Театр на Таганке
Московский драматический театр, имя которого неразрывно с именем режиссера Юрия Любимова.
В 1911 году был построен модный в то время электротеатр «Вулкан» с немым кино, куда с удовольствием ходила публика всех сословий. Правда, прожил этот электротеатр не долго, потому как в революцию и гражданскую войну у электротеатра не было денег на киноленты и кинопроизводство, а у людей не было сил смотреть кино.
С 1922 года «Вулкан» передали Рогожско-Симоновскому театру и Студии Вахтангова, и он служил филиалом Малого театра до 1930-х годов, когда перешел секретарю ВРК Рогожского района Москвы Сафонову (и стал называться Театром Сафонова).
В 1946 году Театр Сафонова реорганизовали в Театр драмы и комедии, труппу которого составили воспитанники московских театральных студий и актёры периферийных театров. Но в 1960-е Театр стал одним из наименее посещаемых в столице, и его главному режиссеру Александру Плотникову пришлось уйти, передав бразды правления Юрию Любимову.
Юрий Петрович переименовал Театр в привычный нам теперь «Театр на Таганке», привел в него своих учеников из Щукинского училища вместе с их дипломным спектаклем «Добрый человек из Сезуана», который и стал открытием новой, современной «Таганки». Юрий Любимов, как сказочный доктор, оживил Театр, вдохнул в него новые идеи, поставил множество спектаклей и вновь вернул его модный имидж.
Режиссер руководил Театром в течение 20 лет, до 1984 года, когда был лишён гражданства СССР. В 1989 году Любимов вновь вернулся на должность худрука Таганки. Именно тогда в Театре произошел раскол и образовалось новое «Содружество актеров на Таганке», существующее и по сей день.
В 2015 году на пост директора Театра на Таганке пришла Ирина Апексимова, российская актриса и режиссёр театра и кино, театральный деятель, певица, телеведущая. Под ее руководством Театр, продолжая идти в ногу со временем, вышел на новый уровень с качественным отличием от большинства Московских театров.
Отзывы о «Театр на Таганке»
Ещё 27 отзывовХочу поделиться впечатлениями о спектакле режиссера Анны Закусовой "Желтая стрела" по мотивам одноименной книги Виктора Пелевина. Желтая стрела – поезд, несущийся к ************ мосту. Действие спектакля начинается и заканчивается в темноте. Работает лишь монитор на стене, символизирующий окно поезда. Стук колес, быстро сменяющиеся пейзажи создают ощущение, что ты отправляешься в путешествие вместе с действующими лицами.
Пассажиры «Желтой стрелы» не помнят, когда попали на поезд, и не думают о том, что его нужно покинуть. В сущности – эта поездка и есть их жизнь. Они приспособились к этому ограниченному пространству – строят семьи, находят варианты заработка, но никогда не задумываются о том, что жизнь может быть другой.
Главный герой Андрей (Павел Левкин) тоже путешествует на поезде сколько себя помнит. Но он, как белая ворона в толпе черных, не хочет плыть по течению, вернее нестись и бездну. Он мечтает сойти с поезда. Возможно ли это? Ведь остановок не существует.
Найти ответ на этот вопрос Андрею помогает человек по имени Хан (Баин Бовальдинов). Он рассказывает, что сойти с поезда может только тот, кто поверит в себя и шагнет в неизвестность, не боясь погибнуть. И такие люди уже были.
Интересно, что многие диалоги в постановке выражены через движения, без использования слов. Анна Закусова – хореограф, поэтому значительную часть спектакля занимают элементы пластического театра, когда актеры передают свои эмоции залу с помощью языка тела.
Особенно мне понравились чувственные платистические диалоги Андрея с женщиной (Юлия Стожарова). Любовная история на хозяйственных баулах в клетках из 90-х, сложенных в виде дивана на фоне занавесей в том же стиле.
Еще один элемент – юмористические вставки. Друг Андрея Гриша (Алексей Финаев-Николотов) в стиле стенд-ап выступления рассказывает о детских впечатлениях, полученных во время путешествий на поезде. В повести Пелевина Гриша – предприниматель. Одна из его бизнес-схем: скупать списанные ложки у проводников, ломать их и перепродавать скупщикам алюминия. В постановке Театра на Таганке он предстает в образе торговца всякой всячиной в электричках.
Но больше всего меня впечатлили музыкальные сцены. Когда все задействованные актеры (а их всего 6) во главе со звездой мюзиклов Павлом Левкиным объединялись в музыкальную группу. Они исполнили несколько ярких тематических композиций на стихи Маршака, Пастернака, Башлачева и Пелевина.
Желтая стрела Театра на Таганке – это интересное сплетение разных жанров в одном спектакле. Он напоминает на о том, что наша жизнь – это путешествие. А то, каким оно будет серым и унылым или ярким и запоминающимся, зависит от нас самих.
Лаборатория проекта "Ликбез" и его концепция мне крайне близки, ведь сейчас как никогда важно ознакомить современного зрителя с драматургией советского периода, но также мне очень импонирует, и всем советую ознакомиться с режиссерскими лабораториями театра Российской армии. Благодаря этим лабораториям можно ознакомиться со смелыми постановками на актуальные темы.
Под занавес сезона Театр на Таганке представил спектакль по любимой многими представителями старшего поколения пьесе Леонида Зорина "Варшавская мелодия". Режиссёр Виктор Трегубов.
Это очередной спектакль, вошедший в репертуар театра из режиссерской лаборатории проекта "Ликбез", одна из целей которого познакомить современного зрителя с драматургией советского периода. Сначала создаётся эскиз, который, в случае его удачности, вырастает до полноценного спектакля. Что ж, идея интересная. Правда, спектакли пока рождаются весьма компактными. Так, например, "Мой бедный Марат" идёт 1 час 30 минут, "Причал" 1 час 10 минут, а "Утиная охота" 1 час 20 минут.
Премьерная "Варшавская мелодия" тоже довольно скоротечна - 1 час 20 минут.
И в этом, вероятно, тоже есть свой смысл. Для первого знакомства зрителю вполне достаточно, а если у кого-то возникнет желание поглубже изучить материал, тот всегда найдёт для себя такую возможность. Благо пьеса в самом деле весьма популярна.
Мне, признаюсь честно, поначалу смотреть подобный "дайджест" было сложновато, мешал "бэкграунд", но постепенно втянулась и я. Тем более, что идея преподнести данную историю любви как бы независящей от давления извне, мне показалась интересной.
Ведь до этого я однозначно воспринимала всё происходящее с героями, как некую борьбу с "безжалостным внешним миром" в лице государства и тогдашнего жизненного уклада. И конечно, именно из-за грубого вмешательства государства герои не смогли пожениться. И конечно, именно из-за боязни последствий герой отказывается от героини во время новой встречи спустя 10 лет. И да, именно полная строгих рамок и неукоснительных правил жизнь постепенно перемалывает его. "Без жертв ничего не бывает" - говорит главный герой и проигрывает. Проигрывает ещё в самом начале.
Виктор Трегубов пошёл другим путём, убрав акценты на внешних обстоятельствах до минимума. И вот уже нет никаких сомнений в том, что Виктор (Александр Зарядин) всего лишь человек, плывущий по течению. Его образ ещё сильнее бледнеет на фоне эмоциональной, решительной, предприимчивой Гелены (Дарья Авратинская). Именно она движущая сила в этой паре, именно она готова на ту самую пресловутую жертву. А в итоге сама же и становится этой жертвой. Жертвой обстоятельств, жертвой собственной любви.
Дарье Авратинской, наверное, было проще. Её героиня живая и лёгкая на подъём, целеустремлённая, цельная натура. У неё забавный акцент и потрясающее чувство юмора. И вообще она смешная. Именно её реплики встречают живой отклик у зала. Александру Зарядину же достался персонаж "ни рыба, ни мясо". Но и он стравился. Сквозь всю эту нерешительность, ведомость и мягкотелость Виктора, я очень чётко почувствовала главное - искренность его чувств к Геле. Это было так по-настоящему!
Спектакль на удивление тактильный. В первой части герои используют любую возможность, чтоб прикоснуться друг к другу, держатся за руки, обнимаются. Сколько в этом нежности и искренности! Я любовалась! Это было настолько красноречиво, что всё происходящее было бы понятно и без слов.
Очень чётко для меня обозначилась и "точка невозврата". Когда после свидания в Варшаве герой несколько раз то приближается, то отдаляется.
Они оба ещё не знают, но Рубикон уже перейдён. В этом месте я едва не прослезилась.
И как подтверждение того, что всё навсегда изменилось, в пространстве сцены вдруг появляется единственное яркое пятно - ботинки героини. До этого момента спектакль был почти монохромным, лишь пространство всё время менялось благодаря причудливой игре света, то сгущаясь до густо-синего, то взрываясь ярко-оранжевым, то нависая каким-то тревожно-зелёным.
Понравился ли мне спектакль?
Мне бы хотелось посмотреть его ещё раз, а значит, да. Он мне понравился. Даже не смотря на "бэкграунд" :)
Сходите в театр!
Дарья Дарья, полностью разделяю ваше мнение. Спектакль вышел крайне удачным. Молодые ребята показали "новую театральную школу". Я вот еще посещал спектакль "Данькина каска" в театре армии. Там поднимается актуальная тема и актеры прекрасно вжились в роль, им веришь.
Театр на Таганке, театр наций и театр Российской армии кажутся мне на данный момент лучшими в плане репертуара, подбора актеров и уровню идей в постановках. Из последнего посещала спектакли "Черная кошка, белый кот" на Таганке и "Данькина каска" в театре армии. Всем крайне рекомендую!
Elena Zi, спасибо за большой отзыв. Я вот посещала спектакль "Женитьба" в театре Российской армии.
Получила уйму впечатлений от глубины сюжета, мастерской актерской игры и качественно воссозданной атмосферы. Советую, если вам сильно понравились "Деревянные кони".
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,—
Н. А. Некрасов
Неделю назад в Театре на Таганке состоялся показ спектакля "Деревянные кони", созданный по мотивам трех повестей Федора Абрамова: "Деревянные кони", "Пелагея" и "Алька". Режиссер спектакля Светлана Землякова. Это спектакль - история Русской деревни, показанная через судьбы и характеры трех женщин, живущих в разное время. Здесь очень хорошо раскрывается образ русской женщины. На мой взгляд, режиссеру удалось прочувствовать и подсветить много тонкостей и самых важных моментов, которые объясняют поступки и психологию людей, живущих в довоенный и послевоенный периоды в глухих деревнях.
"Деревянные кони", это такие украшения, обереги, которые устанавливались на крышах крестьянских жилищ. В постановке идет сравнение этого сакрального украшения с героиней Елены Оболенской в первой части спектакля, которая служит хранительницей глухой, забытой богом деревни. Ее образ является олицетворением возрождения деревни, но спустя несколько поколений мы наблюдаем, как деревня начинает угасать и постепенно редеет обороняющий "конный полк".
Первое действие происходило в лесной северной деревне Пижма, где мало бывает солнца, а люди выживали за счет охоты и рыбалки. Здесь соблюдают свои традиции и устои. Некоторые эпизоды сопровождались народными песнопениями, которые, как известно, помогали справляться со всеми невзгодами, велись разговоры о правилах похорон местных жителей, очень строго относились к понятиям чести и достоинства, почитали тяжёлый физический труд, потому что именно он являлся основой жизни.
Василиса Милентьева, в её образе многие узнают своих прабабушек. Женщина старой закалки, мудрая, смиренная и рассудительная. Её рано выпихнули замуж, грозным супругом - дикарем она была не любима. Женщина была с детства приучена к труду, её уважали за доброту и твердость. Елена Оболенская прекрасно справилась с непростой ролью Василисы Милентьевой, глядя на неё не перестаёшь восхищаться, как можно сочетать в себе одновременно такую тихую кротость и огромную внутреннюю силу, способную выдержать тяжелые удары судьбы.
Во втором действии, Пелагея, совершенно другой образ. Вроде бы та же работящая деревенская женщина, но уже с другим характером, многое понимает, не боится пойти против всех, всю жизнь тянулась к хорошим людям. Героиня Александры Басовой пережила голодные послевоенные годы, желает , чтобы дочь её была счастлива и сыта. Она знает цену каждой вещи, ведь после ***** так сложно было достать что-либо из одежды, а из-за голода она потеряла своего первенца. Много лет проработала на пекарне и ни одного дня не отдыхала, запасалась одеждой, обрезами, думая тем самым, что обеспечит счастливое будущее себе и своим близким. С какой досадой и сожалением она начинает понимать, что жизнь уже ни та. Поменялись ценности и взгляды, что она отстаёт от жизни. На примере с покупкой плюшевых жакетов, которые оказались давно уже ни в моде. Она вдруг осознает, что все, что раньше представляло какую-то ценность, нынче тряпками зовётся. Вещи быстро выходят из моды и выкидываются. Несмотря на потери и разочарования, Пелагея с большой любовью относится к своему труду и испытывает огромное уважение к хлебу.
Дочь Пелагеи, Алька (великолепная игра Анастасии Лазукиной), не хочет такой судьбы, как у матери. Красивая, смелая, легкомысленная, уверенная в себе, но семейная жизнь так ей и не удаётся. Уезжает в город попытать счастья вместе с офицером Владиславом Сергеевичем (Максим Михалев), но разочаровывается, так как он оказывается д****** алиментщиком.
Три судьбы, такие разные и непохожие. Разное время и нравственные ценности. Стала ли женщина свободней и счастливей?задумываешься после просмотра этого спектакля . Постановку обязательно стоит посмотреть, хотя бы потому, что это история наших бабушек и прабабушек. Понравились очень реалистичные декорации, воссоздающие образ русской деревушки. Забор из деревянных досок, скамьи, глиняная посуда и костюмы героев (фуфайки, платки, ситцевые платья и обувь, на которой очень часто делает акцент режиссер).
О легендарном спектакле Юрия Любимова «Деревянные кони», премьера которого состоялась ровно полвека назад, в апреле 1974 года, я, признаюсь честно, даже и не слышала… А вот повести Федора Абрамова «Пелагея» и «Алька» когда-то читала, но содержание их почти напрочь забыла – в памяти всплыл лишь эпизод покупки Пелагеей в сельмаге полушубков, которые давно уже вышли из моды.
И вот, благодаря сообществу @moskvalublu и его замечательному куратору @ninel////, мне довелось побывать в Театре на Таганке на пресс-показе новых «Деревянных коней» прекрасного режиссера Светланы Земляковой, чьи спектакли в ГИТИСе со студентами Мастерской Олега Кудряшова мне когда-то посчастливилось посмотреть.
По всей авансцене расставлены скамейки, на которых деревенские жители, одетые в телогрейки, ведут неспешные разговоры. Временами распeвную речь смeняют прoтяжные пeсни. За скамейками – двa рядa частокoла, на заднике сцены изображен большой круг, который подсвечивают то красным, то желтым цветом. Вот и все декорации, в которых происходит первое действие спектакля, героиней которого стала старуха Василиса Милентьевна, об истории жизни которой рассказывает соседям ее невестка Евгения (Марфа Кольцова), величающая ее, как было раньше принято, «мамой», а затем и сама Милентьевна (Елена Оболенская) вступает в разговор. У нее не так много слов, а уж какое-либо действие и вовсе практически отсутствует, актриса играет роль без внешних эффектов, меняя лишь интонации, позы, выражении глаз. Вот вроде бы ничего и не происходит – а мурашки бегут по коже. А уж на страшном воспоминании о том, как повесилась ее дочь Санюшка (маленькая, но очень запоминающаяся роль Александры Хованской), только чтобы мать не срамить перед соседями и как обошлась Милентьевна с человеком, из-за которого в ее жизни произошла эта трагедия – практически у всех, сидящих в зале, на глазах выступили слезы…
Второе действие спектакля более густонаселенное и динамичное, да и декораций в нем поприбавилось. Перед нами пронеслась жизнь следующего поколения русской женщины - Пелагеи Амосовой (Александра Басова).
В отличие от Милентьевны, Пелагею святой уж точно не назовешь – чтобы хорошо, по ее понятиям, жить, приходилось ей не раз поскупиться своими моральными принципами, однако, и патриархальные устои в ней были все еще сильны.
А вот третье из показанных в спектакле поколений – ее раскрасавица дочка Алька (Анастасия Лазукина, недавняя выпускница Мастерской Александра Коручекова в ВШСИ К.А.Райкина), уже легко «стряхивает прах со своих ног» и устремляется в город, на встречу новой жизни. Актриса покидает маленький кусочек сцены, на котором и разворачивалось почти все действие постановки, и устремляется в зрительный зал, как-бы закрывая тем самым калитку в свое прошлое.
Три героини. Три поколения. Три жизни. Ювелирная работа режиссера Светланы Земляковой, сценография Александра Боровского, задуманная так, чтобы «на первом плане было лицо и слово», точнейшие в малейших деталях костюмы Марии Боровской, гдe ни oднa пугoвицa не выхoдит за прeдeлы времени действия cпектакля.
Наверное, это самый сильный по эмоциональному воздействию спектакль, виденный мной за последнее время. Я была потрясена работами молодых, практически незнакомых мне, актеров Театра на Таганке – ведь они не сыграли, а прожили жизни своих персонажей и у меня, да и у всех зрителей в зале было полное ощущение, что мы находимся не в театре, а перенеслись на машине времени в одну из северных деревень нашей необъятной Родины и в щелочку подсматриваем за жизнью ее обитателей.
Ну как можно было так точно передать плавную речь с характерным говором? Как им удалось так точно создать образы простых деревенских жителей? Просто «высший пилотаж»!!! Достоверность – абсолютная! И помимо главных героинь, чья игра достойна лишь хвалебных слов, практически все другие персонажи также заслуживают того, чтобы петь им дифирамбы! Ну, а актрисы, игравшие Маню Большую (Анастасия Захарова) и Маню Маленькую (Мария Рябкова), покорили сердца всех зрителей без исключения! И все мужские роли здесь тоже очень хороши, но, они, все-таки, при просмотре отходят на второй план.
Спектакль «Деревянные кони», однозначно, достоин высших театральных наград по всем, без исключения, номинациям!
Очень советую его посмотреть!!!
И еще один перезапуск - в прошлый вторник мне довелось побывать на премьере «Деревянные кони» в постановке Светланы Земляковой по трем повестям писателя Федора Абрамова в Театре на Таганке
Первый раз спектакль увидел свет в апреле 1974 года - то есть аж 50 лет назад, и режиссеру Юрию Любимову пришлось «пободаться» с цензорами и внести некоторые правки, чтобы отстоять его, сцены с коллективизацией не вязались с генеральной линией партии, и некоторыми моментами пришлось пожертвовать, чтобы зритель все же увидел «Коней».
Тема русской деревни в 2024 кажется спорной, многие архетипы канули в Лету - но Светлана Васильевна, признанный мастер работы со сложной прозой, той, за которую боятся даже браться режиссеры - сумела интерпретировать повести так, что они смотрятся актуально, а вечные вопросы бытия выходят на первый план, оставаясь вне времени и «декораций».
Кстати, о декорациях, но уже без кавычек; художник-постановщик Александр Боровской и художник по костюмам Мария Боровская - прямые потомки художника Давида Боровского, который полвека назад участвовал в создании первой, любимовской, версии.
Меня восхитили костюмы - часто в исторических постановках не удается найти баланс, и приходится идти на серьезные компромиссы - а Марии это прекрасно удалось - образы персонажей прекрасно смотрятся, и не вызывают сомнений в достоверности.
Светлана Землякова подобрала отличный, убедительный актерский состав - им почему-то сразу веришь.
Мое внимание привлек молодой артист труппы (с 2022 года) Андрей Попов, выпускник ИСИ-2017(мастерская А.И.Шейнина). Когда актер обладает такой гармоничной внешностью и отличным сложением, талант - уже излишество, но Андрей прекрасно справился с ролью послевоенного офицера-подлеца, вскружившего голову совсем юной девочке и воспользовавшегося ее наивной полудетский влюбленностью. Так что отдельное браво, тот случай, когда хочется обойти все спектакли артиста.
В театре на Таганке, на основной сцене состоялась премьера спектакля Светланы Земляковой «Деревянные кони» по мотивам повестей Федора Абрамова «Деревянные кони», «Пелагея» и «Алька».
Спектакль погружает зрителя в атмосферу глухой деревни Севера, где время течет по-своему и создает свой особый ритм жизни. На сцене выстроен деревянный забор, обветшалый и некрашеный. На заборе висят алюминиевые кружки и глиняные горшки. А на заднем фоне крутится колесо, которое символизирует крушение времени.
Сюжет увлекает нас в мир судеб трех героинь. Первая героиня, Василиса Милентьевна, совершенно утерянный образ в современном мире. Она полна смирения и полного принятия. Ее жизнь отражает трагедию коллективизации и раскулачивания. Глубоко трагичные моменты, которые заставляют переживать зрителя- повешение ее дочери и видение не родившейся внучки.
Вторая часть спектакля рассказывает историю жизни Пелагеи Амосовой. Голод и лишения закалили ее и наделили железным характером. Она не покладая рук трудилась на пекарне и ни на что другое времени не оставалось. Зритель наблюдает, как складываются ее отношения с мужем, дочерью, Петром Ивановичем и другими жителями. Отношение к ней складывается уважительное, однако не все так однозначно. Обрела ли она счастье и покой в своей жизни?
Третья часть спектакля повествует о дочери Пелагеи-Альке. Молодая девушка стоит на распутье. Она убежала из деревни в поисках лучшей жизни. А теперь перед ней выбор-не вернуться ли обратно?
Вместе эти три образа создают полотно, на котором раскрывается история не только конкретных героинь, но и всей деревни. Спектакль оставляет зрителя с глубокими размышлениями о времени, судьбе и ценностях наших корней и связи с прошлым.