Театр «У Никитских ворот»

Оценка редакции
Театр «У Никитских ворот»

Московский театр п/р Марка Розовского.

Театр основан в 1983 году режиссером и драматургом Марком Розовским. До 1987 года существовал как студия на положении любительского театра. 1 января 1987 года получил статус профессионального театра-студии, а в 1991 году — статус государственного театра.

Репертуар театра уникален: здесь и мюзиклы, и литературно-музыкальные представления, и философские притчи, и трагифарс, и чистая драма... Все это разнообразие объединяет прежде всего ставка на психологизм и человечность.

Театр участвовал во многих м международных театральных фестивалях: фестивале Ионеско, фестиваль экспериментальных театров, Авиньонский театральный фестиваль, Эдинбургский театральный фестиваль, фестиваль Европейский Театров в Гренобле, фестиваль «Русские сезоны» в Чехии и другие.

Отзывы о «Театр «У Никитских ворот»»

Ещё 114 отзывов
Елизавета Ефремова 26 января, 01:00

"Я - Майя" спектакль театра "У Никитских ворот"

Посмотрела в театре "У Никитских ворот" спектакль "Я - Майя" по пьесе Марка Розовского. Это режиссерский дебют актера этого же театра Игоря Скрипко. Ну что сказать... Мне понравилось! Динамичное действие просто не дает возможности хоть на секунду отвлечься от происходящего на сцене, да и не только на сцене. Спектакль очень естественно выплескивается в зал, и этот, далеко не новый прием, в данном случае весьма органичен и добавляет действию дополнительную динамику и своеобразный объем. Очень хороши актерские работы. Все без исключения. Совсем молодые актеры, играющие в театре первый-второй сезон, ни в чем не уступают мастерам сцены и работают с ними на равных. Лаконичная, но выразительная сценография, дополненная видеоинсталляциями Михаила Купрыгина, очень украшает спектакль. Костюмы Евгении Шульц продуманы и добавляют образам героев смелыми штрихами. Короче все прекрасно.
У меня есть только несколько претензий к пьесе. Уж я так уважаю Марка Розовского, так уважаю, но промолчать не могу. Марк Григорьевич собрал все примитивные байки о балете, не только не имеющие под собой хоть какие-то признаки реальности, но и напрямую принижающие артистов балета. Ну сколько можно о гвоздях в пуантах и фуросемиде для похудения. Враки это все, враки. Но я понимаю, что для завязки спектакля нужна интрига, в данном случае это гвоздь, и мелкие штрихи якобы быта... Но ладно, я не буду ворчать. Околобалетная публика наверняка уже оторвалась блеща остроумием. Но это на самом деле мелочи.
Если вы, отталкиваясь от названия, думаете что спектакль это инсценировка книги Майи Михайловны Плисецкой, то ошибаетесь. Книга в спектакле присутствует и она очень важна для действия, но спектакль рассказывает об упорстве в преодолении казалось бы непреодолимых препятствий, о дружбе и о предательстве, о том как важно, чтобы в трудную минуту рядом оказался бы человек, готовый подставить плечо, готовый помочь поверить в себя.
Спектакль о балете, об артистах балета, а потому в нем много музыки и движения. Драматические актеры театра "У Никитских ворот" конечно не владеют техникой классического танца, да это в данном случае и не главное. Хореографы Анастасия Радькова и Лариса Исакова создали номера, рассказывающие о людях, об их душах, надеждах и мечтах.
Спектакль просто переполнен великолепными актерскими работами. Для меня прежде всего это Наталья Корецкая в роли репетитора - абсолютно попадание: осанка, стать, пластика - верю! Игорь Скрипко в роли хореографа Павлика в меру жеманен, в меру забавен, очарователен и пластичен. Хороша и Кристина Айвазовская в главной роли балерины Риты. Вокруг этого образа закручено действие и Кристина естественна во всем многообразии проявления характера героини.
В заключение скажу так: если вы знаток и поклонник балета, то этот спектакль вам лучше не смотреть, а если вы просто любитель театра и хотите увидеть интересную и красивую постановку с хорошими актерами, то смело идите в театр "У Никитских ворот" - спектакль "Я - Майя" вас не разочарует.

Елена Елена 18 января, 10:35

«Я – Майя. Страсти по балету» — это посвящение Марка Розовского великой балерине Майе Плисецкой, а также режиссерский дебют Игоря Скрипко. Это необычный спектакль, где балетную труппу играют драматические артисты, звучат выдержки из биографии, а главная героиня Рита (Ксения Некрасова) чуть не перевоплощается в своего кумира.
Действие происходит в наши дни в современном театре. Прима во время спектакля падает, и оказывается, что ей в пуант подложили гвоздь. Руководитель «Золотого балета» Павлик (Никита Сюсюкин) не собирается ждать, пока Рита восстановится после травмы, и хочет заменить ее Варей (Алиса Тарасенко), с которой его связывают личные отношения.
Риту во время домашнего заточения поддерживает Поклонник (Александр Чернявский) и дарит ей биографию Плисецкой. Он убеждает девушку, что если уж Майю не сломило тяжелое военное детство и потеря родителей, то и Рита должна обязательно вернуться в театр и продолжить служить искусству.
Если попробовать охарактеризовать спектакль одном словом, то я бы сказала – интересный. Необычно видеть на сцене балетный класс, который превращается в ночной клуб. Или частично квартиру Риты, частично закулисные интриги балетного мира.
Но я в первую очередь отметила бы работы художника по свету Евгения Братякова и видеохудожника Михаила Купрыгина. Они сотворили на сцене настоящее волшебство и красоту, невероятные световые рисунки, огромное колесо с шестерёнками, геометрические фигуры, складывающиеся в портреты Май Плисецкой, запись ее интервью.
Я не настолько знаток балета, чтобы сказать, все ли термины были использованы правильно, но вот шутки были уместны и жизненны, порой даже слишком. Артисты много ходили по залу, чем непременно радовали зрителей, сидящих, из-за аншлага, буквально на ступеньках.
Признаюсь, танцы мне понравились не все. Были удачные моменты в дуэте Павлика и Вари, и на дискотеке, но все же хотелось больше профессионализма, если не в классической, но хотя бы в современной хореографии. Видимо, всё внимание было уделено финальному танцу Княжны с мышами, который удался на славу и был очень зрелищным.

Н. Романова 6 декабря 2024, 01:25

"Красный уголок"
Ох уж эта Саруханова! Никакие методы общественно-воспитательной работы на нее не действуют. Лика, воспитательница рабочего общежития (оказывается были и такие), больше часа пытается пробиться в душу уставшей, пьющей лимитчицы и увлечь ее хоть чем-то. Но, как оказалось в финале, надо спасать не от пьянства и деградации личности, а от классического женского одиночества.

Пьесу "Красный уголок" Марк Розовский писал в непростое перестроечное время. Когда в стране вовсю шла горбачевская антиалкогольная компания, пьеса тоже шла, и довольно успешно, и в самом театре "У Никитских ворот" и в сорока театрах России. Сегодняшний премьерный спектакль получил второе рождение, благодаря самостоятельному этюду двух молодых актрис и оказался настолько жизнеспособным, что Марк Григорьевич решил восстановить постановку на старой сцене театра.

Камерность старой сцены как нельзя лучше подходит для такой истории. Граница между тем, где заканчивается сценический красный уголок с его узнаваемым антуражем: красным знаменем, вымпелами и, конечно же, портретом самого Горбачева, и где начинается зрительское пространство, весьма условная. Мы все словно присутствуем на дисциплинарном разборе, или товарищеском суде в качестве свидетелей. Правда, судить, и уж тем более осуждать эту усталую женщину с "макаронной фабрикой" на голове, в бесформенном халате, спущенных хлопчатобумажных чулках и тапках (за костюмы спасибо Евгении Шульц) совсем не хочется. Стоит она целый день у станка, выполняет свою совсем не женскую работу, потом с тремя пересадками едет через весь город, и разве ее вина, что уже не хватает сил ни на походы, ни на культмассовые мероприятия, а хватает только на то, чтобы выпить полбутылки водки, и забыться коротким сном до следующей тяжелой смены.

Лике Федоровне ее судить тоже не хочется, но ей по должности положено, и, как ответственная отличница, "комсомолка, спортсменка", она непременно хочет достучаться до причин сарухановского равнодушия, пробиться за стенку односложных ответов: "ты же пьешь!" - "пью, но я ж никому не мешаю", понять, чего она хочет. А больше всего она хочет побыстрей закончить разговор по душам и пойти спать.

Молодым актрисам удается довольно достоверно передать этот не самый удачный воспитательный опыт, хотя их собственный опыт в этой ситуации им помочь не может. Не мудрено - в то время они обе еще не родились. Но тут начинает действовать актерская харизма, а у зрителей возникает уверенность в их замечательном творческом будущем.

Полина Ежова в роли непробиваемой Сарухановой притягательна до невозможности своим невозмутимым, сонным выражением лица, на котором буквально написано, как в той басне Крылова: "а Васька слушает, да ест".

А Ирина Шкабара - Лика Федоровна, тоненькая девочка с огромными глазами, которую как-то странно называть по отчеству, скачет вокруг этой статуи козликом, пробуя тысячу разных способов ее переупрямить и вернуть обществу полезную трудовую единицу. Но все усилия приводят примерно к такому диалогу:
‐ Ты же пьешь!
- Пью.
- Почему?
- Потому.
Но в процессе выясняется, что между ними гораздо больше общего, чем кажется, что обеим катастрофически не хватает любви, и чтобы растормошить чью-то уснувшую душу, надо просто открыть свою. И тогда взрослая, курящая и пьющая баба вынет из-за пазухи своего безразмерного халата и подарит самое дорогое, что у нее есть - маленького плюшевого щенка Кузю, найденного когда-то на помойке и скажет, уже в дверях, как тот маленький мальчик из детдома, где когда-то работала Лика: "полюбайте меня, мама Лика!", а заводной Кузя будет подпрыгивать у Лики на столе под веселенький мотивчик "Выбери меня, выбери меня, птица счастья завтрашнего дня".

Ну вот, опять у Марка Григорьевича Розовского человечный спектакль получился. Может быть кто-то скажет, что он несовременный, что состоит из одного сплошного диалога, что в нем не хватает драйва и динамики, что героини не матерятся и не отплясывают канкан, но за всем этим есть куда пойти, театров в Москве хватает...

И, кстати, у Сарухановой есть имя. Ее зовут Надя. Вот и получается, что это не красный уголок, а маленький уголок НАДЕЖДЫ.

Катерина Катерина 11 апреля 2024, 12:22

Новый спектакль «Голос отца» в театре «У Никитских ворот», премьера которого состоялась 4-5 апреля.

Пьеса Андрея Платонова, написанная в 1938 году, но впервые опубликованная только спустя тридцать лет, вкладывает в себя философскую глубину и предупреждение об опасности пустотного существования. Она рассказывает о важности связи с предками, охраняющей тонкую нить, на которой держится наш мир.
Режиссер Марк Розовский мастерски передал единение поэтики Платонова и его мировоззрения, создав на сцене особую атмосферу, которая соответствует стилю и содержанию произведения. Марк Розовский – вообще первый режиссер, решившийся на театральный эксперимент с произведениями Платонова: в 1960-х он поставил повесть «Город Градов» в театре-студии МГУ «Наш дом», а в 1970-х в Литературном музее – спектакль «Голос отца». Спустя полвека режиссёр возвращается к этому тексту.

Александр Чернявский невероятно сыграл главную роль. Интересна авторская ремарка, отождествляющая действующих лиц: «играть на сцене «голос отца» другому актёру не следует, потому что это будет грубой художественно ошибкой, которая придаст сцене мистический оттенок, тогда как эта сцена должна быть совершенно реалистической». То есть актер, по сути, разговаривает сам с собой большую часть спектакля, но делает это просто невероятно! Задавая вопросы, так переживает, отвечая на них - так преображается. Тембр его голоса настолько сильно менялся, что в этом было нечто завораживающее и пугающее одновременно. И при этом так правдиво.
В постановке занято всего три актёра: кроме Александра Чернявского, играют Илья Собакин и Богдан Ханин, и каждый из них смог очень точно передать характер своего персонажа. И второстепенные роли на самом деле меняют суть спектакля: от философской драмы в начале постановки постановка переходит в ранг сатиры и юмора, даже несмотря на сложность сюжета и глубину мысли. Человек сам себе враг, но только человек может все исправить и извинить, сохранить и продолжить…

Спектакль «Голос отца» идет без антракта, чуть более часа, и лаконично, я бы даже сказала концентрированно, раскрывает важные аспекты человеческой жизни и культурного наследия. Он напоминает нам о важности сохранения связи с поколениями и охраны наших корней для гармоничного развития как личности, так и общества.

Ольга Сорокина 10 апреля 2024, 09:24

«Голос отца» по пьесе Андрея Платонова

Режиссёр Марк Розовский

Маленький, камерный зал. Всё пространство, как на ладони. Кладбище. Могилы, кресты. Яков, пришедший на могилу отца.

Эта первая сцена заворожила. Герой молча идёт по кладбищу, садится на скамейку, не торопясь достаёт стаканы, хлеб. Закуривает. И не произносит ни единого слова. Создаётся полное ощущение, что его внутренний диалог с отцом уже начался.

И я даже вздрогнула, когда раздались первые слова.

А дальше магия. Александр Чернявский, играющий сына, непостижимым для меня образом так сумел сыграть этот диалог отца с сыном, мгновенно перевоплощаясь, делая это настолько естественно, что я до сих пор под впечатлением. Менялся не только тембр голоса, менялась интонация, менялся взгляд и, кажется, даже рост актёра. Потрясающе!

Это в самом деле был голос ОТЦА. Такой необходимый сыну.

"Я в твоём сердце"

"Ты должен стать мудрым и счастливым"

Кто из нас, детей, не хотел бы услышать такие слова от родителей? И да, этот голос говорил и мне, и, думаю, каждому в зале.

Но тут, впрочем, как всегда в жизни, в эту едва наметившуюся гармонию внутреннего, бесцеремонно вторгается внешнее. В виде некого служащего "стройразбортреста" (Илья Собакин), которому кто-то велел всё сломать, камни и железо рассортировать, а могилы сровнять. Потому-что на этом месте можно построить что-нибудь новое и полезное, например, парк.

Каким же колоритным получился персонаж! Типичный идейный разрушитель, человек без корней. Прямо, как в песне "весь мир мы разрушим до основания, а затем мы новый мир построим" или не построим, но это не важно.

Каждая деталь образа продумана и только усиливает эффект. Начиная со старой детской коляски, которую он использует для инструмента.

И как здорово играет Илья Собакин! Такое воплощённое "бессмысленное и беспощадное" зло с красивым, улыбчивым лицом, искренне верящее, что оно есть добро. Легко, как бы играючи, ************* всё новые и новые территории и отбирающее всё новые и новые куски нашей жизни.

В какой-то момент мне даже показалось, что он и стаканчики, опрометчиво оставленные Яковым возле могилы, прихватит, настолько ярок персонаж.

Я с замиранием сердца ждала, как же поведёт себя Яков, наблюдающий за всем этим вандализмом. Ведь он уже услышал все важные для себя слова, даже о том, что отца по сути нет уже в этой могиле.

И да! Взрыв произошёл. Две совершенно разные вселенные столкнулись в жарком поединке. В драке, я бы даже сказала. Добро должно быть с кулаками? О, да!

И лично я очень рада, что Марк Розовский добавил в происходящее такие точные и яркие штрихи, добившись тем самым максимально чётких акцентов.

Один финальный жест милиционера (Богдан Ханин) чего стоит, когда тот лишь чуть повернул фуражку, и сразу понятно, что к чему.

Браво!

Сходите!

Екатерина Вольнова 9 апреля 2024, 01:13

ГОЛОС ОТЦА

4 и 5 апреля в Театре у Никитских ворот состоялась премьера спектакля Марка Розовского "Голос отца" по одноименной пьесе Андрея Платонова, в которой удивительным образом переплелись советский реализм и повествование похожее на притчу.

Андрей Платонов - советский писатель, поэт, публицист, сценарист и журналист, чьи труды не были должным образом оценены в советское время, но издаются и переосмысляются в наши дни. Мне посчастливилось попасть на генеральный прогон спектакля "Голос отца" накануне премьеры и услышать мнение самого Марка Григорьевича о творчестве писателя.
"Если открыть том Платонова и прочитать строчку, любую строчку, которая случайно попадется вам на глаза, она вас восхитит. Если прочитаете абзац, вы ахнете. А если прочитаете страницу, придете в неистовое восхищение, восторг!" - уверен режиссёр. И я с ним совершенно согласна. После спектакля я ощутила невероятное желание прочесть оригинальный текст самой, и знаете, не смотря на свой малый объем... он действительно принес мне удовольствие и подал пищу для размышлений.

Пьеса "Голос отца" была написана по последним исследованиям в 1938 году, а опубликована лишь три десятка лет спустя.
Вместе с главным героем Яковом мы оказываемся на кладбище, на могиле его отца. Кресты, могилы, павшая осенняя листва...

Как часто вы разговариваете с по-прежнему дорогими сердцу, но покинувшими этот мир, людьми? У меня такое случается. Любимой бабушки нет рядом 16 лет, а я все также спорю с ней и рассуждаю о жизни, спрашиваю совета, веду диалог, как бы абсурдно это не звучало.

Вот так и Яков признается отцу в любви и получает ответы на вопросы, мучившие мужчину со дня смерти родителя. Здесь нет места мистике. Голос отца звучит через сына.
"- Но где же ты теперь отец?
- Я в твоем сердце и в твоем воспоминании"...
Интересно, что по задумке писателя, голос отца играет не отдельный актер. Голос звучит из уст сына. С этой задачей мастерски справился Александр Чернявский. Тембр его голоса настолько менялся от исполнении роли сына до роли отца, что в этом было нечто завораживающее и пугающее одновременно.

В постановке занято всего три актёра. И каждый из них смог точно передать характер своего персонажа. Но надо отметить, что все без исключения образы героев вышли гротескными. От драмы в начале постановки мы перешли к почти сатире в финале.

Сын (исп. Александр Чернявский) - преданный фанатик советского мира и лично товарища Сталина. "Если они (люди) позабудут свой смысл в жизни, – я один встану против них всех, я один буду защищать тебя, Сталина и самого себя!" На краткий миг в глазах артиста мелькнул огонек почти... безумия, он буквально вжился в свой сценический образ.

Служащий стройразбортреста (исп. Илья Собакин) еще один фанатик. Но на сей раз фанатик нового мира. Он приходит на кладбище сравнять могилы, и он одержим идей - идеей разрушить все старое, отжившее, построить новый мир, словно живет по заветам гимна интернационала. Помните слова? "Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем, мы наш, мы новый мир построим — Кто был ничем, тот станет всем!" Образ работника настолько мерзок, что в нем почти не видно души человеческой.

Богдан Ханин воплотил на сцене милиционера - предельно честного, предельно понимающего и действующего исключительно в рамках человеческой (и не только) морали. Не даром в финале его образ максимально приближен к... ангельскому!

Спектакль длится чуть больше часа и оставляет сильнейшее послевкусие, его хочется обдумывать и обсуждать! "Голос отца" затрагивает такие важные темы, как память о наших предках и уважение к прошлому.

Н. Романова 7 апреля 2024, 08:47

В Театре у Никитских ворот совершенно особенная премьера. Марк Розовский поставил одноактную пьесу Андрея Платонова "Голос отца". Обратиться к творчеству одного из главных российских/советских языкотвóрцев, или, скорее, языкотворцóв, как определил значение писателя сам Розовский, было довольно смелым шагом. Особый мир писателя покоряется не каждому. Но у режиссера Театра у Никитских ворот с творчеством Платонова давние отношения. Еще в 1967 году он поставил в эстрадной студии МГУ "Наш дом" сатирическую пьесу "Город Градов", был хорошо знаком с вдовой Андрея Платоновича и предлагал поставить Платонова в нескольких самых значимых театрах 60-х. Любимов сказал, что этот материал "не его", Товстоногов вообще рукопись потерял, (потом, правда она благополучно нашлась). Честнее всех оказался Ефремов, сказавший, что время Платонова на сцене еще не пришло.
Пьеса "Голос отца", во что трудно поверить, была написана в 1938 (а по уточненным данным исследователей его творчества в 1939 году) и являлась частью большого драматического произведения, которое так и не появилось на свет. Опубликована она была лишь в 1967году в журнале "Звезда Востока". Известно, как Сталин относился к Платонову, одна его краткая резолюция на прозу Платонова "сволочь!" говорит о многом. Неудивительно, что произведение гения русской словесности появилось в печати только после смерти как самого писателя в 1951году, так и Сталина в 1953-м.
"Голос отца" - своеобразное посвящение сыну Платонова, который был арестован за юношеское баловство по доносу как раз в 1838 году и, несмотря на заступничество Шолохова, провел два года в лагерях, откуда вернулся тяжелобольным и в 1943 году его не стало.
Влияние тревоги за сына, любви к нему нашли в пьесе "Голос отца" самое глубокое отражение. И может поэтому спектакль Марка Розовского начинается с кладбищенской тишины. Яков приходит на могилу отца, в полном молчании достает из холщевого мешка немудреную выпивку и закуску, по русской традиции поминает отца у его могилы и все это в звенящей тишине зала. Даже звука его шагов мы не слышим, можем только ошутить глубину его печали по ушедшему отцу. Для меня настоящим открытием стал прекрасный актер Александр Чернявский, который так умеет держать паузу, что боишься пошевелиться, чтобы ненароком не разрушить магию. А затем начинается его монолог, точнее диалог с отцом, отвечающим сыну из глубины его души. И этот диалог-монолог, несомненно, самая значимая часть спектакля. Сын спрашивает совета отца, как ему жить дальше, он слепо верит в могущество Сталина и готов пожертвовать собой, чтобы "создать великий мир благородного человека", но его отец уже стал жертвой собственного идеализма и предостерегает сына от последствий такой масштабной борьбы: - "ты погибнешь, сын". Горький опыт отца призван воспитать в сыне новые качества: - "мой отец...велел быть только добрым и терпеливым. А я хотел, чтобы ты был знающим и смелым. Но ты должен теперь стать мудрым и счастливым".
Пока мертвые спят в своих могилах, одни потомки приходят за памятью и советом, а другие - чтобы снести кладбище и выстроить на его месте парк развлечений. Вот такой воинствующий хам с лопатой и появляется у могилы отца Якова. Его рассуждения о лучшей жизни для всех не лишены резона, его вера в лучшее будущее великой советской страны непоколебима, но методы создания "парада красоты", которые он избрал, совершенно абсурдны. Для него важнее памяти "харчи, напитки, вафли, простокваша, блины - что хочешь!" Марк Розовский не случайно придал персонажу Ильи Собакина более гротескные черты, чем даже у самого Платонова - хамоватая ухмылка, шутки-прибаутки, гармошка и наглый перекус у *********** могил. Конечно, стерпеть такое Яков не может. Задушил бы хама, но, слава богу, есть более высшая сила, способная приструнить идейного негодяя.
Неожиданно возникающий на кладбище милиционер (Богдан Ханин) становится символом высшего правосудия, справедливого и спокойного, и на вопрос Якова, что с таким делать, он со знанием дела отвечает:
- "Сам износится в своей суете. Чадом изойдет и исчезнет. Ведь не каждый гражданин бывает человеком, товарищ!"

Elena 6 апреля 2024, 05:03

"Голос отца" - спектакль Марка Розовского по пьесе Андрея Платонова, написанной еще в 1938 году  (и которую я, увы, не читала). Старая сцена встречает нас довольно мрачной картиной.
Осень сама по себе пора увядания, грустное время, а уж на пустом кладбище... Сразу настраиваешься не на действие, а на размышление о смысле жизни. В общем, это правильный настрой: отец, как можно догадаться, лежит в могиле... что не мешает ему разговаривать со своим сыном.
В спектакле всего три действующих лица (если не считать собственно голос отца), продолжительность - менее полутора часов. Тем более удивительно, как столь небольшое может оказаться настолько Большим. Эта постановка, которая может восприниматься и довольно просто, на самом деле невероятно глубока. Достаточно вспомнить историю нашей страны - 38-39 годы, когда звучит сталинское "сын за отца не отвечает" - здесь сын уверяет отца в преданности и рвется продолжать его дело, утверждая, что "Сталин учит всех людей быть верными детьми своих отцов" (с). Даже год смерти отца, который, вместе с повестью его жизни высечен на могильном камне (что для зрителей может быть не  очевидно, но мы это услышим): "Инженер. Продолжатель дела Уатта и Дизеля. ...великий труженик для облегчения участи людей" (с), в общем, наводит на мысль о некоторой связи с биографией самого Платонова. Мы услышим, что враг человека - другой человек, но и друг человека - тоже другой человек. И что отец ждет от сына, чтобы тот стал мудрым и счастливым...
Марк Григорьевич точно выполнил наказ Андрея Платоновича: "Играть на сцене «голос отца» другому актеру не следует..." (с), - и для нас и сына, и голос отца играет Александр Чернявский. И делает это просто невероятно! Я всегда знала, что Александр талантливейший актер, но здесь он, кажется, превзошел себя, совершенно преображаясь в этом монологе-диалоге с отцом. Впечатление производит сильнейшее!
Насколько серьезна и даже торжественна первая часть действия, настолько меняется атмосфера с появлением служащего в исполнении Ильи Собакина. Илье замечательно удался этот образ - чуть жуликоватый, деятельный, уверенный в собственной миссии и правоте, плюс - с хорошо подвешенным языком. Узнаваемый типаж получился, на самом деле :)
Очень не хочется пересказывать сюжет, так что остановлюсь, пожалуй. Хочу только сказать, что, все это снова... или всегда, актуально, и потому особенно остро воспринимается. Весь спектакль - по живому, сильно и глубоко... И большое спасибо Марку Григорьевичу за окончание - то, что он придумал в конце, хоть и очень контрастирует с настроением в начале, но позволяет зрителям "выдохнуть", вернуться из той истории в наше настоящее с улыбкой.
Уже прошли премьерные спектакли апреля, так что искренне поздравляю театр У Никитских Ворот с новой прекрасной постановкой!

Elena Zi 15 февраля 2024, 09:42

На прошлой неделе состоялся генеральный прогон 13 спектакля по счету из цикла "Лента поэзии" в Театре «У Никитских ворот» . Спектакль был посвящён творчеству гениального поэта Иосифа Александровича Бродского. Перед началом постановки на сцену уютного камерного зала вышел художественный руководитель театра Марк Розовский. Он рассказал зрителям о том, что сам лично был знаком с Бродским. О его связи с Россией и о том, что поэт очень любил родной Ленинград и хорошо знал историю буквально, каждого дома. Марк Семёнович подчеркнул, что самой главной целью спектакля было прожить стихотворение на сцене, передать язык поэта. Это такой своеобразный способ предъявления миров поэта зрителю.

На сцене выступали два потрясающих актёра: артист России Андрей Молотков и народный артист России, лауреат Государственной премии Валерий Шейман. Театральным способом чтения стихов им удалось донести до зрителя внутренние переживания поэта, его боль, настроение и терзания. Актеры отлично дополняли друг друга, читая ярко, очень эмоционально и выразительно. Слушая стихотворения возникло ощущение, что ты прожил вместе с поэтом его самые важные этапы жизни.

Звуки античной музыки, щебетание птиц, эхо и песни погружали в философское мировоззрение Бродского. Также на сцене был установлен фрагмент античного театра с колонами и трещиной посередине, из которой появлялись герои. На первом плане была натянута колючая проволока, висели телогрейки, стулья и бюст с изображением Бродского в лавровом венке. Немного мрачные декорации, свидетельствующие о такой непростой, но творческой и уникальной жизни большого великого поэта.

"ЛЕНТА ПОЭЗИИ" это уникальные проект, относящийся к жанру литературно-театральных вечеров, где можно познакомиться с удивительным миром поэзии, насладиться красивым звучанием стихов, погрузиться в творчество и биографию выдающихся личностей.

Елизавета Ефремова 11 февраля 2024, 01:19

"Лента поэзии. Бродский". Театр У Никитских ворот

В Театре У Никитских ворот премьера: очередной, тринадцатый спектакль, из цикла "Лента поэзии". И не случайно именно тринадцатый спектакль посвящен поэзии Иосифа Бродского. В России легкой судьбы у настоящих поэтов не бывает, но творческая судьба Бродского пожалуй одна из самых драматичных в истории отечественной литературы. Поэт, сумевший изобрести новый язык, ставший кумиром молодёжи, знаковой фигурой литературного процесса - изгой в России и свой на чужбине. Советские власти заставили его выбирать между эмиграцией и бесконечными психбольницами и тюрьмами. Бродский в то непростое время (а когда у нас времена были простыми?) был не просто поэтом, он был символом свободы, неугасимого духа творчества, живущего в сердцах людей даже в самой крепкой тоталитарной клетке.
Можно много говорить о поэзии Бродского, восхищаться музыкальностью его стиха и неповторимым стилем, ругать за холодность и сложную метафизику. Но сейчас тот самый случай, когда лучше один (а возможно и не один) раз услышать поэзию Бродского в великолепном исполнении актеров театра "У Никитских ворот" Валерия Шеймана и Андрея Молоткова. И один (и опять же возможно не один) раз увидеть спектакль "Иосиф Бродский", поставленный Марком Розовским на Старой сцене этого театра.
Не случайно спектакль "Иосиф Бродский" идет на старой, камерной сцене, видевшей рождение этого театра, пропустившей через себя спектакли, волнующие души зрителей уже более сорока лет. Именно здесь, плечом к плечу с соседом, глаза в глаза с актерами, и следует слушать поэзию Бродского.
Сценография Станислава Морозова и Марка Розовского скупа, выразительна и остроумна. Конечно же на сцене есть и колючая проволока, и телогрейки, но при этом не забыты лавры нобелевского лауреата, и сам лауреат в лавровом венке и с папиросой.
Спектакль идет всего один час и двадцать минут. Но за это, казалось бы столь непродолжительное время, зрители, слушатели, нет скорее соучастники спектакля столь прочно погружаются в поэзию Бродского, что всю дорогу до метро в душе звучит: "на Васильевский остров приду умирать..."

и поставить вашу оценку (текущая оценка: 9)

Читайте про лучшие
события

Театр «У Никитских ворот» - адрес на карте

Фотографии к «Театр «У Никитских ворот»»