Отзывы о "Коляда-театр"
История любви, которой не должно быть, по мнению общества. Кто кого просит научить любить? Кажется, это необходимо и 17-летнему юноше, только что поступившему в вуз, и 37-летней замужней учительнице, жаждущей познать настоящую любовь. Вроде и не запрещено, значит, разрешено, а поди ж ты, нельзя! Артистам удаётся передать всю палитру чувств героев: от лёгкого равнодушия и связи ради любопытства до настоящей мужской слезы; от запретного и неразрешённого действия до полного погружения в чувство, любви к себе, дозволения и прощения. Авторам пьесы "Научи меня любить" по 25 лет, но как же проста и глубока главная мысль: не тронь!
Пока длятся монологи, вас успевает кинуть сначала в одну сторону, потом в другу, затем в третью. Под конец вы так и не определитесь, будете прислушиваться к выходящим из зала зрителям и сравнивать свою оценку с их взглядом. Ох уж это общество! Но если во время спектакля вы ответите себе на вопрос "Как бы я поступил(а) на месте героя?", то вам будет всё равно, что говорят вокруг. Неопределившимся идти обязательно. Пора решить (хотя бы для себя), на чьей ты стороне: Луны или Солнца?
История любви, которой не должно быть, по мнению общества. Кто кого просит научить любить? Кажется, это необходимо и 17-летнему юноше, только что поступившему в вуз, и 37-летней замужней учительнице, жаждущей познать настоящую любовь. Вроде и не запрещено, значит, разрешено, а поди ж ты, нельзя! Артистам удаётся передать всю палитру чувств героев: от лёгкого равнодушия и связи ради любопытства до настоящей мужской слезы; от запретного и неразрешённого действия до полного погружения в чувство, любви к себе, дозволения и прощения. Авторам пьесы "Научи меня любить" по 25 лет, но как же проста и глубока главная мысль: не трожь! Пока длятся монологи, вас успевает кинуть сначала в одну сторону, потом в другу, затем в третью. Под конец вы так и не определитесь, будете прислушиваться к выходящим из зала зрителям и сравнивать свою оценку с их взглядом. Ох уж это общество! Но если во время спектакля вы ответите себе на вопрос "Как бы я поступил(а) на месте героя?", то вам будет всё равно, что говорят вокруг. Неопределившимся идти обязательно. Пора решить (хотя бы для себя), на чьей ты стороне: Луны или Солнца?
Она выше, чем теплые ноги, чем деньги и влияние. Не знаю, где в пирамиде Маслоу находится месть, но явно ниже, чем тяга рождать и выплескивать мысль в окружающих, без расчета и осторожности.
«Месть пьянит», — нервно смеется герой, а я вижу, что пьянит-то его другое. Я вижу блеск глаз, когда давний обидчик — сейчас настолько бедный и несчастный, что сморкается в туалетную бумагу, – машет черновиками, старыми, но лучшими в жизни героя.
В прошлую субботу попали на спектакль екатеринбургского театра «Коляда» «Между небом и землей жаворонок вьется». Я сразу вспомнила трогательный романс М. Глинки на стихи В. Кастельского и ожидала увидеть такую же душевную постановку о трепетной людской душе, которая мечется между небом и землей, в поисках счастья.
В спектакле объединены две пьесы Николая Коляды «Бесы» и «Дудочка». Скажу сразу, «Бесы» мне понравились больше. Именно в этой истории я больше прочувствовала тот замысел, который анонсировался изначально: «Две истории про любовь и нелюбовь. Про человека и его желание быть счастливым. Две истории — про бесов и людей — и неизвестно кто из них страшней, потому что со своими бесами еще как-то можно сладить, а люди (особенно близкие) в простоте своей — смеясь и играя — ломают самую нашу жизнь. Две истории про случайную исповедь и выболтанную чужую тайну. "
В «Бесах» одного из монахов игра Олег Ягодин. По спектаклю ему 25 лет, он достаточно уже повидал в жизни, успел от нее устать, верит только в бесов, но при этом хочет любви и страшится одиночества, за грубостью и резкостью скрывается одинокая душа.
Я не знаю, было ли так задумано автором в пьесе, но образ, выстроенный Ягодиным, получился немного шизофреничным и потому несколько отталкивающим и пугающим. Хотя к финалу все эти резкости в поведении ушли. А то я по началу даже пугалась Филлипа, все боялась, что он и на зрителей кидаться начнет. И да. финал интересный, я не ожидала.
Очень понравилась игра во всем спектакле Константина Итунина. Он был органичен и искренен и как мальчик-монах, видящий во всем и всех любовь и Бога, и как молодой человек, недавно потерявший мать, и вынужденный общаться со странным незнакомцем.
Проблематика второй пьесы «Дудочка» меня зацепила меньше. Возможно опять же из-за образа странного мужчины. Слишком уж экстравагантно он себя вел, вряд ли такому будешь верить, чтобы он ни говорил.
В любом случае мне было интересно познакомиться с театром, я бы хотела увидеть и другие спектакли труппы. Одно можно сказать точно: этот театр неоднозначный, рассчитан на своего зрителя, но у коллектива есть своя аудитория поклонников. Мы сидели на приставных стульях, был аншлаг, некоторые стояли, после спектакля зал взорвался овациями, и зрители долго не отпускали актеров со сцены.
Театр «Коляда» приезжает в столицу ежегодно в январе, поэтому через год у вас точно будет возможность увидеть спектакли труппы!
"Крест, кладбище, камея"
Этот спектакль анонсируется как "Моцарт и Сальери". Как известно,в пушкинской "трагедии" Сальери погубил Моцарта, завидуя его таланту. В данной пьесе Моцартом мнит себя один из героев(Первый), кстати имен у них нет, они Первый и Второй. Первый лелеял много лет обиду, нанесенную ему Вторым. "Непризнанный гений", которого выгнал на мороз Второй, в ту бытность известный кинорежиссер. И вот Первый пришел ко Второму неся месть. Какую? А обидеть Второго сейчас просто- не дать денег, понадсмехаться над его нынешней жизнью безвестной, над прогрессирующим алкоголизмом.. Правда, неприятные герои какие-то? Первый-наглый хам, застрявший в мире прошлых обид. Второй- спивающийся никому ненужный старик. И всю пьесу они выясняют отношения, издеваются, унижаются..
Вобщем-то смысл понятен, но гельштат не закрыт, по-видимому, у героев, и финал вышел открытый..Да и по ходу пьесы они не раз (незаметно так) меняются "ролями" "Моцарта и Сальери".
Знаете, я по-началу, не сразу приняла авторскую подачу, мне понадобилось минут 5-10 "врасти" в эту ситуацию. И по ходу спектакля, этого словесного поединка между этими двумя застрявшими в прошлом людьми, я,как мячик "пинг-понга", проникалась снисходительным сочувствием то к Первому, то ко Второму. Жалости не было, а было понимание того, что люди эти живут уже канувшими в лету воспоминаниями. И это не делает их краше или сильнее. Это затягивает в паутину, наподобие той осы, которая вяло влачит свое желтое брюшко что-то жужжа.
Это психологический спектакль, камерный. Да, неприятно быть свидетелем сцен ругани, выяснения отношений между двумя неприглядными людьми. Но процессе вот такой экзекуции начинаешь понимать ценность самой жизни, которая сложна и не всегда радужна. Почему-то захотелось идти дальше, вперед, забыть обиды какие-то старые. Я вот часто вспоминаю что-то из прошлого,когда хотелось бы переиграть жизнь. Не надо! Что ни делается..значит надо. А герои пьесы этого не понимают. Эти 90-е годы, в которых и произошла завязка конфликта, остались навсегда с ними, как тополиный пух из песни "Иванушек". Для Первого это время Х, когда мечты о славе сценариста-писателя рассыпались в прах. А для Второго это время корифейства и побед. Идти вперед они не захотели.
Нельзя не отметить очень реалистичную и гротескную игру актеров Рината Ташимова(Первый) и Сергея Колесова. Нерв зрителей держали на все сто.
"Любви все возрасты покорны"
⠀
"Ну как Вам? А Вам как? " - почти весь зал перешёптывался после спектакля и обсуждал.
Несколько раз вызывали "на бис", кто-то прослезился, кто-то не мог проронить ни слова, кому-то не хватило эффектов и масштабности.
Такая у всех разная реакция. Но реакция есть, как почти в любом химическом опыте. "Любовь - это химия, это когда трясёт, это когда босиком пойдёшь...." - звучит со сцены.
И она точно была в спектакле "Научи меня любить".
Мой второй спектакль от Коляда-театра и опять удача, да ещё с любовной химией на сцене!
Спектакль я смотрела на сцене театра им. М.А.Булгакова,
⠀
Гастроли Коляда-театра в Москве завершаются.
Напомню, независимый театр "Коляда-театр" был создан Николаем Колядой, известным драматургом. В репертуаре театра современные пьесы и классика, рассказанные авторским театральным языком.
Постановки театра - это свободное творчество, поиск нового и эксперименты.
⠀
Пьеса "Научи меня любить" написана учениками Николая Коляды. Это Екатерина Бронникова и Роман Дымшаков. Прочитав пьесу, Коляда сразу решил её ставить. Это его постановка, сценография и музыкальное оформление.
⠀
Мне кажется не зря в своём (уже ставшем традицией) выступление перед спектаклем Николай Коляда упомянул Ромео и Джульетту.
Конечно, главная героиня не Джульетта. Ей 37 и она живёт обычной среднестатистической жизнью. А он - не пылкий Ромео, а подросток, который оказался взрослее в своей любви.
Они не умирают вместе, но убивают любовь, трагизм зашкаливает: она в колонии со сломанной жизнью, а он целыми днями рядом, в ожидании, ведь "первая любовь не забывается"!?
Как и вечная история, эта постановка о любви, о борьбе, о попытках и о величайшей глупости.
"Научи меня любить" - это женский и мужской монологи. Две версии на одну историю любви.
⠀
Декорации, свет разноцветных прожекторов и музыкальное оформление мне показались очень провинциальным. Но может в этом и задумка? Эта история могла произойти в любом небольшом городке, в какой-нибудь глубинке, где люди до сих пор мыслят шаблонами, где предрассудки расцветают яркими цветами.
На местном телеканале главная героиня начинает рассказывать историю любви.
"Мне 37, у меня муж и ребёнок, ему 17 у него впереди ЕГЭ..."
⠀
Первый монолог героини решён в стиле документального шоу.
Её зовут Татьяна (Татьяна Бунькова). Хищная камера направлена на неё, ассистент постоянно меняет таблички "Тишина" или "Негодование", она нервничает, постоянно играет с очками, ей сложно.
Она пытается оправдаться за эту любовь.
Монолог такой живой, ироничный, пронизанный
печалью и счастьем. Он про жизнь; про нас, женщин; про семью; про ревность и глупость и, конечно, про любовь взрослой женщины к подростку. Есть ли будущее у такой любви?
⠀
Второе решение - монолог главного героя - это откровенный разговор подростка Миши (Алексей Романов) с братом. Он иной, звучит молодёжный сленг, жизненный пофигизм и пустота. Но постепенно он меняется. Его поглощает эта любовь, наполняет смыслом жизнь и уже совсем не хочется прыгнуть вниз с крыши. А хочется любить.
⠀
Почему эти двое в своей линии любви в какой-то момент разошлись!? Почему "малиновое варенье" превратилось в горькую трагедию?
Посмотрите спектакль и ответы вас удивят!
Ну а я благодарю Коляда-театр за эту искренность и нежные эмоции на сцене!
Благодарю актёров за такую прекрасную игру
«Научи меня любить»
И они научили!!! 37-летняя учительница Татьяна Анатольевна и ее 17-летний ученик Миша.
Один из самых пронзительнейших спектаклей театра Коляды в рамках этих гастролей.
Как часто мы думаем за другого, ошибочно выдавая свои мысли за действительное отношение. Как часто бежим от чувств, боимся ответственности, теряемся!!!
Любовь - это самый хрупки и самый богато наполненный сосуд. Кто-то скажет, что это химия... да, и она тоже. Любовь нельзя описать, ее можно лишь чувствовать сердцем, душой, кожей. От любви невозможно убежать, даже время вовсе ее не лечит.
И вот она, взрослая учительница, работает репетитором у мальчика. В ее жизни есть, казалось бы все: муж, ребёнок, работа. Но самого главного давно уже нет... так что бы трепетало и замирало от счастья сердце. Часто в такой ситуации говорят - быть заел. Он ее, Татьяну, сожрал с потрохами.
А вот он, молодой парень, с его первыми желаниями и переходным пофигизмом, у него никаких проблем. Жажда нового, необычного - вот все, что его тревожит.
Все начинается у них так по-разному: ему любопытно переспать с учительницей, а она смущается и запрещает себе даже думать об ученике. Водоворот событий, встреч так стремителен, что когда необходимость в занятиях отпадает, оба теряются. Татьяна вспоминает Мишу, его робкие прикосновения... Мише тоже будто бы чего-то нехватает, да и история не дошла до логического завершения.
И вот он заваливает специально сессию, дабы возобновить встречи. Все получилось! Она вновь приходит к нему домой. Даже природа, словно ощущая их внутренний накал, распаляется донельзя, выгоняя их из дома на речку. Все случилось, произошло. Встречи стали частыми. Ездили на дачу, собирали вместе ягоды, из которых потом Татьяна закатывала банки с вареньем. Словно любовь консервировала... про запас... на потом...
И вот наступает это самое потом.... в котором она осознает - он молод, его будет тянуть к девочкам всегда, они будут меняться, а она никогда не сможет с ними конкурировать. В Мишиной же голове другая «каша»: у неё ведь семья, нерушимое и вечное. Он испугался ответственности, она - предательства.
Она решает всеми силами стать его единственной, пусть даже нарушив закон. Но и тут не выходит. Сдали раньше, чем осуществили... И вот она в тюрьме, а он под ее окнами. Она все равно любит и благодарит его за это чувство. А он... никак не может решиться зайти, ведь предал ее на суде... а позже понял, что без неё не сможет.
Татьяна Бунькова роскошна в роли учительницы невероятно!!! До мельчайших, крошечных моментов выдержан образ учительницы! А как ей удаётся передать всю палитру влюблённой женщины!!! Как меняется она даже внешне - от уставшей и заеденной бытом женщины до девушки, порхающей и абсолютно счастливой, когда любовь захватывает все существо человека, даря огромные крылья за спиной!!!
Смотрела "Ба" на московских гастролях театра. Это был самый искренний театр, который я видела! Сюжет о том, как в жизнь провинциалки Оли в Москве заваливается её Бабушка из Сибири. Она ведёт непрерывный откровенный разговор об Олиной жизни, и сложно поспорить с её честными базовыми понятиями добра и порядочности. Бабушкино сердце говорит светло и справедливо. Её монологи удивительные: ни слова ни убрать, ни добавить.
Напором или наивностью Ба меняет быт и реальность Оли, хотя та брыкается всеми руками и ногами.
Бабушкой говорило само естество, исконный дух народности, мудрый и чувствительный фольклор. В этом было приятно купаться. Её играла заслуженная Тамара Зимина, которой 75! Коляда назвал её «изумительной», таковой она и была, мне очень дорого это удалённое знакомство.
Музыка в спектакле была такая же искренняя, как всё остальное. И очень замечательная юморная массовка, которая заваливалась, как в параллельной реальности, при этом очень комфортно.
Полагаю, что Коляда – интуитивный человек, это невидимо окутывает всё увиденное в этот вечер на сцене.
Театр Коляды предстаёт силовой потоком для зрителя, будоражит очень. Я лично ушла счастливая.
Я давно мечтала познакомиться с театром Николая Коляда, о котором очень была наслышана – и самых противоречивых отзывов, но так уж сложилось, что первое мое знакомство с ним состоялось не на нашей с театром исторической родине, а в Москве, на традиционных зимних гастролях.
Очень долго отбирала постановку - и решила остановиться на пьесе Юлии Тупикиной «Ба» - сюжет показался мне в чем-то близким – к «понаехавшей» и давно и комфортно для себя живущей в Москве девушке Оле внезапно приезжает из Сибири ее бабушка – и начинает наводить свою порядки.
Сам спектакль – постановка, игра актеров, музыкальное сопровождение, костюмы и весь антураж – просто великолепны!
Самая яркая- это разумеется, сама Бабушка, Ба - Тамара Зимина. Ба сыграна настолько живо и реалистично, характер и мировоззрения показаны настолько выпукло, что у меня периодически лились слезы на фоне смеха – я видела и узнавала свою собственную бабушку. Да, Ба у Коляды показана весьма гротескно, как и все остальные персонажи – но она настоящая, поверьте мне.
Вторым, кого бы мне хотелось отметить – это Леша в блестящем исполнении Рината Ташимова – современный (хотела написать «московский», но все же не думаю, что это чисто московская специфика) молодой человек, работающий «на удаленке», творческий и живущий в свое удовольствие. Пластика и мимика – потрясающие. Леша не плохой и не слабый, как пытается представить его Ба (и авторы?), он другой, он из нового мира. И мне, если честно, в течение всей пьесы было его жаль и я его не осуждаю, я вообще сторонник того, что каждый должен жить так как ему хочется – и делать выбор сам.
Ну и конечно же – Оля, Ирина Плесняева, главная героиня – мятущаяся, но сильная девушка, сбежавшая от безысходности и пытающаяся выстроить себе новую, комфортную, СВОЮ жизнь - и порвать с прошлым. Но прошлое не отпускает.
А теперь – о главном. Я, пожалуй, все же не согласна с основным «мессенджем» этой пьесы. Или даже – с толкованием этого «мессенджа». Я посмотрела спектакль , пришла домой, прочитала пьесу. Перечитала ее. И все же. Самый тронувший меня в спектакле момент – это Олина истерика, Олин вопль – «как же я вас всех ненавижу, вы же все детство мне испортили!» Нет, для меня это не автобиографично, у меня было прекрасно детство, у меня была чудесная, мудрая, понимающая и принимающая бабушка, у меня изумительная мама, которую я бы даже хотела сводить на этот спектакль и узнать ее впечатление. Но я - знаю, как это бывает. И я – на стороне Оли. Я считаю, что каждый человек решает для себя сам – как ему жить, с кем ему жить и рожать ли ему детей. И это исключительно его выбор и – больше никого. Тема взаимоотношений с родителями – она очень сложная и болезненная, и да - родители это ключевая ценность и опора в жизни – но жизнь сложнее любого вымысла и однозначного ответа-выбора нет.
Отдельно хочется отметить еще одного, «незаметного», но очень «центрального» героя этой постановки – песню « Не для меня» - мне кажется, она во многом делала эту постановку, этот спектакль. Звучит в голове до сих пор!
Ну и не могу не сказать о руководителе театра – Николай Коляда на гастролях приходит на каждый спектакль и до его начала общается со зрителями, подписывает книги и программки, рассказывает о спектакле. Удивительно светлый и душевный человек, огромное спасибо!
МЕЖДУ НЕБОМ И ЗЕМЛЕЙ ЖАВОРОНОК ВЬЕТСЯ
Аннотация была прекрасна:
"Две истории про любовь и нелюбовь. Про человека и его желание быть счастливым. Две истории – про бесов и людей – и неизвестно кто из них страшней, потому что со своими бесами еще как-то можно сладить, а люди (особенно близкие) в простоте своей – смеясь и играя – ломают самую нашу жизнь.
Две истории про случайную исповедь и выболтанную чужую тайну.
Две истории (обязательно две! даже если вы с первой историей в чем-то не согласны – вторая все ставит на места) про то, что словом можно лечить, словом можно убить. Про близких чудовищ и про чудовищную близость. Две истории про двух беззащитных друг перед другом людей.
Две истории про границы миров – земного и человеческого, людского и бесчеловечного, между небом и землей – где колышутся простые страшные и беззащитные наши судьбы и истории. Две истории про смысл жизни – мерцающий, парящий, как тот жаворонок – чью едва уловимую песню слышим, а иногда нет".
Только, к сожалению, она опять имеет мало общего с тем, что происходит на сцене. Потому что, чтобы увидеть то, что обещает анонс, надо эти самые истории себе придумать и вложить в них смысл, красоту и философию.
Спектакль разделен на две части, и на самом деле - это две небольшие пьесы, каждая из которых идет около часа времени. Объединены они довольно условно. Кто захочет - найдет общий замысел, а кто-то увидит на белую нитку сшитые клочки совершенно разных пьес, которые вместе лишь благодаря тому, что короткие.
Две истории, два диалога, четыре трагедии, четыре персонажа, из них два психически не совсем здоровых человека. А может и больше. В смысле и трагедий, и странных людей, это как считать.
Первая ("Бесы") - про двух монахов, идущих себе долгой дорогой теплым летним днем. Один - молод и по-юношески открыт жизни, второй - постарше, и позакрытее. Для первого Боглюбовь - одно слово. Для второго - есть только бесы. Оба - лишние в этой жизни люди. Младший - сирота, без дому и племени, не желающий ни учиться, ни работать. Монастырь для него - спасение во всех смыслах. Старший - в сущности такой же, только постарше, поциничнее, попугливее, поглупее, да еще и с тараканами. Он от монастыря уже устал, хочется просто гулять и ничего не делать, а одному оставаться непривычно, да и страшно. Вот он и прихватил обманом с собой мальчика. Правда, про обман свой рассказал. А тому в общем-то без разницы. Он готов любить, в том числе и ближнего, а каким окажется этот ближний - ему все равно...
Боглюбовь? Или глупость?
Лирично, но скууучнооо. Очень хотелось уйти в антракте (как часть народа и сделала), но я вспомнила, что любители этог театра говорят, что Коляда любит потроллить зрителя в первом акте и довести до слез во втором. Остались.
Вторая ("Дудочка") - про людей условно светских. На сцене стол, застеленный скатертью, на нем фотография женщины с траурной лентой. Хозяин квартиры - молодой человек. К нему звонит странный незнакомец. Бомж-не бомж, непонятно. Обещает рассказать тайну про отца (который вроде как погиб до рождения сына), уговаривает юношу пустить его в квартиру, вываливает на стол, застеленный скатертью, кучу хлама, начинает нести какую-то чушь. Мол вот твоя мама спала с тем-то, а я его друг, а он твой отец, нет не он, а я втой отец, а ты должен мне быть рад, ты же русский человек, а все русские люди.... Затем рассказывает сказку про дудочку. Мол, вот я оторву листок у твоего растения, посажу в горшок, он пустит корни, вырастет и все-все мне про тебя поведает, как та дудочка из сказки. Но нет, я спасу тебя, я уничтожу цветок! А дальше горшок разбивается, растение выдергивается с корнем, земля сыпется во все стороны. Бомж вымазывает им лицо, все вокруг в грязи... Бррр. В общем, шизофрения где-то в анамнезе считывается на раз. Юноша некоторое время слушает его излияния (как он вообще такого типа в квартиру пустил - загадка), потом ему это надоедает и он выпроваживает мужика восвояси. Тот пару раз делает попытку вернуться, но таки уходит совсем. А мальчик бросает на пол портрет матери и начинает рыдать. Точка.
Чудиков играет Олег Ягодин, молодых ребят - Константин Итунин.
Итунин мне понравился, он был в обеих ролях органичен, и монах у него вышел правильно светлый, и мальчик - разумно дружелюбный.
А вот Ягодин был ужасен. Во-первых, совершенно жуткая дикция. В маленьком зале театра Булгакова половины им произносимых слов было не разобрать. Словно каша во рту. Играй кого угодно, но текст должен звучать четко. А он еще и дико переигрывал. На его гротескных (и слишком одинаковых при этом, что неправильно) персонажей было неприятно смотреть. Что монах, что бомж - одно и тоже.
В общем, катарсиса не случилось.
И еще. Это, конечно, очень субъективный момент, но.... В предыдущем спектакле (Крест, кладбище, камея) били вазы и разбрасывали книги. В этом - вымазали землей белую скатерть, одежду и лицо. Зачем все это? Меня такие вещи просто коробят. Как и добавление ненужной трагичности (слезливости?) историями о прошлом героев пьесы.