Спектакль Сказка о царе Салтане
Опера по всем известной сказке о злоключениях царевича Гвидона и его родственников.
В сказке Пушкина (и опере Римского-Корсакова соответственно) переживают удивительные приключения отважный царевич Гвидон, тридцать три богатыря, выходящих из пены морской под предводительством дядьки Черномора, прекрасная царевна-Лебедь, заколдованная злым волшебником, и, конечно, царь Салтан, поначалу разрушивший свое семейное счастье, но затем чудесным образом вновь вернувший его.
Отзывы о «Сказка о царе Салтане»
"Сказка о царе Салтане" А.С. Пушкина. Кто ж ее не знает? Думаю, большинство может подхватить эту историю практически с любого места. И кажется: уже со всех сторон посмотрели на эту сказку, во всех жанрах искусства попробовали и чем могут удивить создатели оперы? Оказалось, что в Московском академическом Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко опера "Сказка о царе Салтане" может изумить и даже местами знатно повеселить!
Опера Н.А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане" - это не дословное повторение одноименной сказки А.С. Пушкина. Автор либретто В.И.Бельской сохранил основные сюжетные линии и главных героев и добавил ярких красок, немного подробностей в повествование. Что интересно, первая постановка оперы состоялась в Москве более 100 лет назад. А МАМТ впервые обратился к этой опере в свой юбилейный, сотый сезон.
Думаю, многие помнят как начинается эта история: "Три девицы под окном пряли поздно вечерком...". Самая трудолюбивая из трех сестриц, Милитриса, обещается родить богатыря, как только станет царицей и царь Салтан предлагает ей немедленно обвенчаться. Две другие, назначенные поварихой и ткачихой, ужасно раздосадованы таким поворотом событий и обращаются за помощью к Сватье бабе Бабарихе с просьбой извести Милитрису....
На сцене минимум декораций - это три пары ангельских крыльев и огромная кочка, которую ангелы время от времени вращают. Казалось бы, сказки Пушкина располагают к масштабным и ярким декорациям, но в этой постановке режиссер-постановщик Александр Титель и создатели спектакля решили отойти от многих классических стереотипов, присущих спектаклям по сказкам А.С. Пушкина.
Костюмы - это именно то, что создает атмосферу сказки гораздо лучше огромных конструкций. Город изображают множество актеров, одетые в яркие костюмы. И зрители видят маковки церквей с крестами, разноцветные дома зажиточных купцов, тесные улочки древнерусских городов. И что важно: каждый город имеет свою собственную гамму, т.е. огромное количество актеров переодевается в другие костюмы, чтобы представить зрителям город царевича Гвидона, например. Работой художников по костюмам, Ирины Акимовой и Юрия Устинова, можно восхищаться бесконечно: каждый костюм - это произведение искусства. БРАВО! БРАВО!
Царевна - Лебедь словно настоящая лебедушка с огромными крыльями, переливающимися блеском пайеток и обрамленные настоящими перьями. Кажется, взмахни актриса крыльями, и она сможет полететь вверх красивой белой птицей. Лилия Гайсина удивительна в этом образе: тонкая, воздушная, с восхитительным голосом. БРАВО!
Костюмы корабельщиков - имитация костюма матрешки, созданного из кожзаменителя и расписанного акриловыми красками. В качестве весла у каждого корабельщика было по огромной расписной ложке!) Красота неописуемая!
Очень позабавило решение костюма царевича Гвидона после многолетнего плавания в бочке. Получился чистый Маугли в маленькой набедренной повязке)) С другой стороны я задумалась: человек много лет был в заточении - плыл по морю; сильно подрос за это время; и в чем он может быть одет? Все логично)))) Вообще образ Гвидона (Владимир Дмитрук) знатно повеселил меня: получился очень веселый образ, который придал постановке юмористическую окраску. БРАВО! Было интересно как же он превратиться в шмеля? Этот вопрос был решен весьма изящно - маленький актер стал всеобщим любимцем. А уж как он жалил злых сестриц и бабу Бабариху (Наталья Зимина)! Кстати, последняя очень эффектно провалилась под землю в буквальном смысле слова; хочется думать от стыда за совершенные поступки!
Забавные костюмы Скомороха с розовой свинкой, Старого Деда на деревянной лошадке)
Спектакль полон различными образами, которые каждый зритель считывает по-своему. В спектакле есть и самая настоящая русская зима с вьюгой и метелями, и море с различными морскими жителями, и белочка, грызущая золотые орешки, а ядра - чистый изумруд!, и тридцать три богатыря. Каждая сцена продумана до мелочей: костюмы артистов, игра света и, главное, музыка - все вместе создает сказочную атмосферу сказки Пушкина!
Безмерно восхитила милая книжица с отрывками из сказки Пушкина, приложенная к программке: на глянцевой бумаге, с изумительными иллюстрациями к постановке, портретами А.С. Пушкина и Н.А. Римского-Корсакова в детском возрасте))
Опера хороша тем, что строки Пушкина записаны на подкорке каждого русского человека, и ты приходишь в театр и наслаждаешь действом и как творчески и небанально освящены все важные моменты сказки. Да и музыка тоже очень знакома, думаю многим приходит на ум мелодия, когда они слышат "Полет шмеля". Я получила огромное удовольствие от просмотра, можно сказать душой отдохнула))
Приходите в театр, причем не обязательно с детьми, и вы получите безмерное удовольствие от этой великолепной постановки!)
Не поддавайтесь чувству лёгкого недоумения из-за минималистичного оформления сцены, а вернее, почти полного отсутствия декораций на ней. Потом вы увидите, как это осознанное решение режиссёра станет своеобразным импульсом, раскрывающим вашу фантазию. Вообще удивляться на опере «Сказка о царе Салтане» в Музыкальном театре им.Станиславского и Немировича-Данченко вы будете постоянно.
Фантастически красивый язык этой уже почти родной сказки Пушкина, известной каждому россиянину от млада до велика, является своего рода генетической меткой национальной самоидентификации. Где бы мы не были, где бы не жили, «три девицы под окном» уже своего рода «парашют», который выдаёт разведчика.
Вне сомнения, чтобы удивить досконально изученной и знаемой назубок сказкой, надо обладать несомненным талантом. Лёгкий изящный парафраз пушкинской сюжетной линии, акценты на новых деталях и перед нами знакомая сказка, но уже воспринимающаяся по новым сенсебильным контурам.
Режиссёр-постановщик Александр Титель и художники по костюмам Юрий Устинов и Ирина Акимова в буквальном смысле нарисовали эту сказочную историю на сцене. Для первого действия характерна пастельная приглушённость цветовых акцентов, во втором цветả ярче, цвẻта больше. Великолепная работа художника по свету Ильдара Бедердинова, очень впечатляюще смотрелись сцены, подсвеченные потоком золотистых лучей.
В целом постановку отличает величавость повествования без пафосности, отсутствие приторной лубочной эклетики и наигранного скоморошества, нежная умилительность в сценах с детским мимансом, впечатляют и трогают сердце совсем не мимишные, а настоящие переживания героев.
Купированы некоторые повторяющиеся и трудно поддающиеся сценической обработке сцены из литературного первоисточника, и тем эффектнее окажется долгожданное появление пресимпатичной рыжей Белочки, «щелкающей» золотые орешки, и богатырей из морской пучины. В постановке будет и русская зима со снегом, и бушующее море-океан, и чудо-остров Буян, и сложносочинённый коршун-чародей, и Царевна-Лебедь с огромными «всамделишными» руками-крыльями, и сказочный град, и флотилия корабельщиков. С акварельно размытого фона видеоинсталляции заднего плана за зрителями внимательно наблюдает волшебный кот из Лукоморья. В сценический замес добавлена магия и даже немного horror-а в колыбельную песню, которую поют зловредные сестры царицы и сватья баба Бабариха. Головные уборы миманса в виде маковок церквей, матрёшечные костюмы корабельщиков, вёсла в виде ложек с хохломскими узорами, казалось бы дерзко и опасно эклетичны, но спектакль сделан на высоком уровне и с большим вкусом, поэтому можно только порадоваться за то, что ребёнок не вовлечён в псевдо-русскую безвкусицу.
Очаровательна сцена, когда морская стихия несёт бочку с царицей и маленьким царевичем к острову Буяну. Очаровательна стайка мотыльков. Великолепны сцены появления «чудо-града» и встреча корабельщиков с царём Салтаном.
Надо заметить, что опера не слишком лёгкий жанр для детской аудитории, но здесь дети эмпатически легко чувствуют и погружаются в действие на сцене, обходясь без либретто и дополнительных объяснений. В этом спектакле задействованы почти все основные направления музыкального театра: опера, балет, детский балет, миманс.
Кажущаяся простота сказки увлекательно обманчива, а форма, в которую облекли «Царя Салтана» в МАМТе, художественная уникальность образов, которые мы видим на сцене, чарующая «разговаривающая со зрителем» музыка Римского-Корсакова, великолепные голоса артистов доставят истинное эстетическое удовольствие зрителям всех возрастов.
Царь Салтан - Денис Макаров
Царица - Мария Макеева
Князь Гвидон - Александр Нестеренко
Царевна-Лебедь - Дарья Лебедева
Дирижёр - Тимур Зангиев
(с) https://pamsik.livejournal.com/228873.html
Читайте про другие
события
Статьи по теме
Актеры «Сказка о царе Салтане»
Смотреть всех актёровДругие спектакли / детский
Музыкальное безобразие
24 мая в Московском театре иллюзии состоится премьерный показ семейного спектакля «Музыкальное безобразие», созданного по книгам о муми-троллях.
Хорошо, что я такой
«Хорошо, что я такой» — оригинальная инсценировка актёра и режиссёра Андрея Гордина по детским стихотворениям и прозе российских авторов: Ольги Васильковой, Германа Лукомникова и Лены Репетур.