Ромэн
Первый и единственный в мире цыганский театр «Ромэн» мы по праву называем старейшим и легендарным. 30 лет художественным руководителем является народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, профессор, академик Международной академии театра Николай Алексеевич Сличенко.
В 1930 году в среде московской интеллигенции возникла идея создания цыганского театра. Эту идею поддержал Луначарский. И не только потому, что в этот период в Москве и России широко создаются национальные театральные коллективы. Но еще и потому, что с конца 17-го — начала 18-го века, когда цыгане поселились в России, русскую литературу, музыку и поэзию невозможно представить без цыган и цыганской песни.
Первые спектакли театра по оригинальным пьесам цыганских драматургов шли на цыганском языке. Но после того как в1937 году «Ромэн» возглавил актер МХАТа Яшин, который существенно пополнил репертуар театра произведениями русской и зарубежной классики, спектакли стали играть на русском языке, что значительно расширило зрительскую аудиторию театра. Большой знаток и ценитель цыганского искусства, таборной песни Яшин стремился сделать «Ромэн» театром «серьезного содержания, соединить фольклор с большой драматургией».
Свыше пятнадцать лет отдал «Ромэну» — профессор Московской консерватории П.С. Саратовский (1941-1957 гг.) Под его руководством «Ромэн» работал четыре военных года. 1200 спектаклей, больше миллиона зрителей, 700 шефских концертов на оборонных предприятиях и боевых кораблях — эти цифры красноречиво говорят о вкладе «Ромэна» в общее дело победы над фашизмом.
В трудном послевоенном 1951 году молва о существовании цыганского театра привела на его порог юного Николая Сличенко. Он развил и многократно умножил его в прославленной труппе уникального цыганского театра. Созданные им сценические образы: Лекса («Четыре жениха»), Коля («Девчонка из табора»), Иван Кале («Ром-Баро»), Ринальдо — Черный дракон («Ты — герой, я — герой»), Федор Протасов («Живой труп»), — стали подлинным явлением в творческой жизни театра, своеобразным эталоном для молодого поколения «Ромэн», выпускников цыганской студии при музыкальном училище имени Гнесиных — воспитанников Н. Сличенко. А поставленные им спектакли «Грушенька», «Мы — цыгане», «Огненные кони», «Живой труп», «Птицам нужно небо», «Таборные игры», завоевали широкое признание цыганскому театру в России и за рубежом.
Сегодня театр «Ромэн» для цыган всего мира стал подлинным центром цыганской национальной культуры.
Отзывы о «Ромэн»
Ещё 46 отзывов"ТАК БЫВАЕТ"
Ромэн! Ромэн!
С самого раннего детства я слышала это название у себя дома. До моего рождения мама и бабушка регулярно посещали спектакли цыганского театра. И я мечтала увидеть своими глазами их колоритные, незабываемые спектакли. И вот мечта сбылась! Я здесь!
Какой спектакль выбрала для первого посещения? Конечно же, посвящённый его прославленному руководителю Николаю Сличенко - "Так бывает". Николай пришел в театр после ***** и прошёл весь творческий путь от артиста второго плана до артиста ведущих ролей и художественного руководителя театра. Деньги на поездку в Москву Николаю собирали всем колхозом и, самое интересное, что в театре его сразу приняли хорошо и тепло. Как рассказывала бабушка, энергетика у Сличенко была по-настоящему сумасшедшая. В 1981 году Николай Сличенко стал единственным цыганским актером, удостоенным почётного звания «Народный артист СССР».
Спектакль "Так бывает" поставлен его дочерью Тамиллой Сличенко, как дань уважения своему великому отцу и не менее известной матери Тамилле Агамировой. В главных ролях Павел Бобров - мл. и Ольга Янковская. Прекрасный актерский дуэт, которому веришь с первых мгновений.
В спектакле интересная сценография: актёры играют не только на сцене, но и на первых зрительских рядах. Так во время сцены партсобрания зрители ощущают себя полноценными участниками происходящего и даже принимают участие в голосовании.
Периодически спектакль дополняется видеорядом с архивными кадрами с выступлений Николая Сличенко и современной инсценировкой его жизни.
Сличенко - человек, посвятивший судьбу прославлению цыганского театра. В 1978 году он создал студию подготовки профессиональных кадров для театра «Ромэн» на базе Музыкального училища им. Гнесиных, а в 2005 году открыл Цыганский национальный курс при Театральном институте им. Б. Щукина. Достоин ли он спектакля в свою честь? Безусловно! Рекомендую всем поклонникам Николая Сличенко, а также любителям цыганского колорита, песен и танцев.
И снова Московский цыганский театр "Ромэн" ******** в свои цыганские сети.
На это раз мы смотрели спектакль "Так бывает". Режиссёром этой биографической музыкальной мелодрамы о Николае Сличенко выступила его дочь - Тамилла, желая отдать дань признания, уважения своему отцу.
Спектакль рассказывает о творческом пути Николая Сличенко от актёра вспомогательного состава труппы до главного режиссёра и художественного руководителя театра "Ромэн"— театре с международным именем, каким он стал под его руководством.
Он жил театром! Благодаря упорству, настойчивости, работоспособности, его актёрскому дарованию было подвластны и лирический герой в классической пьесе, комедийный персонаж искрометных комедий, и драматический герой высоких трагедий. Преуспел Н. Сличенко и в режиссуре. "Грушенька", " Мы-цыгане" и многие другие до сих пор с успехов идут в театре.
Итак, молодой Николай (акт. П. Бобров - мл.) появляется на пороге театра "Ромэн", где его доброжелательно и хорошо приняли. Он сразу же жаждет выйти на сцену и с досадой произносит режиссёру (акт.А. Рубенчик) : "Ну когда же, когда вы мне дадите роль?!" Неуемная энергия и желание проявить себя, приводит к своим результатам. И, вот, уже зрители оказываются на партийном собрании голосуют и утверждают кандидатуру молодого Н. Сличенко на звание ведущего актёра театра.
По ходу действия актёры, играя свои роли заместителя министра культуры, директора, режиссёра, секретаря не просто стоят на сцене, а занимают места в первом ряду зрительного зала, что-то обсуждают, задают вопросы, тем самым включая нас - зрителей в происходящее, делая непосредственными участниками спектакля - интересная режиссёрская задумка.
Очень уместно включение по ходу действия спектакля видеоматериалов, рассказывающих о детстве, юности, о становлении Н. Сличенко, как артиста, о выступлениях на гастролях во Франции и Японии, о его личной жизни.
Красной нитью прослеживается любовная линия взаимоотношений молодого, пылкого влюблённого Николая и Тамиллы (акт. з.а. РФ О. Янковская).
Чередование видеофильмов, зажигательных танцев, душевных песен, переплетение личной и творческой биографии делает этот спектакль великолепным и запоминающимся.
Этот спектакль и есть сама жизнь! "Браво!"
Посвятив служению театру семьдесят! лет жизни, Н. Сличенко останется в сердцах учеников и последователей, в сердцах миллионов людей, чью жизнь изменило знакомство с творчеством, соприкосновение с невероятной созидательной энергией и талантом. Николай Алексеевич Сличенко навсегда останется самой яркой звездой театра «Ромэн»!
Когда я собиралась в Московский цыганский театр "Ромэн" на спектакль "Луна - сестра печали" автора и режиссера Валерии Янышевой (она также сыграла роль Деда Степаныча в своем спектакле), я не читала о сюжете, ведь, порой то, что собираюсь посмотреть в том или ином театре, выбираю, ориентируясь не на голос разума, а на голос души, и он меня пока еще ни разу не подвел. А потому постановка стала для меня большой неожиданностью и даже открытием. В этот вечер мы плакали вместе, вместе отдавали дань погибшим в Великой Отечественной *****...
Когда идешь в театр "Ромэн", всегда подсознательно ожидаешь потрясающих красочных костюмов, зажигательных танцев, трогательных романсов. Но вряд ли цыгане ассоциируются у кого-то с трагическими событиями 1941-1945 гг., а тем временем они участвовали в ***** и несли потери наравне со всеми остальными. Оказывается, существовал цыганский *******, и цыган расстреливали целыми таборами. Цыгане нередко попадали под призыв, как и представители других народов СССР, порой уходили и добровольцами, а еще цыгане, даже девушки, становились партизанами и помогали нашей армии. Все мы знаем, что никого не обошла эта страшная *****, но редко задумываемся об этом и не интересуемся, что же там, за улыбками, гипнотизирующими танцами и песнями.
Спектакль "Луна - сестра печали" возвращает нас к суровой действительности, приоткрывая частичку истории цыганского народа, истории, наполненной горем. На сцене звучали гитары и великолепные голоса, мелькали в движении яркие цветы на роскошных юбках, стучали в танце каблуки тяжелых кожаных сапог. Особенно запомнились великолепные Луиза Абассова в роли гадалки, и сыгравшие двух сестер Радмила Богданова и Ольга Сличенко. В качестве дирижера и гитариста в спектакле участвовал неподражаемый заслуженный артист РФ Николай Лекарев. Почему же так дурманят цыганские напевы, почему так притягательны их голоса и звуки гитары, особенно в полумраке этого спектакля, действие которого по сюжету происходит ночью...
Над сценой горит большая полная луна, словно магический шар, благодаря которому стала возможной встреча прошлого и настоящего. "Спасибо", - говорит цыганка солдатам, благодаря их за долгожданную победу. "Живи", - говорит цыганка, гадая по руке отцу и мужу, потерявшему всю свою семью и не желающему больше находиться в мире, где его ничего не держит. "Найди другую", - говорит цыганка русскому солдату, влюбившемуся в нее с первого взгляда. И вроде бы должно быть весело, но как-то не выходит, и музыка постоянно срывается, уходя в печальные ноты... И вот гитары замолкают вовсе, табор исчезает в тумане, голоса затихают, оставляя солдатам на сцене и зрителям в зале после себя тишину и пустоту... Оглушительную, разрывающую...
Последняя минута окрашена софитами в красный цвет и подобна минуте молчания. Я сидела, застыв, в этот момент я даже не могла плакать, у меня было состояние ступора. Неожиданный конец, сильный поворот, момент осознания... В этот вечер я получила гораздо больше, чем красоту и романтику цыганской культуры. Это было путешествие в 1945 год, все время которого я чувствовала себя частью табора, который так и не дождался победы... Мощно, чувственно, познавательно, интересно, браво!!! Спасибо!!!
Вы знали о том, что во вторую мировую ***** был ******* не только еврейского народа, но и цыган? Почему-то об этом почти не говорят, но 10 лет, с 1935 года по 1945 год нацисты уничтожали цыган на территории всех оккупированных ими стран. И количество жертв ******** оценивается до 1 500 000 человек... Женщин, которые никогда не запоют своих вольных песен, босоногих детей, которые никогда не засмеются и мужчин, которые никогда уже не поведут за собой свой табор...
Очень хорошо об этом рассказывает спектакль театра Ромэн "Луна-сестра печали". ***** окончена и группа солдат возвращается домой, но ночь застигает их в лесу. На свое счастье солдаты встречают табор цыган, которые гостеприимно встречают солдат у своего костра. Всю ночь под полной луной слышатся песни и разговоры. А песен без танцев у цыган не бывает. И в этом красивом, разноцветном вихре русский солдат влюбляется в прекрасную цыганку. Но утром табор загадочным образом исчезает...
Спектакль поставлен очень красиво. Да и как могло быть ещё, если это цыганский театр Ромэн? Яркие костюмы, эмоциональные песни и красивые танцы. Всполохи цвета, лент, развевающихся локонов и манящие голоса. В каждом движении, в каждой строке - свобода.
Насколько красив этот спектакль, в котором так много песен и танцев, настолько он и пронизан болью всего цыганского народа. Уходя из зала, я плакала. Очень эмоционально передан сюжет. Вся скорбь, вся боль... Спектакль показывают не часто, поэтому отчаянно рекомендую на него отслеживать билеты. Такие спектакли надо смотреть обязательно. Можно и с детьми, но лучше взять детей постарше, от 12 лет.
И ещё одна рекомендация: приходите в театр заранее, чтобы насладится архитектурой здания и его убранством внутри. Здание историческое, обязательно познакомьтесь с ним.
Это мой первый визит в театр Ромэн и сразу такая непростая история, которая будоражит сердца зрителей, не оставляя равнодушным никого, несмотря на то, что тема второй мировой не нова и сложно удивить, однако...
Сюжет кажется незамысловатым, на первый взгляд. ***** закончилась, солдаты идут домой. Каждый несёт с собой груз трагедии, физические и душевные раны. В лесу они встречают цыганский табор, хозяева приглашают воинов к костру, пообедать чем бог послал. И спеть вместе.
Но обычные разговоры то и дело сбиваются на военные воспоминания. Люди говорят о своих погибших близких, об ужасах *****, которые им пришлось наблюдать. Весёлые цыганские песни чередуются с любимыми военными.
Цыганские песни сочетаются с военными, в какой-то момент даже пронзительно прозвучит «Синий платочек» Клавдии Шульженко. Если бы не было их, очарованию которых нельзя не поддаться, финал спектакля был бы совсем невыносим. Ты в любом случае не сдержишь слезы, но благодаря искренности песен и душе танца эти слезы даются легче.Сама не понимала почему плачу, почему так хочется выразить все что увидела на сцене именно так… Вероятно, решающей в этом вопросе стала финальная сцена, которая вынимает душу своей лунной красотой во мраке реальности.
Великолепная драматургия и режиссура Валерии Янышевой. Потрясающая игра актёров. Отдельного восхищения заслуживает световое оформление спектакля: такой луны больше нигде не увидеть! Музыкальные номера бережно вплетены в драматическую канву спектакля, лучшие исполнители театра показывают своё невероятное матерство! Украшение спектакля - неподражаемый дуэт Татьяны Репиной и Артура Богданова. И, конечно же, блистательная Анжела Лекарева!
Слышала о театре Ромэн с детства, знала, что это не совсем обычный театр и, единственный в мире, цыганский - т.е. можно увидеть все разнообразие искусства цыган в одном месте. Это был мой первый визит в театр Ромэн! Только начинаю знакомство с репертуаром, но уже понимаю, что это один из магических театров Москвы, где с первых аккордов гитары и первых нот спетых хором на сцене, уносишься в завораживающий мир цыганской музыки, прекрасного вокала и страстного танца… Очень душевный театр, где бушуют реальные страсти на сцене, вызывая искренние эмоции у зрителя! Браво!
Смотрела спектакль “ЛУНА – СЕСТРА ПЕЧАЛИ” и вот что хотела бы сказать о нем...
Луна в символизме обычно означает иллюзии, которым не суждено сбыться. Увы, но именно этому прекрасному ночному светилу отведена роль хранительницы людских тайн, ведь, в ночи мир становится иным, а реальность растворяется во мгле словно во сне.
Эта история произошла в первые дни Победы. Друзья-однополчане, возвращаясь с фронта, встретили в лесу, при свете полной Луны, цыган. Путники всю ночь ведут разговоры, танцуют и поют задушевные песни с новыми знакомыми. Эта ночь кому-то принесла спокойствие на душе, кому-то растревожила воспоминания, а кому-то даже подарила любовь!
Кого же встретили путники в лесу? Каждый зритель поймет это сам, но ясно будет одно - никакая жестокость не может сломить дух людей, оставивших после себя только любовь, которую может увидеть путник в лесу где-то под Смоленском, а рассвет унесет всю печаль прошлого оставив лишь звуки цыганских гитар, бубнов и голосов, которые еще долго будут сниться…
Это мой первый визит в театр Ромэн и сразу такая непростая история, которая будоражит сердца зрителей, не оставляя равнодушным никого, несмотря на то, что тема второй мировой не нова и сложно удивить, однако...
С каждой мелодией и песней я не могла поверить своим ушам настолько красиво выводили актеры. Восхищение смешивалось с чувством нереальности звучания… Такой чистый искренний и настоящий звук, сразу же очаровывает и ты попадаешь в плен, в который ты не сразу сдаешься, но он настигает рано или поздно..
Шла после спектакля рыдая и понимая что в этот театр ходят не за сюжетами и драматической игрой, а за магией цыганского театра, выраженного в музыке, неповторимом вокале и пестрых танцах. Сама не понимала почему плачу, почему так хочется выразить все что увидела на сцене именно так… Вероятно, решающей в этом вопросе стала финальная сцена, которая вынимает душу своей лунной красотой во мраке реальности.
Слышала о театре Ромэн с детства, знала, что это не совсем обычный театр и, единственный в мире, цыганский - т.е. можно увидеть все разнообразие искусства цыган в одном месте. Это был мой первый визит в театр Ромэн! Только начинаю знакомство с репертуаром, но уже понимаю, что это один из магических театров Москвы, где с первых аккордов гитары и первых нот спетых хором на сцене, уносишься в завораживающий мир цыганской музыки, прекрасного вокала и страстного танца… Очень душевный театр, где бушуют реальные страсти на сцене, вызывая искренние эмоции у зрителя! Браво!
Луна в символизме обычно означает иллюзии, которым не суждено сбыться. Увы, но именно этому прекрасному ночному светилу отведена роль хранительницы людских тайн, ведь, в ночи мир становится иным, а реальность растворяется во мгле словно во сне.
Эта история произошла в первые дни Победы. Друзья-однополчане, возвращаясь с фронта, встретили в лесу, при свете полной Луны, цыган. Путники всю ночь ведут разговоры, танцуют и поют задушевные песни с новыми знакомыми. Эта ночь кому-то принесла спокойствие на душе, кому-то растревожила воспоминания, а кому-то даже подарила любовь!
Кого же встретили путники в лесу? Каждый зритель поймет это сам, но ясно будет одно - никакая жестокость не может сломить дух людей, оставивших после себя только любовь, которую может увидеть путник в лесу где-то под Смоленском, а рассвет унесет всю печаль прошлого оставив лишь звуки цыганских гитар, бубнов и голосов, которые еще долго будут сниться…
Это мой первый визит в театр Ромэн и сразу такая непростая история, которая будоражит сердца зрителей, не оставляя равнодушным никого, несмотря на то, что тема второй мировой не нова и сложно удивить, однако...
С каждой мелодией и песней я не могла поверить своим ушам настолько красиво выводили актеры. Восхищение смешивалось с чувством нереальности звучания… Такой чистый искренний и настоящий звук, сразу же очаровывает и ты попадаешь в плен, в который ты не сразу сдаешься, но он настигает рано или поздно..
Шла после спектакля рыдая и понимая что в этот театр ходят не за сюжетами и драматической игрой, а за магией цыганского театра, выраженного в музыке, неповторимом вокале и пестрых танцах. Сама не понимала почему плачу, почему так хочется выразить все что увидела на сцене именно так… Вероятно, решающей в этом вопросе стала финальная сцена, которая вынимает душу своей лунной красотой во мраке реальности.
Ах Ромэн, мой Ромэн...
Не перестаёт удивлять Московский цыганский театр "Ромэн" своим репертуаром и многогранностью своего таланта! Только недавно мы натанцевались и напелись на спектакле "Мы-цыгане", от души насмеялись на спектакле "Бриллианты и любовь", как на небе появилась "Луна-сестра печали"... и полились слезы... за отцов, сыновей, дочерей, жён, мужей, которых не дождались с *****, за весь простой, мирный народ, который встретился на пути врага, за всех тех, кто не допел, не до танцевал, недолюбил, не дожил...
Как известно, ******* в годы Великой Отечественной *****, коснулся не только еврейской нации, но и цыган. А они никому не причиняли зла и искренне не понимали, за что и почему фашисты их уничтожают.
И, все-таки, удивительный народ - ЦЫГАНЕ! Им весело они танцуют, им радостно - они поют. Им плохо и больно - они танцуют и поют, только ещё громче, страстнее, надрывнее!
Итак, друзья-однополчане возвращаются домой с фронта, уставшие, грустные, молчаливые, каждый со своим горем в душе. В ночном лесу, под полной луной, они встречают цыган, в основном женщин юных, молодых с ребёнком на руках, пожилых. Маленький табор принимает фронтовиков, обогревает, кормит, поит, выслушивает непростые истории солдат. Всю ночь напролёт звенят гитары, пляшут и поют цыгане и кочевая песня лечит души уставших воинов, постепенно оттаивает их сердца. Вот гадалка (акт. Л. Аббасова) гадает товарищу лейтенанту, что живы его дети, цыганка с бубном (акт.П Оглу) пытается увлечь за собой солдата, а таборная плясунья Шурка (акт. А. Лекарева) настолько нравится младшему сержанту, что тот уже готов жениться.
А как отплясывает и "выписывает кренделя" пожилая цыганка (акт.з.а.РФ Т. Репина), как не гримируйте, а зрители всё равно её узнали!))
Но на рассвете скрывается луна – а вместе с ней исчезает и табор…
Спросонья, солдаты никак не могут понять, где гадалка, где Шурка, где женщина с ребёнком, где табор? Им всё привиделось или вправду было...
И лишь один вопрос, который так и остался без ответа: "Нас убили, потому что мы-цыгане?"
Как трагично смотрелись исчезающие силуэты людей. Потрясающий световой эффект!
Стоит отметить костюмы героев, они как всегда яркие, красочные.
Отдельной фигурой стоял дирижёр (акт.з.а.РФ Н. Лекарев), виртуозная игра которого задавала тон и ритм всему происходящему действу.
Прекрасный спектакль!
В театре Ромэн я попала на необычный премьерный спектакль “Луна –сестра печали” в постановке Валерии Янышевой, тема –******* цыганского и еврейского народов.
Это пронзительная, щемящая, полная печали постановка – словно “Баркарола“ Чайковского, затрагивает самые тонкие струны души.
Но грусть эта –светлая, несмотря на все ужасы *****.
Сюжет прост –возвращающиеся с ***** солдаты встречают цыганский табор, исчезающий с уходом ночи.
Символика спектакля – полная луна, нависающая над сценой, словно большой прожектор, подсвечивает судьбы людей, простых солдат, по которым, словно катком, прошлась *****.
Цыганский табор же, на мой взгляд –символ мирной жизни, с его песнями, танцами, радостями,
матерью с младенцем, красивой девушкой, в которую влюбляется солдат, мудрыми старухами …
Табор –символ того, что жизнь продолжается, несмотря ни на что. Витальность, жизнерадостность, яркость, неистребимый оптимизм, так присущие цыганам, заставляют нас поверить в лучшее, в то, что надо продолжать жить, несмотря ни на что, а иногда, даже, и вопреки…
Радостно –пой, горько –всё равно пой. Таков мудрый завет цыган.
Но… проходит ночь, и с рассветом табор исчезает, а с ним и радость…
Солдаты остаются одни. Лишь призраки цыган возвращаются с риторическим вопросом: “Нас убили, потому что мы – цыгане?”.
Думаю, что спектакль служит значительным нравственным уроком для воспитания молодёжи, для борьбы с ксенофобией и шовинизмом, для того, чтобы мы понимали: все люди –братья, вне зависимости от национальности.
Как всегда, блистательно! Браво, Ромэн!
В театре Ромэн я попала на необычный премьерный спектакль “Луна –сестра печали” в постановке Валерии Янышевой, тема –******* цыганского и еврейского народов.
Это пронзительная, щемящая, полная печали постановка – словно “Баркарола“ Чайковского, затрагивает самые тонкие струны души.
Но грусть эта –светлая, несмотря на все ужасы *****.
Сюжет прост –возвращающиеся с ***** солдаты встречают цыганский табор, исчезающий с уходом ночи.
Символика спектакля – полная луна, нависающая над сценой, словно большой прожектор, подсвечивает судьбы людей, простых солдат, по которым, словно катком, прошлась *****.
Цыганский табор же, на мой взгляд –символ мирной жизни, с его песнями, танцами, радостями,
матерью с младенцем, красивой девушкой, в которую влюбляется солдат, мудрыми старухами …
Табор –символ того, что жизнь продолжается, несмотря ни на что. Витальность, жизнерадостность, яркость, неистребимый оптимизм, так присущие цыганам, заставляют нас поверить в лучшее, в то, что надо продолжать жить, несмотря ни на что, а иногда, даже, и вопреки…
Радостно –пой, горько –всё равно пой. Таков мудрый завет цыган.
Но… проходит ночь, и с рассветом табор исчезает, а с ним и радость…
Солдаты остаются одни. Лишь призраки цыган возвращаются с риторическим вопросом: “Нас убили, потому что мы – цыгане?”.
Думаю, что спектакль служит значительным нравственным уроком для воспитания молодёжи, для борьбы с ксенофобией и шовинизмом, для того, чтобы мы понимали: все люди –братья, вне зависимости от национальности.
Как всегда, блистательно! Браво, Ромэн!