Отзывы о "Александринский театр (Санкт-Петербург)"
14.03.19. Мнения по поводу этого спектакля разделились, а это значит, что он уже стал событием театральной жизни, и смотреть нужно обязательно. Я его абсолютно приняла, поймав волну примерно минут через 15 после начала (не считая пролога). Постановка из разряда тех, которые сначала заходят на эмоциональном уровне, а уже потом пытаешься соотнести эти ощущения с мыслями и ассоциациями. Попробую поделиться.
✔️Революция – это хаос. И спектакль вроде бы такой, хаотичный, в котором, как в коллаже, смешалось все – тексты Вознесенского и Достоевского, Блока и Маяковского, мелодии Пинк Флойд и Стива Уандера, фрагменты песен Магомаева, Вертинского, Окуджавы и Соловьева-Седого и т.д. Но это не слоеный пирог, не отдельные номера, они обрываются, не достигнув конца, при этом сплетаются друг с другом или взбалтываются, как в хорошем коктейле, вкус которого трудно описать в деталях, но он целостен по восприятию. Возникает вопрос – чего? Хотя название спектакля обозначено как «прощальный бал», он для меня ощущается не прощанием с советской эпохой, а совсем наоборот – прошлое как наше настоящее. Хаос в головах, событиях, мыслях, словах, раздерганность сознания, много шума из ничего и вакуум при ворохе разнообразных действий – не люблю слово «актуальный», но другого не могу найти, это разговор про нынешнее время, или, если от лица погибших матросов, про наше «осуществимое будущее». Нет у революции конца, черт побери, хоть и прошло 100 лет!
Не хочется, да и не нужно препарировать сцены по смыслу, хотя там есть и поиски врага («А где в вашей пьесе образ врага?»), и невозможность не убивать, и был человек – нет его, и пустота потом, «здесь птицы не поют..» Этот «бал» мертвых матросов в белом и с выбеленными лицами дышит таким отчаянием, что
"Невыносимо, невыносимо, что не влюбиться
⠀невыносимо без рощ осиновых,
⠀невыносимо самоубийство,
⠀но жить гораздо невыносимей!»(А.Вознесенский).
⠀
И свет в конце туннеля не появляется, все заканчивается вальсирующей парой в тишине и темноте (сценография и свет – абсолютный восторг👍🏻)
Спектакль действительно как деконструкция, и, ломая и кромсая известные тексты и музыку, создается, как и в моде, образ, который воспринимается на уровне иррационального целого.
Единственная выбивающаяся из общей формы всего спектакля стала для меня фраза в конце «Берегите детей!» - именно из-за своей пустой шаблонности, в остальном все органично и не провисает.
✔️Актерская команда – абсолютно невероятна! Такая отдача на сцене, столько эмоций в каждом движении и взгляде. Прекрасный Дмитрий Лысенков (чего стоит только прочитанная им-Сиплым народная лекция в стихах о сифилисе), совершенно потрясающая, постоянно меняющаяся Анна Блинова (Комиссар), Тихон Жизневский в роли Алексея и все-все-все, мне хочется дать Золотую Маску всем! Ребята, вы покорили, I just call to say I love you…