Человек
Театр открылся в 1974 году, со дня его основания художественным руководителем является Людмила Рошкован. До 1983 года были запрещены для публичного исполнения спектакли: «Владимир Маяковский», «В открытом море» и «Эмигранты» Мрожека, «Картотека» Ружевича, «Реквием для губной гармоники» Ветемаа.
Сложная ситуация 80-х поставила «Человека» в условия существования театра андеграунда. Когда в стране произошли перемены в политике и культуре, «Человек» оказался в центре внимания театральной Москвы, и в 1986 г. получил официальное признание и здание в центре города.
Легализация театра сразу же повлекла за собой приглашения к участию в театральных фестивалях и зарубежных гастролях. География гастролей говорит сама за себя: ФРГ, США, Италия, Польша, Венгрия, Великобритания, Финляндия, Швейцария, Аргентина, Венесуэла, Франция и др.
Молодое поколение режиссеров и актеров театра имело возможность пробовать свои силы в режиссуре. Сегодня они существуют уже самостоятельно: Роман Козак, Михаил Мокеев, Александр Феклистов, Дмитрий Брусникин, Игорь Золотовицкий, Сергей Женовач, Валерий Гаркалин, Сергей Качанов и др.
Спектакли театра, прошедшего в свое время через серию запретов и тяготы полулегального существования, неоднократно были отмечены дипломами международных и отечественных фестивалей и широко освещены в прессе.
В театре и за пределами страны осуществлены совместные проекты с польскими, шведскими, английскими, французскими актерами и режиссерами.
Эстетическое пристрастие театра выражено в тяготении к трагическому гротеску, позволяющему добиваться смысловой и эмоциональной заостренности.
Отзывы о «Человек»
Кто из вас знает, что среди тихих арбатских переулочков, в Скатертном переулке, находится Московский драматический театр «Человек», главный режиссер которого - заслуженный артист РФ Владимир Скворцов, знакомый нам, прежде всего, по его театральным работам в «Et Cetera»?
«Этот театр справедливо пользуется репутацией коллектива самобытного, стабильно выпускающего рассчитанные на ценителей, всегда безупречные по вкусу постановки…» («Московские новости»)
Вот на одной из таких постановок я и побывала 15 сентября.
Это премьерный спектакль «Спасите Лёньку!!!» режиссера Скворцова по пьесе Малики Икрамовой.
Роли в нем исполняют Татьяна Ивановская, Елена Лотова, Ольга Соколовская, Дмитрий Филиппов и Артем Анашкин.
До сих пор хожу под впечатлением от неординарной постановки трогательной истории про маленького мальчика Лёньку из блокадного Ленинграда.
Мальчик настолько слаб, что не может ходить. Лежа часами в холодной постели, он сочиняет историю о жаркой Африке.
Лёнька создал свой вымышленный мир, населив его своими друзьями - в нем есть Лев, Жираф, проказница Мартышка...
А еще в Африке есть пальмы, на которых растут кокосы.
Вот закончится *****, вернется с фронта отец и полетят они всей семьей в Африку, вот тогда-то он и увидит этот удивительный плод - мечтает Лёнька.
Но вот к ним в дом переезжает девочка Оля и у Лёньки появляется не вымышленный, а реальный друг, который очень-очень хочет, чтобы мечта мальчика осуществилась...
В спектакле Лёнька и Оля появляются не сразу. Вначале зритель попадает в жаркую Африку и знакомится там с Львом, Жирафом, Мартышкой, Чайкой и Акулой.
Первые десять минут не совсем понятно, «что, зачем и почему» происходит на сцене и лишь когда Мартышка (очаровательная Елена Лотова) предлагает своим друзьям разыграть историю про детей из блокадного Ленинграда, сюжет начинает потихонечку вырисовываться.
А потом действие так вас ***********, что аж сердце в груди щемит!!!
Режиссер спектакля обозначил жанр как «Сотворение мира в одном действии» и ввел на него возрастной ценз 16+.
И это при том, что в спектакле задействованы куклы… Шесть кукол – три разных пары Лёньки и его подружки Оли. Почему? Думаю, по ходу действия спектакля этот режиссерский замысел станет ясен.
Что говорить, спектакль сложный, как для актеров, которые здесь еще и кукловоды (и прекрасно справляются с режиссерской задачей!), так и для зрителей.
Но я считаю, что он как нельзя лучше подходит для семейного просмотра и возрастной ценз я бы снизила до 12+. Ведь он учит Дружбе и Добру и в нем так много необычных сценических чудес!!! И на струнах зрительской души здесь мастерски играют!
Всем исполнителям – Браво! Они у нас на глазах мгновенно перевоплощались в совершенно разные по характеру роли.
Так, Акула (Татьяна Ивановская), которая в африканской компании зверей что-то вроде старухи Шапокляк в истории про Чебурашку, в блокадном Ленинграде становится нежной и заботливой мамой девочки Оли. Она так хочет помочь дочке спасти Лёньку, что берет с работы плод кокоса (а им строжайше запрещено даже зернышко за порог Института растениеводства выносить!!!), чтобы больной мальчик мог увидеть воочию свою мечту…
В параллельной же истории этот кокос из Африки доставляет ему Акула, а сестра Чайки, обитающая на Балтике, помогает ей найти мальчика…
О как тут всё закручено!!!
А еще в спектакле помимо взрывов снарядов (*****!) будет звучать прекрасная музыка Глюка.
Все действие вас не будет покидать чувство сопричастности к происходящему на сцене. Вот за это я очень люблю камерные пространства.
Спектакль пронзительный. Его надо смотреть.
После спектакля здесь можно увидеть транслируемое прямо на стене в театральном фойе интервью создателей и исполнителей этой необычной постановки. Я бы даже запустила этот видеоролик прямо в зрительном зале, чтобы все, кому интересно, могли остаться его посмотреть (в фойе неудобно и народ постоянно мельтешит).