пластическое оформление, завораживающая сценография и яркая актерская игра.
Плутни Скапена
Новая комедия Мольера в репертуаре «Сатирикона» внешне расположилась в той же сценографии, что и «Лекарь поневоле", но этот спектакль радикально другой.