Спектакль Коллекционер

Оценка редакции
Дата премьеры: 2 июня 2015

Спектакль по знаменитому роману выдающегося английского писателя Джона Фаулза «Коллекционер»

Фредерик Клегг похищает девушку. Он запирает ее в подвале, словно накалывает на булавку бабочку для своей коллекции. Фредерик обращается с ней, как с редким и драгоценным экземпляром, не замечая, что убивает ее. «Я знаю — это стыдно, мне должно быть стыдно. Мне хотелось бежать вниз, отвезти ее назад в Лондон, как она просила. А потом уехать за границу. Но я представил ее лицо, волосы, ее огромные ясные глаза, и понял – не смогу ее отпустить. Никто не поймет, все подумают, я просто добиваюсь, чего все добиваются». «Коллекционер» — это исследование одного преступления. Преступления, замаскированного мертвой моралью, внешним соблюдением приличий, желанием блага и требованием любви.

Этот спектакль о Любви как мере всех вещей, любви, которая делает человека человеком и без которой он лишь тупая и непредсказуемая сила. Удушающее и агрессивное ничто.

«Коллекционер» — это исследование одного преступления. Преступления, замаскированного мертвой моралью, внешним соблюдением приличий, желанием блага и требованием любви. Этот спектакль о любви как мере всех вещей, любви, которая делает человека человеком и без которой он — лишь тупая и непредсказуемая сила. Удушающее и агрессивное ничто.

Отзывы о «Коллекционер»

Ещё 19 отзывов
Ия Ия 23 мая, 01:38

"Коллекционер" – дебютный роман Джона Фаулза, популярным стал сразу, и спектаклю МТЮза популярность сопутствует в полной мере.
Дело в сюжете, но только с одной стороны. Психологический триллер о коллекционере бабочек, ставшим серийным маньяком – эффектный задел. Начало преступного пути маленького человека, так сказать.
И с другой стороны, тема романа – столкновение двух миров, не то чтоб добра и зла, а именно высокой культуры, не всегда ровной, гладкой и правильной, но притягательной и безусловно приличной, корректной, можно сказать, серой массой. Последняя пытается путями девиантного поведения – пленения, удержания, власти – заставить полюбить себя первую. Бедный лондонский чиновник Фредерик (чисто Акакий на максималках) получил выигрыш на скачках и использует его в целях овладения недосягаемым – принцессой-искусствоведом Мирандой. Не тело интересует его, хочет, чтоб полюбила его таким, каков он есть.
Иногда это поистине смешно, когда удается отвлечься от понимания, что происходит все в подвале.
Вот Фредерик сервирует вечерний чай, в высшей степени культурно, как ему кажется, с целью услужить, показать себя в выгодном свете. «Кушайте-кушайте», повторяет неприятный влюбленный снова и снова. Это повторяемое «кушать» возбуждает желание зрителя встать с кресла и приступить к удушению Фредерика, вот честно. А прекрасная Миранда неплохо держится, однако, покончив с призывами "кушать" Фредерик шумно вдувает чай, держа блюдечко самым аккуратным образом, и тогда она не выдерживает - и передразнивает его. Фи, как ужасно себя ведет эта Миранда.:) Мне нравится.
К тому же может стоит помнить – перед ней не гостеприимный хозяин, с которым можно запросто раскланяться, а насильник.
В общем, вовлекаешься в этот сюжет моментально. (Je suis Miranda, хотя не дай Бог, конечно)
В роли коллекционера – Олег Ребров, а Миранды - Марина Ворожищева. Оба вполне красивы, но такие разные…Похожи на актеров из фильма 1965 года по роману Фаулза, так мне показалось – Саманту Эггар и Теренса Стэмпа.
Еще в одном герои похожи – оба двигаются к состоянию безумия. Миранда пересмысливает свои позиции, даже собирается соблазнить Фредерика (бедная!). а потом ***** его, но по окончанию оказавшихся неуспешными мероприятий осознает границы собственного духовного падения. Тогда как он постоянно себя оправдывает, говоря о высоких чувствах и морали – о, да, и о морали, деградирует. Не интеллектуально, к слову. Тут все на стопе. Фредерик в полной мере осознает пропасть между образованным сословием (условно) и такими людьми, как он. Но он не хочет (полюбить оперу и современное искусство) приобщиться к ценностям, а напротив, понял вот что – ему нужна девушка попроще Миранды, над которой его личная власть будет работать эффективнее.
Не кошмар ли?
Художник спектакля - Екатерина Злая (какая красивая деталь), режиссер - Павел Артемьев.
Все было великолепно.
Ушли, захваченные меланхолией.
Потому что непреодолимые границы, жестокие случайности, упущенные возможности – это бесконечно печально

Elena 26 июня 2023, 11:28

Недавно снова побывала в МТЮЗе, на этот раз смотрела на сцене «Игры во флигеле» постановку по Фаулзу, «Коллекционер». 
Режиссер Павел Артемьев для меня был не знаком, а вот книгу Фаулза я читала, и, на мой взгляд, атмосфера и психологические игры на сцене переданы не хуже, если не лучше, чем в оригинале. Если кто-то не читал, то это история одного похищения - некий Фредерик похищает Миранду, в которую он, по всей в видимости, влюблен, и держит девушку взаперти. Собственно, это все, дальше начинаются психологические игры. Тот случай, когда зрителю книгу читать или хотя бы знать сюжет не обязательно перед просмотром - все понятно и так.
Сцена во флигеле будто создана для этого спектакля: небольшой зал, закрытое стенами с трех сторон пространство сцены, не высокий потолок — и все белое. Без всяких ухищрений становится понятно, что это замкнутое пространство — не к добру, и кажется, даже где-то почти в подсознании начинает пробуждаться клаустрофобия. Обстановка самая скудная: кровать, столик, стул, тоже белые. На кровати девушка… 
Спектакль длинный, кажется, почти три часа, и это, с одной стороны, позволяет вместе с Мирандой чувствовать, как медленно тянется время, не заполненное никакой деятельностью, а с другой стороны, ощущать,  как время буквально утекает сквозь пальцы, с каждой минутой, с каждой неудачной попыткой переиграть своего похитителя приближая девушку к концу истории. 
Для нас играли:
Фредерик - Олег Ребров
Миранда - Марина Ворожищева
Надо сказать, что И Фредерик, и Миранда оказались именно такими, как я себе представляла при чтении. Особенно, пожалуй, Фредерик. В таком небольшом зале даже становилось слегка жутковато - настолько по-настоящему не вполне нормальным он казался! Нервный, то потел, то бледнел, его напряжение просто электризовало атмосферу.
 И главное, он был так вежлив, так старался угодить своей пленнице, и план у него был вполне мирный: возлюбленная должна узнать его получше и тогда сможет ответить взаимностью! Ведь в жизни шансов у него не было вовсе: рядовой клерк, плохо образованный, ничем не интересующийся (кроме коллекционирования бабочек), он никак не мог не то что заинтересовать, но в принципе познакомиться с дочкой состоятельных родителей, студенткой художественного колледжа. Увы, бедняга слишком плохо знал Миранду. Она - бодрая, деятельная, изобретательная, артистичная (и чем-то неуловимо напоминающая Наталью Варлей в роли "кавказской пленницы"), методично пробует разными способами обвести его вокруг пальца и сбежать, проявляя чудеса изобретательности. Но при этом даже не делает вид, что этот странный, нервный, закомплексованный и, как ни крути, влюбленный в нее молодой человек ей если не мил, то хотя бы интересен. Ни грана приязни она не высказывает, совершенно не интересуется "как он дошел до жизни такой", а все его многочисленные промахи высмеивает, в результате медленно, но верно загоняя Фредерика в тупик...
В общем, это стоит смотреть! Мне на самом деле понравилось

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Рецензии

Рецензия на спектакль «Коллекционер»

Психологический триллер про маньяка, решившего, что он влюблен.

15 июня 2015, Наталья Витвицкая

Читайте про другие
события

Актеры «Коллекционер»

Смотреть всех актёров

Другие спектакли / драма