Спектакль Макбет
Опера Джузеппе Верди по одноименной трагедии Уильяма Шекспира в постановке Эймунтаса Някрошюса.
Спектакль открывается выразительной фронтальной мизансценой: вплотную к линии рампы из-за черного трепещущегося полотнища появляется вереница вертлявых женских головок. Это ведьмы — взъерошенные красотки с чертовски соблазнительными улыбками. Ворожа и строя проказливые планы, быстро-быстро своими цепкими ручонками перебирают они зловещую ткань бытия. Наделенные тайным знанием, ведуньи совсем нестрашны. Легкой стайкой вьются они вокруг своих жертв, с азартом втягивая их в лукавые игрища.
Черная ткань ускользает, проказницы разлетаются по сторонам. Открывается пустынное пространство, в котором и разыграется трагедия Макбета. Художник Мариус Някрошюс привычную плоскость сцены взбороздил двумя унылыми, устланными выцветшей веревкой холмами. Так сотни тончайших нитей — хрупких творений мойр — превратились в мертвенно-серую груду истоптанного тряпья. Сценография подчеркивает неправильность, «вывихнутость» здешнего мира, пророчит о преступлениях еще не задуманных и не свершенных. Истерзанную, оголенную землю оставили и солнце, и луна. Светила ей заменил огромный, уставший качаться черный маятник — предвестник беды, символ рока. У подножия холмов чуть заметна одинокая могила — как напоминание об истине, изреченной белой ведьмой из киноверсии шекспировского «Макбета» Акиры Куросавы: «Однажды все окажутся перед судом Господним, а после все обратится в тлен...».